(С. 282)
Печатается по тексту первой публикации.
Впервые опубликовано: <1> — П, 1840, №2 (ценз. разр. — 20 февр. 1840 г.), с. 132, с подписью: «Феоклист Боб» (в оглавлении: «Сложил Феоклист Анифриевич Боб»); <2> Снова — здорово! — П, 1840, № 3 (ценз. разр. — 30 марта 1840 г.), с. 105–106, с подписью: «Феоклист Боб» (в оглавлении: «Провинциальный подьячий в Петербурге, или Снова — здорово»; «Сложил Феоклист Анифриевич Боб»); <3> Провинциальный подьячий опять в Петербурге. Беда неминучая и радость могучая — П, 1840, № 7 (ценз. разр. — 31 июля 1840 г.), с. 49–50, с подписью: «Феклист Онуфрич Боб» (в оглавлении: «Сложил Феоклист Онуфриев сын Боб»).
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920 (ст. 25–48, 149–252); ПССт 1927 (полностью).
Автограф не найден.
«Провинциальный подьячий в Петербурге» — первое стихотворение Некрасова, одобренное В. Г. Белинским, который писал: «Очень забавны куплеты „Провинциальный подьячий в Петербурге“; они так всем понравились и уже так всем известны, что мы не имеем нужды выписывать их» (Белинский, т. IV, с. 169). В связи с успехом стихотворения Некрасов в 1841 г. вывел «провинциального подьячего» Феоклиста Боба в качестве главного действующего лица в своем водевиле «Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке».
Люблю лишь арифметику… — В этих стихах о «четырех правилах арифметики» угадывается несомненное сходство с куплетами из водевиля Ф. А. Кони (1809–1879) «Девушка-гусар», с большим успехом исполнявшимися В. Н. Асенковой в Александринском театре. Некрасов придал этому мотиву характер сатиры на чиновников-взяточников (см.: Евгеньев-Максимов В. Е. и др. Некрасов и театр. Л. — М., 1948, с. 29).
До Павловска катался я Железной мостовой… — Первая в России железная дорога Петербург — Павловск протяженностью в 25 верст была полностью открыта для движения в 1838 г. В первые годы многие «катались» по ней для развлечения.
Воксал — это слово употреблялось в значении «концертный зал» (ср.: Даль, т. I, с. 232). «Воксал» в Павловске был открыт
666в 1838 г. Позже (в 1844 г.) Некрасов подробно описал его в фельетонном цикле «Петербургские дачи и окрестности» (см.: ПСС, т. V, с. 467–468).
Палкинский орган — здесь: оркестр в ресторане Палкина в Петербурге.
«Фебус» — водевиль Н. А. Коровкина «Фебус, провинциальный певец» (переделка с французского). Шел на сцене Александринского театра в сезон 1839/1840 гг.
Сосницкий И. И. (1794–1871) — известный русский актер, с особенным успехом выступавший в комедиях и водевилях.
Брамбеус — Барон Брамбеус — псевдоним писателя и журналиста О. И. Сенковского (1800–1858), редактора «Библиотеки для чтения».
Читая «Библиотеки» — т. е. номера «Библиотеки для чтения».
«Титулярные» — водевиль Ф. А. Кони «Титулярные советники в домашнем быту». Шел на сцене Александринского театра в сезон 1839/1840 гг.
Тальони М. (1804–1884) — известная танцовщица, родом из Италии, прима-балерина парижской Большой оперы. В Петербурге гастролировала в 1837–1842 гг.; выступала, в частности, в балете Маурера «Тень», который был поставлен в Петербурге балетмейстером Ф. Тальони, отцом балерины.
Ванька — легковой извозчик.
«Пчелка» — официозная газета «Северная пчела», издававшаяся в ту пору Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем.
«Инвалид» — газета «Русский инвалид», выпускавшаяся военным министерством.
Газ немцы провели. — Подробно о ходе работ по газовому освещению Петербурга в 1820–1840-х гг. см.: Греч А. Весь Петербург в кармане. Справочная книга. СПб., 1851, с. 117–119.
Кунсткамера — старейший русский государственный естественнонаучный музей, созданный по распоряжению Петра I в 1714 г. и открытый для обозрения в 1719 г. (ныне — Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде).
Дагерротип — см. выше, с. 665, комментарий к стихотворению «Наш век».
Ходил я в Академию «Помпею» ту смотреть… — Известная картина К. П. Брюллова (1799–1852) «Последний день Помпеи», завершенная в 1833 г., была выставлена в Академии художеств.
За что Брюллову премию Пришлося возыметь. — В 1834 г. на выставке в Лувре картина «Последний день Помпеи» была удостоена большой золотой медали.
Авантажная — видная, представительная.
А лучше всех красуется Статуя мужика: Он важно в бабки дуется… — Статуя «Парень, играющий в бабки» (1836) работы скульптора Н. С. Пименова (1812–1864) была выставлена в Академии художеств. Описана в стихотворении А. С. Пушкина «На статую играющего в бабки» (1836).
Битка́ — бойкий, опытный, смелый человек.
Я мимо сфинок шел На пристань здесь поставлены…— «Сфинки» — два гранитных сфинкса, привезенные в Петербург из
667Египта и поставленные на набережной Невы возле Академии художеств. Первоначально на их пьедесталах была высечена следующая надпись: «Сии огромные сфинксы, посвященные за XXV веков знаменитому Мемнону (фараону Аменофу III), перевезены в град Святого Петра в царствование императора Николая I и поставлены на сей гранит в 1834 году». Эта напыщенная надпись, проникнутая раболепием перед самодержцами (Николаем I и египетским фараоном Мемноном), была предметом многочисленных насмешек. В «Провинциальном подьячем» Некрасов пародировал ее. В его стихах Мемнон «превратился» в Мемнонова. Такое «превращение» имело свою художественную мотивировку: ведь повествование велось от лица невежественного провинциала Феоклиста Боба, который и сфинксов называл «сфинками» (подробно об этом см.: Гаркави А. М. Из разысканий о Некрасове. — О Некр., вып. II, с. 295–296).
В фалборках, как из кисеи, Закрыты волоса. — Фалборки — уменьш. от фалбора (правильнее — фалбала, от англ. falbola) — оборки, декоративные складки (на платье, портьерах и т. п.).
Да вдруг — и скушал гриб… — В просторечии — не дождался ожидаемого, обманулся.
Ходил всегда я в нанковых, не то чтобы в трико… — т. е. одевался бедно (нанка — дешевая хлопчатобумажная ткань, трико — вид шерсти).
Клико — французское вино (сорт шампанского).
… от Аничкина… — т. е. от Аничкова моста (через Фонтанку, на Невском проспекте).
«Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» — водевиль Д. Т. Ленского (1805–1860), поставленный в Александринском театре в 1840 г. (в 1839 г. — в Малом Театре в Москве).
Пантелей Жучок — персонаж комедии Ф. А. Кони «Деловой человек, или Дело в шляпе», поставленной в Александринском театре 31 мая 1840 г. Жучок ревнует свою жену к молодому чиновнику Горскому и в связи с этим попадает в комические ситуации.
На тонких экскузациях… — т. е. отговорках, извинениях (от лат. excusatio); скрытая цитата из высказываний Пантелея Жучка.
Что хочет быть актрисою… — намек на название водевиля П. С. Федорова (1803–1879) «Хочу быть актрисой, или Двое за шестерых», поставленного в Александринском театре 31 мая 1840 г.
Одесский то есть грек. — Константин Константинович Омега, персонаж водевиля «Хочу быть актрисой…», тип скряги.
На днях смотрел Парашеньку… — т. е. Парашу в драме Н. А. Полевого (1796–1846) «Параша-Сибирячка», поставленной в Александринском театре в январе 1840 г. Роль Параши исполняла В. Н. Асенкова (см. на с. 625–626 наст. тома, комментарий к стихотворению «Памяти <Асенко> вой»).
668Гусева Е. И. (1787?-1853) — известная комическая актриса Александринского театра.
В окошке на пришпекте я Фигуру видел раз… — Сходный комический эпизод описан в рассказе Некрасова «Двадцать пять рублей», 1841 (см.: ПСС, т. V, с. 117–119).
Решпект (нем. Respekt) — уважение, почтение.
Грязная — улица в Петербурге (ныне ул. Марата).