Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин. Портрет работы И.Н. Крамского. Холст, масло. 1879. ГТГ М.Е. Салтыков-Щедрин. Портрет работы И.Н. Крамского. Холст, масло. 1879. ГТГ

М. Е. Салтыков-Щедрин

Об авторе

Салтыков Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия — Салтыков, псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии (ныне в составе Квашёнковского сельского поселения Талдомского района Московской области) — 28.4 (10.5).1889, Петербург], русский писатель, сатирик. Отец — из старинного дворянского рода, мать — из семьи богатого московского купца. Детские годы Салтыкова прошли в отцовской усадьбе, в обстановке крепостнического быта, который он впоследствии описал в своем последнем произведении — мемуарно-биографической хронике «Пошехонская старина» (1887—1889). Воспитывался в московском Дворянском институте (1836—1838) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838—1844). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844—1848). В 1840-х годах сблизился с петрашевцами, пережил увлечение утопическим социализмом Фурье и Сен-Симона.

Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы», вызвали недовольство властей: в апреле 1848 г. молодой писатель был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (слова Николая I о повестях Салтыкова). В Вятке он был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 г. — советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов будущий сатирик вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром.

Только после смерти Николая I (1855) Салтыков смог вернуться в Петербург и возобновить литературную работу. В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) он ясно выразил свой «взгляд на искусство» и свои «требования в отношении к нему»: искусство должно искать ответы на важнейшие социальные вопросы современности и непосредственно воздействовать на общественное сознание. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу Салтыков воплотил в «Губернских очерках» (1856—1857), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора и впоследствии присоединенный им к подлинной фамилии). Очерки имели огромный успех и сразу создали Салтыкову-Щедрину громкое писательское имя.

Во второй половине 1850-х и в начале 1860-х годов Салтыков стремился непосредственно участвовать в либеральных преобразованиях, курс на которые заявило правительство. В 1856—1858 гг. служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке крестьянской реформы. В 1858—1862 гг. он — вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. В начале 1862 г. (вероятно, по негласному предложению властей) вышел в отставку «по болезни».

В годы вице-губернаторства Салтыков-Щедрин продолжал печатать (с 1860 г. — преимущественно в журнале «Современник») рассказы, очерки и сцены. Большинство их влючено в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе — 1863). В этих текстах формируется новая поэтика Щедрина, отличающая их и от фельетонного натурализма, и от сюжетной беллетристики: «Автор уже покинул форму правильного рассказа, которой он еще держался в “Губернских очерках”, и изобрел для себя... форму повествовательных размышлений» (П. В. Анненков, «Русская беллетристика в 1863 г.»).

Уйдя со службы, Салтыков предпринял попытку издания собственного журнала «Русская правда», но не получил на него разрешения. После ареста Н. Г. Чернышевского (1862) и 8-месячной приостановки «Современника» Салтыков по приглашению Н. А. Некрасова вошел в редакцию этого журнала. Публиковавшиеся там ежемесячные щедринские обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 1860-х годов.

В 1864 г. Салтыков-Щедрин вышел из редакции «Современника», не прекратив тем не менее авторского сотрудничества (биографы спорят о причинах этого поступка). Материальные соображения принудили его вернуться на службу. В 1865—1868 гг. он возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. В годы работы в ведомстве Министерства финансов литературная деятельность Салтыкова сошла на минимум, однако собранные там наблюдения легли в основу «Писем о провинции» и «Признаков времени» (оба — 1869) — широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.

В 1868 г. личным повелением Александра II Салтыков был уволен в окончательную отставку в чине действительного статского советника с запрещением занимать должности на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 г. «Современник», а после смерти Некрасова возглавил редакцию «Отечественных записок». Шестнадцать лет работы Салтыкова-Щедрина в этом журнале, ставшем главной трибуной русской демократии, образуют второй, наиболее значительный период литературной биографии писателя.

В 1869—1870 гг. создано вершинное произведение щедринской сатиры — «История одного города», гениальная пародия на российское государство и русскую историю, гротескно шаржированную в истории вымышленного городка с говорящим названием Глупов. В опубликованной по-английски рецензии на эту книгу И. С. Тургенев сравнил сатирическое дарование Салтыкова-Щедрина с дарованиями Ювенала и Свифта. История города Глупова была подготовлена очерками о «Глупове и глуповцах» (1861—1862) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863—1874). За ними последовали фельетонные циклы «Господа ташкентцы» (1869—1872), «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), «Благонамеренные речи» (1872—76), «Убежище Монрепо» (1878—79) и др. — саркастические картины капиталистической трансформации России. В цикле очерков «Господа Молчалины» (1874—1878) дана глубокая трактовка «молчалинства» (сочетания конформизма, карьеризма и покорности перед вышестоящим начальством) как неизбывной социально-психологической характеристики русской жизни.

В 1875—1880 гг. Салтыков-Щедрин пишет цикл рассказов, сложившихся в роман-хронику «Господа Головлёвы» (отдельное издание — 1880) — повествование о трагическом распаде семейных уз и вымирании рода. Эта книга, одна из величайших, но и самых пессимистических в русской литературе, более других произведений Салтыкова-Щедрина напоминает традиционный для русской беллетристики семейный психологический роман. Однако мотив гибели «дворянского гнезда» развит в нем необычным образом: речь идет не о материальном оскудении, а о нравственном саморазрушении семьи, терзаемой стяжательскими страстями. Финал романа поразил читателей своим мрачным психологизмом. «Пробуждение одичалой совести» главного героя, Порфирия («Иудушки») Головлёва, не приводит его к духовному и душевному просветлению: «совесть проснулась, но бесплодно».

Гротескно-сатирический роман «Современная идиллия» (1877—1883) обнаруживает связь с фельетонными циклами Салтыкова-Щедрина как в манере повествования, так и в присутствии явно автономных фрагментов. Фантастически-авантюрный сюжет развертывается вокруг аморальных деяний двух героев-интеллигентов (подделка векселей, двоеженство и т. п.).

После неоднократных предупреждений весной 1884 г. «Отечественные записки» были закрыты. Салтыков потерял возможность «ежемесячно беседовать с читателем» (из письма К. Д. Кавелину от 12 мая 1884 г.).

В эту пору окончательно складывается щедринский сказочный цикл, начатый еще в 1869 г. сказками «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик». Стилистика сатрической сказки тяготеет к простоте и наглядности изложения, сюжет развивается вокруг фантастических ситуаций, в которых действуют условные персонажи — люди и животные, подобные персонажам басен и фольклорных сказок («Премудрый пискарь», 1883; «Карась-идеалист», 1884; и др.). Однако в это жанровое определение укладываются далеко не все тексты, включенные автором в сказочный цикл. Многие из них, особенно позднейшие, отличаются лирическим либо ораторским тоном и напоминают по жанру то стихотворение в прозе, то проповедь. Цикл вышел отдельным изданием под названием «23 сказки» в 1886 г. Второе издание (1887) содержит 24 текста. С неподцензурными произведениями под заглавием «Новые сказки для детей изрядного возраста» щедринские сказки были напечатаны в Женеве в 1886 г. Полный свод из 32 текстов был впервые опубликован только в 1927 г.

К особенностям сатирической поэтики Щедрина принадлежат «эзопов язык» (т. е. совокупность стилистических приемов, позволяющих скрывать за прямым смыслом второй семантический план), жанровая пародия (например, на историографию в «Истории одного города»), фантастический гротеск (органчик в голове одного из глуповских градоначальников etc.) и типизированные собирательные образы («иванушки», «глуповцы», «пестрые люди» и др.). Вместе с тем Салтыков-Щедрин в полной мере владел методом психологического анализа и искусством создания архетипических образов («Иудушка» Головлёв, галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.). Произведения Салтыкова-Щедрина сочетают формы публицистики, драматической сценки и беллетристики, создавая сложный художественный конгломерат, в котором фельетон может стать главой социально-психологического романа, а вставная новелла — автономным сатирическим очерком.

И. П.
По материалам 3-го издания «Большой советской энциклопедии» (статья С. А. Макашина) и биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917» (статья Г. В. Петрова)

 

Об издании

В РВБ представлено лучшее на сегодняшний день издание произведений Салтыкова-Щедрина — Собрание сочинений в 20 томах (24 книгах) (М.: Художественная литература, 1965—1977). Электронное издание подготовлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 04-04-12132в).

Биография

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2008—2024. Версия 2.0 от 1 апреля 2017 г.