138. С. А. ИВАНОВОЙ (с. 410)

1 Речь идет об окончании работы над романом «Идиот».

2 По предположению А. С. Долинина, эти деньги были заняты у B. И. Ламанского. жившего в то время во Флоренции (см.: Д. Письма. Т. 2. С. 448).

3 В «Русском вестнике» кроме самого Достоевского в 1850—1860-е гг. печатались M. E. Салтыков-Щедрин («Губернские очерки»PB. 1856. № 4—6; 1857. № 7 —10), И. С. Тургенев («Накануне», «Отцы и дети» — PB. 1860. № 1—2; 1862. № 2), Л. H. Толстой («Казаки», «Поликушка», первые две части «Войны и мира» (под заглавием «Тысяча восемьсот пятый год») — PB. 1863. № 1—2; 1865. № 1—2; 1866. № 2—4), а также поэты А. Н. Плещеев, Н. П. Огарев, М. Л. Михайлов, А. К. Толстой, А. А. Фет и др.

4 См. примеч. 26 к письму 137. Замечание о том, что критик «не принадлежит к моим хвалителям», объясняется, по-видимому, тем, что Достоевский отнес к себе слова H. H. Страхова из его разбора «Войны и мира» (см. письмо 137, примеч. 16). В своем предположении Достоевский не ошибся: 12 апреля 1871 г. в письме к нему Страхов откровенно признался в том, что считает «Идиота» его неудачей (см.: Шестидесятые годы. C. 411). Отразившаяся в комментируемом письме неуверенность в искренности Страхова-критика (как и вообще сомнение в добром отношении столь давнего приятеля) вылилась позднее в критическую оценку его и как личности, и как литератора («сочинителя трех-четырех скучненьких брошюрок и целого ряда обиняковых критик по поводу...»). См. также письмо 170, примеч. 7 и 8.

5 Фельетонист «Голоса» писал: «Прошло уже то время, когда всякое новое произведение г-на Тургенева шевелило ум и сердце, возбуждало многоразличные толки и живейший интерес в обществе...» (Г. 1869. 19 февр. (3 марта). № 50).

6 О статьях Страхова, посвященных разбору романа «Война и мир» (З. 1869. № 1, 2; 1870. № 1), см. письма 137, примеч. 14 и 16; 139, примеч. 3; 144, примеч. 7.

749

7 См. письмо 137, примеч. 5 и 19.

8 Об Н. Я. Данилевском-петрашевце см. письмо 134, примеч. 5. По мнению Н. А. Спешнева, он был лучшим знатоком Фурье (см.: Дело петрашевцев. М.; Л., 1937. Т. 2. С. 288; о толковании Данилевским фурьеризма см.: Там же. С. 118—149).

9 Ср. суждение о Данилевском в письме 134. В работе «Россия и Европа» (к которой он приступил в 1865 г.) Данилевский отвергает преемственный характер развития всемирной истории и стремится доказать, что единственными носителями исторической жизни являются чередующиеся и резко отличные друг от друга «культурно-исторические типы»; хронологически последний «культурно-исторический тип» Данилевский видит в России и славянстве.

10 Имеется в виду «опыт» издания журналов «Время» и «Эпоха».

11 В «Русский вестник» был обещан, вероятно, роман о детстве героя-«атеиста», выделившийся из обширного замысла романа «Атеизм».

12 По ряду причин (переезд из Флоренции в Дрезден, жаркое лето и др.) работа над «Вечным мужем» началась лишь в конце августа — начале сентября и продолжалась до начала декабря 1869 г.

13 Большинство переводов в «Русском вестнике» печаталось анонимно, но, по свидетельству Д. Н. Хмырова, Ивановой принадлежали «переводы романов Уильки Коллинза „Бедная мисс Финч”, „Вторая жена”, „Новая Магдалина” и др.» (РГБ, ф. 93. I.6.17).

14 Роман «Идиот» вышел вторым изданием лишь в 1874 г., повесть «Вечный муж» — в 1871 г.

15 В начале августа 1869 г. Достоевские поселились в Дрездене, где 14 (26) сентября у них родилась дочь Люба.

16 С. А. Иванова вышла замуж только в 1876 г. за педагога Д. Н. Хмырова. Она сообщала об этом писателю в письме от 14 августа1876 г.

17 А. А. Иванов до конца дней так и служил по министерству путей сообщения, не оставляя своей мечты стать хозяином на маленькой ферме.

18 В Главное инженерное училище был принят только будущий писатель; старшему же его брату поступить туда не удалось, и он был определен на службу в ревельскую инженерную команду.

19 Ф. М. Достоевский (младший) хоть и вынужден был по недостатку средств оставить в это время консерваторию и давать уроки музыки, чтобы помогать семье, все же сумел стать профессиональным пианистом; в последние годы жизни вел в Саратове торговлю музыкальными инструментами (см.: Волоцкой. С. 104).

20 М. М. Достоевский (младший), музыкант-скрипач, так и не нашел своего места в жизни и умер в богадельне в пятидесятилетнем возрасте.

21 См. письмо 134, примеч. 22.

22 Об обстоятельствах издания Достоевским журнала «Эпоха» и о крахе журнала см. письма 87, 91, 112.


Орнатская Т.И. Комментарии: Ф.М. Достоевский. Письма. 138. С. А. Ивановой. 8 (20) марта 1869. Флоренция // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 749—750.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.