390. <М. А. Щербатовой> («На светские цепи...»).

Автограф: РГАЛИ. Ф. 276. Оп. 1. № 48. Л. 1 — беловой с правкой, на отдельном листе, без заглавия.

Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 15. Л. 10 об. — без заглавия, с отличиями от автографа в ст. 2 и 6, соответствующими первой публикации, на отдельном листе, вложенном в тетрадь 15. На том же листе — копия стихотворения «Парус» (№ 309) (фотокопия: РГАЛИ. Ф. 276. Оп. 1. № 57. Л. 1), на обороте — копии стихотворений «Желание» (№ 293) и «На севере диком...» (№ 406).

Печатается по автографу.

Датируется 1840 г., предположительно весной, в соответствии с датировкой в первой публикации и по биографическим основаниям (см. ниже).

Впервые: ОЗ. 1842. Т. 20. № 1. Отд. 1. С. 126.

Обращено к кн. М. А. Щербатовой, ур. Штерич (о ней см. примеч. к № 378). 10 мая 1840 г. А. И. Тургенев, знакомый Лермонтова, записал в дневнике: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонт<ова>...» (ЛН. 1948. Т. 45–46. С. 420). Имя Щербатовой называли в связи с разговорами о дуэли Лермонтова с Эрнестом де Барантом (1818–1859), атташе французского посольства, сыном французского посла А.-Г.-П. Баранта. Дуэль состоялась 18 февраля 1840 г.

Принято считать, что характеристика внешности и характера М. А. Щербатовой связана с ее украинским происхождением (хотя имение ее отца было в Екатеринославской губернии, которая в ту эпоху скорей относилась к Новороссии). Однако, Штеричи принадлежали к древнему иллирийскому (хорватскому) дворянству, исторически тесно связанному с Венецианской республикой. Живописуя Щербатову, Лермонтов следовал канонам описания идеальной южной (прежде всего итальянской) красоты, а говоря о ее «печальной отчизне» мог иметь в виду австрийское владычество в иллирийских провинциях. В то же время, романтическая Украина примыкала к «полуденным странам» и ассоциации украинского и средиземноморского (как и Крыма с Грецией или Италией) в литературных текстах были достаточно обыкновенны. В этом смысле показательна аллегория Е. П. Гребенки «Признание» (ОЗ. 1839. Т. 2. С. 140–141), где Украина изображена в образе южной красавицы.

Лит.: ЛЭ 1981: 628; Розанов 1941: 462; Белинский 1953–1959: VI, 533; Коровин 1957: 408–409; Иконников 1962: 64–66; Максимов 1964: 102–103; Альбеткова 1973: 66–68; Пигарев 1973: 434; Заславский 1977: 13–19; Найдич 1979: 403–408; Раевская 2001: 326–327; Ходанен 2006: 236–244.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.