СТАРЫЕ ГОДЫ В СЕЛЕ ПЛОДОМАСОВЕ

Печатается по тексту: Н. С. Лесков. Собрание сочинений. СПб., 1890, т. VI, стр. 339— 435. Первоначально опубликовано в еженедельнике «Сын отечества», 1869 (Старые годы в селе Плодомасове, Часть первая. Боярин Никита Юрьевич. № 6, стр. 71— 74 и № 7, стр. 85— 88. Часть вторая. Боярыня Марфа Андреевна. № 8, стр. 99—103 и № 9, стр. 113—119) и в «Русском вестнике», 1869 («Плодомасовские карлики. Картина старорусской жизни». № 2, февраль, стр. 662—684).

В сборник «Рассказы М. Стебницкого» (1869) автор включил «Плодомасовских карликов» в качестве третьего очерка в «Старые годы в селе Плодомасове», дав им общий подзаголовок «Три очерка» со следующим пояснительным примечанием перед третьим очерком: «Здесь должен чувствоваться большой перерыв в Плодомасовской хронике, потому что три очерка, касающиеся позднейшей старости Плодомасовой и воспитания и жизни «дворянина Туганова», по особым соображениям автора не включены в этот том. Наступающий очерк представляет эпоху гораздо позднейшую, когда Плодомасова уже умерла. Глубокое старчество Марфы Андреевны передается лишь устами ее фаворитного карлика Николая Афанасьевича».

В 1872 году «Плодомасовские карлики» вновь были напечатаны Лесковым с изменениями текста в составе его «Старогородской хроники» — «Соборян» в «Русском вестнике» (1872, № 5, май, стр. 258— 278) как главы II— V второй части хроники. Лесков сообщал об этом в письме в редакцию газеты «Русский мир» от 1 мая 1872 г. № 119: «После выхода апрельской книги «Русского вестника», где помещена первая часть моего романа «Соборяне», распространились некоторые толки, и я получаю устные и письменные вопросы и сожаления: зачем мною изъяты отсюда «Плодомасовские карлики», с которыми читатели познакомились по отрывку, напечатанному в «Русском же вестнике», назад тому три года.

Глубоко признательный за столь мало мною заслуженное внимание известных и неизвестных мне лиц, я считаю долгом

598

объяснить им, что интересующие их «Плодомасовские карлики» отнюдь не изъяты из «Соборян» и появятся в свое время. Воспоминаемый читателями прежде напечатанный отрывок принадлежит ко второй, а не первой части романа, и затем главнейший из карликов (Николай Афанасьевич) продолжает быть действующим лицом до самого конца повествования».

Включая «Старые годы в селе Плодомасове» в VI том собрания сочинений, Лесков несколько изменил редакцию пояснительного примечания к «Плодомасовским карликам», указав, что «очерк этот частию вошел в хронику «Соборяне».

Журнальный текст «Старых годов в селе Плодомасове» и его перепечатка в сборнике 1869 года не имеют отличий. В собрании сочинений «Старые годы в селе Плодомасове» подверглись большим сокращениям и тщательной стилистической правке. В очерке «Боярыня Марфа Андреевна» из главы VI «Домашний вор» после слов ... опять начиналось то же шныряние следовал текст, который помещен в приложении (стр. 571— 579). Этот текст характеризовал домашние забавы Марфы Андреевны, и здесь впервые фигурировал Ванька Жорнов, в главе VII — «Незваные гости» оказывающийся предводителем разбойничьей шайки. В первоначальной редакции, таким образом, узнавание Ваньки Жорнова Марфой Андреевной в сцене нападения разбойников было мотивировано его появлением в предыдущей главе. Удаление этого эпизода могло быть продиктовано Лескову соображениями цензурного порядка, так как «Старые годы в селе Плодомасове» введены были Лесковым в состав VI тома Собрания сочинений, после того как этот том (в его первоначальном составе) был запрещен Главным управлением по делам печати (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова. М., 1954, стр. 576— 580) по заключению духовной цензуры и сожжен.

Первое упоминание о Плодомасовской хронике в печати содержится в списке произведений, приобретенных журналом «Литературная библиотека» на 1868 год («Литературная библиотека», 1867, декабрь, книга вторая). Здесь наряду с «Божедомами» указан «очерк» «Боярыня Плодомасова». Это упоминание позволяет предположить, что замысел «Старых годов в селе Плодомасове» к концу 1867 года у Лескова уже был, а может быть, они уже и писались.

Первоначально историческая хроника была задумана Лесковым много обширнее, чем осуществлена. «Мне хотелось,— писал в 1871 году Лесков,— создать нечто вроде трилогии, т. е. написать бабушку — боярыню Плодомасову, дочь ее г-жу Туганову и внучку» (Надпись на авторском экземпляре книги «Рассказы» Стебницкого, т. II, 1869 — см. Валентина Гебель. Н. С. Лесков. В творческой

599

лаборатории. M., 1945, стр. 130). Ближе к реализации такого обширного исторического рассказа Лесков подошел позднее в романе «Захудалый род» (1874). Как можно судить по осуществленной части Плодомасовской хроники, Лесков ставил в ней задачу изображения хода русской истории XVIII—XIX веков, как он писал позднее, «со стороны самой легкой и поверхностной, со стороны изображения каких-нибудь неважных людей, которые, однако, самою своею жизнью до известной степени выражают историю своего времени» («Киевская старина», 1883, т. V, февраль, стр. 235. Предисловие к «Печерским антикам»). Материал для «Старых годов в селе Плодомасове» Лесков черпал в основном из собственных воспоминаний детства, из наблюдений над бытом и нравами дворянских родов Орловской губернии 1830-х—1840-х годов, из рассказов родных и из семейной хроники. Так, эпизод неравного брака пятидесятилетнего боярина Плодомасова с пятнадцатилетней Марфой Андреевной мог быть взят Лесковым из семейной хроники: его родная тетка Наталья Петровна Алферьева в 1824 году почти еще подростком была выдана замуж за пятидесятилетнего холостяка, богатого помещика М. А. Страхова, который ее тиранил и ревновал. Лесков провел в детстве несколько лет у Страховых и позднее воспроизводил характер хозяина дома в своих произведениях.

Для Плодомасовой, по словам Лескова, он использовал многие черты характера одной из помещиц, о которой писал в статье «Пресыщение знатностью» («Новое время», 20 января 1888, № 4272): «В Кромском уезде Орловской губернии, в селе Зиновьеве, жила помещица Настасья Сергеевна, рожденная кн. Масальская. Она в юности получила блестящее образование в Париже и пользовалась общим уважением за свой ум и благородный, независимый характер. Состояние у нее было среднее (500 душ), но хорошо поставленный дом ее был открыт для званых и незваных. Ее очень почитали и ездили к ней издалека, не ради пышности и угощений, а «на поклон» — из уважения. В зиновьевском доме было хлебосольно, но просто, приветно и часто очень весело. Кроме того, зиновьевский дом был также в некотором роде источником света для округа. Большинство соседей брали здесь книги из библиотеки, унаследованной хозяйкой от Масальского, и это поддерживало в окружном обществе изрядную начитанность.

Когда меня мальчиком возили в Зиновьево, Настасья Сергеевна была уже старушка, но я отлично ее помню и с нее намечал некоторые черты в изображениях «боярыни Плодомасовой» (в «Соборянах») и «княгини Протазановой» (в «Захудалом роде»). О ней говорили, что «она всем дает тон».

600

В Зиновьеве же был карлик. Об этом упоминается в автобиографических заметках С. П. Алферьева (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова. М., 1954, стр. 49), по-видимому послуживший прототипом для Николая Афанасьевича.

Стр. 193. Бранка — пленница.

Стр. 194. В 1715 году приехали... какие-то комиссары... — Чиновники по сбору налогов.

Стр. 195. Петровский потешный — потешные войска возникли из созданных в 1683 году для забавы малолетнего Петра I детских отрядов; позднее (в 1691) они были преобразованы в два полка, Преображенский и Семеновский, и стали образцом для созданной Петром регулярной армии.

Стр. 196. Охобень (охабень) — старинная верхняя одежда с прорезами под рукавами и с четвероугольным откидным воротом.

Торока — ремешки для пристежки к седлу.

Чембур — повод уздечки, за который водят или привязывают коня.

Свора — здесь — веревка.

Положение Руслана, стремившегося отнять похищенную у него Людмилу... — имеется в виду поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Стр. 197. Аргамак — порода верховых лошадей.

Стр. 198. Полковая либерия — военная форма.

Стр. 199. Аксамитная — бархатная.

Стр. 200. ... под укрюками седельных арчаков... — Укрюк — веревка с петлей на конце для поимки пасущихся коней; арчак — деревянный остов седла.

Архалук — короткая мужская одежда, род халата.

Стр. 202. С женщинами... происходило нечто подобное тому, что, по апокрифическим сказаниям, происходило с языческими идолами при восходе звезды, возвестившей рождение Христа.— По-видимому, имеется в виду непризнанное церковью (апокрифическое), но бытовавшее в древности на Руси «Сказание Афродитиана о чуде в Персидской земле», с которым Лесков мог познакомиться в книге Н. С. Тихонравова. Памятники русской отреченной литературы, М., 1863, т. I— II. В «Сказании Афродитиана» говорится о том, что при появлении звезды все кумиры пали ниц.

Капище — языческий храм.

Стр. 204. Напо́л — долбленная из пня кадушка для хранения зерна или муки.

601

Стр. 206. Она не правого ложа.— Елизавета Петровна (1709—1761) родилась до официального брака (1712) Петра I и Екатерины I, на которой Петр женился, заставив свою первую жену — Евдокию — постричься в монахини.

Стр. 211. Земский ярыжка — здесь означает полицейского чиновника.

Личарда — ироническое наименование верного слуги; взято из «Сказки о Бове-королевиче», где Личардой зовут слугу короля Гвидона.

Стр. 212. Я... тебе обыскных припас. Давай книгу!— При совершении брака по православному обряду в особую книгу записывались данные о женихе и невесте (так называемый обыск), а поручители подписывались, что брак совершается по добровольному согласию.

Стр. 213. Осил — накидная петля.

Стр. 218. По́слух — свидетель перед судом.

Стр. 219. Большой могол — Великий Могол — титул, данный европейцами властителям Индии в XVI—XVIII веках, здесь — безграничный властелин.

Стр. 222. Пенелопина пряжа — в «Одиссее» Гомера Пенелопа, жена Одиссея, во время его двадцатилетнего отсутствия объявила многочисленным своим женихам, что она выйдет замуж после того, как соткет саван для старика отца Одиссея — Лаэрта. Сотканное за день Пенелопа ночью распускала.

Стр. 223. Ва́било — пара птичьих крыльев, которыми машут, посвистывая, для призыва ловчей птицы.

Стр. 225. Обык — обычай.

Стр. 227. Осетился — поймался.

Стр. 228. Меск — мул или лошак.

Стр. 234. Опыт — здесь — пробный сноп.

Стр. 237. Фортунка — ящик с колесом для лотереи.

... на Лысой горе на шабаше.— По народным поверьям, ведьмы и нечистые духи со всего света слетаются 26 декабря на Лысую гору у Киева на свой праздник — шабаш и предаются там необузданному разврату.

Номады — кочевники, кочующие народы.

Стр. 243. ... ломать половицы... из-под взакрой положенного венца.— В рубленом доме концы половиц проложены между ярусами бревен (венцами), из которых сложены стены.

Стр. 244. Окатный жемчуг — крупный и круглый.

Бурмистское зерно — крупная круглая жемчужина.

Стр. 248. Кармазин — тонкое, ярко-алое сукно.

602

Стр. 252. ... с травленою распиской... — узор по краске вытравлен кислотой.

Камлот — грубая шерстяная ткань.

... в масаковом гроденаплевом салопе... — в темно-лиловом салопе (род теплого круглого плаща) из плотной шелковой ткани.

Стр. 253. Городки — фестоны.

Стр. 254. Петровки на дворе — Петров день — 29 нюня по старому стилю.

Стр. 259. ... одаряю, как виночерпий и хлебодар, что в писании — имеется в виду библейский рассказ о виночерпии и хлебодаре, которым заключенный вместе с ними Иосиф предсказал их судьбу (книга Бытия, гл. 40).

Стр. 264. ... не друг кесарю — имеется в виду следующее место из евангелия от Иоанна (гл. 19): «С этого времени Пилат искал отпустить его. Иудеи же кричали: если отпустишь его, ты не друг кесарю».

... после французского замирения... — после мира с Францией в 1815 году.

Клапштос — здесь в значении малыш, клоп.

Стр. 264—265. ... когда туда ждали императора после победы над Наполеоном.— В 1817 г.

Стр. 265. Гофреи — мелкие складки.

... я, знаете, как Закхей-мытарь... — По евангельскому рассказу, Закхей, чтобы увидеть Христа, направлявшегося в Иерихон, влез на дерево и был замечен Христом.

Князь Голицын — Александр Николаевич (1773—1844),— министр духовных дел и народного просвещения, реакционер и мистик, лично очень близкий Александру I человек.

Стр. 270. Роб — платье.

Красная горка — так называлось первое воскресенье после пасхи, к которому обычно приурочивались свадьбы.

Стр. 271. Синенькая — пятирублевая ассигнация.

Стр. 272. Аксиос (греч.) — достоин! Слово это возглашалось при посвящении в духовный сан.


И. З. Серман. Комментарии: Н. С. Лесков. Старые годы в селе Плодомасове // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 3. С. 598–603.
© Электронная публикация — РВБ, 2007–2020. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.