М. Ю. Лермонтов

Михаил Лермонтов Михаил Лермонтов

М. Ю. Лермонтов
» Герой нашего времени («Литературные памятники», 1962)

Об авторе

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3(15).10.1814, Москва — 15(27).7.1841, гора Машук близ Пятигорска; похоронен в селе Тарханы Пензенской губернии], русский поэт, прозаик, драматург. Из старинного дворянского рода. Сын отставного армейского капитана. После смерти матери воспитание будущего поэта взяла на себя бабушка Е. А. Арсеньева (урожденная Столыпина). Детство провел в Тарханах, бабушкином имении; в 1820 и 1825 гг. выезжал с ней на кавказские минеральные воды. Получил отличное домашнее образование (гувернер-француз, бонна-немка, позднее преподаватель-англичанин), с детства свободно владел французским и немецким языками).

В 1828—1830 гг. учился в Благородном пансионе при Московском университете; в 1830—1832 гг. — студент нравственно-политического отделения университета. К 1828 г. Лермонтов относил начало своего литературного творчества, отличавшегося в ранний период исключительной интенсивностью: в 1828—1832 гг. он сочинил свыше 300 стихотворений, 16 поэм («Черкесы», «Кавказский пленник», «Джюлио», «Последний сын вольности», «Исповедь», «Измаил-Бей», «Литвинка» и др.), трагедию в стихах «Испанцы» и две драмы в прозе — «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») и «Странный человек». Жанровой доминантой раннего творчества Лермонтова становится байроническая поэма с пунктирным сюжетом, неординарными героями-бунтарями и географической экзотикой.

Ранние сочинения Лермонтова носят, в основном, ученический характер. Лирика этого времени — своего рода лаборатория стиха: подражая своим старшим современникам (А. С. Пушкину, Е. А. Баратынскому, И. И. Козлову, А. А. Бестужеву-Марлинскому), заимствуя у них отдельный строки и целые фрагменты, юный поэт активно экспериментирует с жанровой формой, строфикой, стиховой интонацией и метром. В ранних опытах Лермонтова, особенно созданных на экзотическом или условно-историческом материале, вырабатывается определенный тип героя-одиночки, противопоставляющего себя власти, обществу, традиции; эти трагические изгнанники, мятежники и преступники во многом наследуют героям европейского и русского романтизма. Характерные особенности раннего творчества Лермонтова — мышление антитезами, принципиально оценочный подход ко всему окружающему, предельная сосредоточенность на субъективных эмоциях и оценках. Лермонтовская поэтика строится на необычных сочетаниях готовых лирических формул, совмещаемых — подчас без учета буквального значения их компонентов — с целью создания максимальной эмоциональной суггестии.

Летом 1832 г. Лермонтов переехал в Санкт-Петербург, где в ноябре поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Во время учебы он почти не писал стихов (известны, в основном, обсценные тексты — три небольших поэмы и несколько стихотворений), но работал над своим первым прозаическим сочинением — романом из времен Пугачевского бунта «Вадим», в котором сказалось сильное влияние готического романа и французской «неистовой словесности» (1832—1834, не окончен).

В ноябре 1834 г. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. В 1835 г. вышла поэма «Хаджи Абрек» — первое выступление Лермонтова в печати за его подписью. В 1835—1836 гг. Лермонтов трижды безуспешно подавал в драматическую цензуру стихотворную драму «Маскарад», написал поэму «Боярин Орша» (опубликована в 1842 г.) и сатирическую повесть в стихах «Сашка» (опубликована в 1882 г., не окончена). В 1836 г. работал над социально-бытовым романом из современной жизни «Княгиня Лиговская» (опубликован в 1882 г., не окончен), где впервые в качестве героя появляется Печорин.

Началом зрелого этапа творчества Лермонтова можно считать стихотворение «Смерть поэта» — политическую инвективу, написанную сразу после гибели А. С. Пушкина (опубликовано в 1858 г.). Стихотворение быстро разошлось в списках и дало повод к преследованию молодого офицера: в феврале 1837 г. он был арестован и переведен из гвардии прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Патриотический шедевр «Бородино», переделанный из юношеского опуса и появившийся в майском номере журнала «Современник» за 1837 г., не смог реабилитировать опального поэта в глазах начальства.

По пути к месту ссылки Лермонтов побывал в Москве, Кизляре, Тамани, Ставрополе, Тифлисе и др., общался со ссыльными декабристами (А. И. Одоевский), с деятелями грузинской культуры (А. Чавчавадзе). Интерес к быту и нравам кавказских народностей, к их поэзии отразился в записи азербайджанской сказки «Ашик-Кериб», в поэме «Беглец» (обе опубликованы в 1846 г.), основанной на «горской легенде». В творчестве Лермонтова как одна из ведущих окончательно утвердилась кавказская тема, разнообразно представленная в его поздних произведениях.

В октябре 1837 г. благодаря хлопотам Е. А. Арсеньевой Лермонтов был переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк (в Новгородской губернии). В январе 1838 г. он возвратился в Санкт-Петербург, в феврале прибыл в расположение полка, а в апреле вновь определен к первому месту службы — в лейб-гвардии Гусарский полк (Царское Село). В 1838 г. опубликованы поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная оригинальным размером, имитирующим ритмику русского былинного стиха, и «Тамбовская казначейша», написанная «онегинской строфой» (опубликована с купюрами).

Лермонтов был принят в аристократических и литературных кругах столицы, посещал Карамзиных, салоны В. Ф. Одоевского, А. О. Смирновой-Россет и др., пользовался вниманием пушкинского круга писателей (В. А. Жуковский, П. А. Плетнев, П. А. Вяземский и др.). С начала 1839 г., сблизившись с издателем А. А. Краевским, постоянно печатался в журнале «Отечественные записки». В феврале 1839 г. при дворе состоялось чтение 8-й, окончательной редакции поэмы «Демон» (опубликована частично в 1842 г.), над которой Лермонтов работал с 1829 г. Высочайшим приказом в декабре 1839 г. произведен из корнетов в поручики. Не позднее весны 1840 г., в пародийном ключе переосмысляя мотивы «Демона», Лермонтов сочинил поэму «Сказка для детей» (опубликована в 1842 г., не окончена).

В апреле 1840 г. издан роман «Герой нашего времени» (входящие в него повести «Тамань», «Бэла» и «Фаталист» впервые появились в журнальных публикациях как самостоятельные произведения), а в октябре того же года — единственный прижизненный сборник «Стихотворения М. Лермонтова». Из написанных к этому времени трех десятков поэм и четырех сотен стихотворений автор включил в книгу только 26 лирических стихотворений, «Песню про купца Калашникова» и поэму «Мцыри», описывающую побег юного послушника из грузинского монастыря в стилистике «Шильонского узника» Байрона. Книга — результат очень строгого и взыскательного отбора; в нее вошли бесспорно выдающиеся стихотворения: «Бородино», «Узник», две «Молитвы» («Я, матерь божия...» и «В минуту жизни трудную...»), «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье!..»), «Ветка Палестины», «1-е января» («Как часто, пестрою толпою окружен...»); «И скучно, и грустно...», «Из Гете» («Горные вершины...»), «Когда волнуется желтеющая нива», «Расстались мы; но твой портрет...», «Тучи» (заключительное стихотворение сборника) и др. Оба издания вызвали бурную полемику в печати.

В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Э. де Барантом, формальной причиной которой стал обмен колкостями на балу (современники усматривали в конфликте любовное соперничество). Лермонтов был арестован, предан военному суду и в апреле 1840 г. переведен в Тенгинский пехотный полк, участвовавший в военных действиях на Кавказе. Летом и осенью 1840 г. в составе Чеченского отряда левого фланга Кавказской линии Лермонтов принимал участие в экспедициях в Большую и Малую Чечню, походе в Темир-Хан-Шуру, в сражении на реке Валерик (описано в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право...», 1840). За проявленную храбрость дважды представлялся к награде и дважды был вычеркнут из наградных списков лично императором Николаем I.

В феврале 1841 г., получив двухмесячный отпуск, Лермонтов прибыл в Санкт-Петербург, участвовал в подготовке второго издания романа «Герой нашего времени», дополненного программным предисловием автора. Жанровая специфика «Героя...» — опора на циклизацию нескольких повестей, принадлежащих к распространенными в русской литературе 1830-х жанрам (путевой очерк, рассказ на бивуаке, светская повесть, кавказская новелла), и выход за их пределы в синтетический жанр психологического романа. Особенность композиции — расположение событий не в хронологической последовательности, а в порядке знакомства с ними повествователя, который всё ближе узнаёт главного героя, с каждым шагом приближается к разгадке его личности, но так и не разгадывает ее до конца, оставляя читателю веер возможных интерпретаций. Весь текст, по замечанию Б. М. Эйхенбаума, — «торжество сюжетосложения над фабулой. О смерти героя сообщено в середине романа — в виде простой биографической справки, без всяких подробностей и с ошеломляющим своей неожиданностью переходом»: «Это известие меня очень обрадовало» («Журнал Печорина: Предисловие»). Неуместная радость повествователя объясняется тем, что у него появляется возможность представить читателю дневник «героя нашего времени».

Самого героя — Печорина — мы видим то глазами других персонажей-повествователей (прежде всего, Максима Максимыча), то его собственными глазами («Дневник Печорина»). Его фамилия пародирует фамилию пушкинского Онегина (обе фамилии произведены от названий русских северных рек), дуэльный сюжет в «Княжне Мери» представляет собой несколько переиначенный сюжет пушкинского «романа в стихах», возлюбленная Печорина, в отличие от пушкинской Татьяны неверна своему мужу и т. д.: «Пушкинских героев сменили герои нового времени» (В. В. Виноградов). В романе, построенном на современном материале, совершается ревизия основных романтических ценностей, прежде всего, испытывается жизнеспособность романтического героя-одиночки, который смело бросает вызов обществу и предопределению, но не может совладать с собственными сомнениями и преодолеть бесцельность собственной жизни. Роман оказал огромное влияние на развитие русской прозы XIX столетия, а позднее вошел в русский школьный канон.

В зрелых поэтических произведениях юношеский индивидуализм Лермонтова смягчен появлением иной, объективирующей точки зрения, ироническим взглядом на предмет и лирического героя. Наряду с глубокой разработкой любовно-психологических коллизий, в стихах последнего периода поэт часто обращается к разработке политических, социальных и философских проблем. К 1841 г. относится целый ряд новых лирических шедевров: «Родина» («Люблю отчизну я, но странною любовью»), «Утес», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»: стихотворение, описывающее предсмертный сон героя о героине, видящей сон об умирающем герое), «Они любили друг друга так долго и нежно...» (из Г. Гейне, о двух любовниках, не узнавших друг друга после смерти), «Выхожу один я на дорогу...» (стихотворение, задавшее все основные темы русского пятистопного хорея: путь/дорога, ночь, сон/смерть и преодолевающая смерть любовь), «Нет, не тебя так пылко я люблю...» («антипризнание», построенное на мотиве загробной любви). Произведения 1841 г. были опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1841—1844) — все, за исключением «Родины», посмертно.

В конце марта 1841 г., намереваясь полностью посвятить себя литературной деятельности и изданию собственного журнала, Лермонтов попытался выйти в отставку, но получил отказ. В начале апреля ему было предписано в 48 часов покинуть столицу и отбыть на Кавказ. По дороге к месту службы для поправки здоровья поэт задержался в Пятигорске, где был убит на дуэли со своим однокашником Н. С. Мартыновым (неясность некоторых обстоятельств дуэли позднее порождала в историографии версии о заговоре и организованном убийстве, не имеющие достаточных оснований). Гибель Лермонтова вызвала широкий общественный резонанс и была воспринята как непоправимая потеря для русской литературы.

Н. О., И. П.
(По материалам статей «Большой российской энциклопедии», «Лермонтовской энциклопедии» и биографического словаря «Русские писатели: 1800—1917»)

Об издании

В основу публикации положен текст Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах, подготовленного в Институте русской литературы РАН к 200-летней годовщине со дня рождения поэта (СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2014). Электронная публикация сохраняет структуру оригинального печатного издания. Пагинация не воспроизводится. В текстах Лермонтова исправлены опечатки и восстановлены цензурные купюры, сделанные в печатной версии по настоянию грантодателя. В текст комментария предполагается постепенно вносить поправки и дополнения, накопившиеся со времени выхода собрания.

«Герой нашего времени» публикуется по изданию 1962 г., подготовленному Б. М. Эйхенбаумом и Э. Э. Найдичем и вышедшем в серии «Литературные памятники». При подготовке электронного издания использован текст из ЭНИ «Лермонтов» в Фундаментальной электронной библиотеке.

Биография

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.