Николай Семенович Лесков

Н.С. Лесков. Гравюра по фотографии Н.А. Чеснокова, 1880-е годы Н.С. Лесков. Гравюра по фотографии Н.А. Чеснокова, 1880-е годы

Н.С. Лесков
» На ножах. Роман

Об авторе

Николай Семёнович Лесков [4(16).II.1831, село Горохово Орловской губернии — 21.II(5.III).1895, Санкт-Петербург] — русский писатель, публицист и мемуарист.

Родился в семье дворянина по выслуге, заседателя орловской палаты уголовного суда. Воспитывался в церковно-религиозном духе. В 1841—1846 гг. учился в Орловской гимназии, но, дважды не сдав выпускных экзаменов за 3-й класс, прекратил учение. В 1847 г. поступил в орловскую палату уголовного суда, давшую ему обильный материал для будущих зарисовок. В канун 1850 г. перевелся в Киев, служил помощником столоначальника, затем столоначальником рекрутского стола ревизского отделения Киевской казенной палаты. В качестве вольнослушателя посещал в Киевском университете лекции по агрономии, криминалистике, государственному праву, анатомии. Овладел украинским и польским языками, был знаком с Т. Г. Шевченко, М. А. Маркович (Марко Вовчок), А. А. Котляревским. Киевский период жизни дал Лескову материал для «Печерских антиков» (1883).

В 1857 г. Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу к своему родственнику со стороны матери, обрусевшему англичанину А. Я. Шкотту, управлявшему крупными поместьями. С мая 1857 г. по май 1860 г. он агент частной хозяйственно-коммерческой компании «Шкотт и Вилькенс». Деятельность компании Лесков описал в рассказе «Железная воля» (1876). По словам самого писателя в «Заметке о себе самом» (1890), эта служба «требовала беспрестанных разъездов и иногда удерживала его в самых глухих захолустьях. Он изъездил Россию в самых разнообразных направлениях, и это дало ему большое обилие впечатлений и запас бытовых сведений». Письма-отчеты, которые Лесков посылал во время деловых разъездов Шкотту, стали известны публицисту Ф. И. Селиванову. С 1860 г. Лесков начал печататься в санкт-петербургских и киевских изданиях. В 1861 г. переехал в Петербург и всецело отдался литературной работе.

В 1862 г. появляется первая беллетристика Лескова — нравоописательные рассказы из народной жизни («Разбойник», «В тарантасе» и др.). Полемическая публицистика Лескова первой половины 1860-х годов размежевала его с либеральной печатью, но не привела и к признанию среди охранителей. Лесков до конца жизни остался вне политических лагерей. Остроактуальной тематикой отличаются и художественные произведения этих лет, публиковавшиеся под псевдонимом М. Стебницкий. Такова, например, повесть «Овцебык» (1862, напечатана в 1863 г.): она рассказывает о судьбе семинариста-агитатора, который отказался от монашества ради пропаганды социализма, но пришел к убеждению, что по избранному им пути идти некуда. Этот же вывод лежит в основе антинигилистического романа «Некуда» (1864), где дана сатирическая галерея «новых людей», в которой легко узнавались реальные прототипы — социалисты А. И. Бенни, В. А. Слепцов и др.

Полемика с шестидесятниками, особенно с Чернышевским, содержится и в романе «Обойденные» (1865). Как продолжение спора с революционерами были восприняты образы экс-нигилистов в политическом романе «На ножах» (1870—1871), ставящем ребром вопрос: почему западные социальные учения, проповедовавшие равенство и любовь, на самом деле породили на вражду и разлад? Роман, по свидетельству автора, «читался нарасхват и с азартом». На вкус наших современников, «На ножах» — это авантюрный нуар с элементами карнавала.

Репутация борца с нигилизмом заслонила достоинства лесковской прозы и помешала леворадикальной критике оценить ставший ныне классическим цикл повестей Лескова о русских женщинах: «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Котин доилец и Платонида» (1867). «Леди Макбет Мценского уезда» — «образцовый литературный хоррор». Это история «шекспировских» по своему размаху преступлений молодой купичихи Катерины Измайловой, сходящей с ума от любви к красивому и циничному молодому приказчику. Катерина уничтожает все и вся, что представляется ей преградой на пути к утолению поглотившей ее страсти. Действие начинается в богатом купеческом доме, продолжается в остроге и завершается в волнах Волги, где — по пути на каторгу — героиня совершает свое последнее убийство и вслед за тем гибнет сама. Примечательно авторское жанровое обозначение «Леди Макбет...» и «Воительницы»: не рассказ или повесть, а «очерк», — обозначение, подчеркивающее натурализм и этнографизм этих произведений.

В повести «Островитяне» (1866) Лесков этнографически точно рисует нравы российских немцев — обитателей петербургского Васильевского острова, в романе-хронике «Соборяне» (1872) — быт провинциального духовенства. Такие персонажи «Соборян», как протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын, открывают лесковскую галерею народных праведников. О них написана целая серия повестей рассказов: «Несмертельный Голован» (1880; жанровый подзаголовок: «Из рассказов о трех праведниках»), «Однодум» (1879), «Пугало» (1885), «Фигура» (1889) и др.

Впрочем, автор лучшей краткой истории русской классической литературы Д. Мирский не без оснований указывал, что «Соборяне» — «вещь для автора нехарактерная: слишком ровная, неторопливая, мирная, бедная событиями, нелесковская». Характерной же для Лескова Мирский считал повесть «Очарованный странник» (1873), в которой «рассказана полная событий и необычайных приключений жизнь авантюриста поневоле». Хотя в биографии героя повести убийство по неосторожности, участие в смертельной дуэли на плетях, роковая цыганка и множество других приключений, Лесков включил эту повесть в цикл «Праведники». Специфичный жанр «Странника» — житие, рассказанное самим героем, наследует «Житию протопопа Аввакума». В начале 1873 г. появилась повесть «Запечатленный ангел» — авантюрная история о возвращении конфискованной властями иконы, поведанная колоритным языком старообрядца. Воссоздавая старообрядческую речь, Лесковы опирается на формулы фольклора и древнерусской книжности — эту линию русской прозы продолжит впоследствии А. М. Ремизов. Оба произведения ярко демонстрируют мастерство Лескова-рассказчика, скрывающегося за речевыми масками своих героев.

Повествовательная манера Лескова развивает гоголевскую традицию «сказа» — имитации средствами художественого повествования речи социально и этнографически характерных персонажей. Самое известное произведение Лескова — «Левша» (1882), притча на историческом материале. Тульский мастеровой Левша, подковавший механическую блоху, помогает России выиграть пари с Англией, но его собственное пари с английским шкипером оканчивается для него трагически. В «Левше» Лесков активно прибегает к одному из своих «фирменных» сказовых приемов: искажает «ученые» слова, имитируя народную неграмотность и одновременно изменяя «внутреннюю форму» этих слов по принципу «народной этимологии». Так появляются «мелкоскоп», «нимфозория», «буреметр» и «непромокабль». Слово «сказ» фигурирует в жанровом подзаголовке «Левши»: «Сказ о тульском косом Левше я о стальной блохе». Важно, что «Левшу», так же как и «Очарованного странника», Лесков включал в цикл рассказов о праведниках. стиль которой Б. М. Эйзенбаум определил стиль «Левши» и «Запечатленного ангела» как «сочетание лубка с иконописью».

Параллельно циклу о праведниках — и в качестве своеобразной антитезы ему — создавалась серия иронических очерков и рассказов о церковных иерархах: «Мелочи архиерейской жизни» (1878; с подзаголовком «Картинки с натуры»), «Русское тайнобрачие» (1878), «Архиерейские объезды» (1879), «Епархиальный суд» (1880) и др. Ирония не означала абсолютного отвержения «церковности». Еще в 1875 г. Лесков писал П. К. Щербальскому: «Более чем когда-либо верю в великое значение церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя».

К середине 1870-х годов происходит разрыв Лескова с изданиями правой ориентации — «Русским вестником» и «Гражданином». Уход из «Русского вестника» поставил писателя в тяжелое материальное положение, лишив его поддержки журнала, хорошо платившего своим авторам. Попытки закрепиться на частной или государственной службе, чтобы совмещать ее с занятиями литературой, оказались безуспешны. начинаются гонения на Лескова со стороны официальных кругов: увольнение из министерств, в которых он состоял, цензурные запреты. Всю вторую половину 1870-х и начало 1880-х годов Лесков печатается во второсортных изданиях, создавая при этом шедевры новеллистики. Он работает в малом, «анекдотическом», жанре, непрестанно экспериментирует, создавая «гибридные» жанрово-стилистические формы. В это время и последовавшие годы были опубликованы рассказы «Владычный суд» (1877), «Чертогон» (1879), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887). Особую группу составляют легенды на материале древнерусских житий и назидательных новелл: «Повесть о богоугодном дровоколе» (1886—1890), «О Федоре-христианине и Абраме-жидовине» (1886), «Скоморох Памфалон» (1887), «Прекрасная Аза» (1888), «Аскалонский злодей» (1889) и др.

В основе позднего творчества Лескова — отвержение российского политического режима, его институтов и ценностных ориентиров, которые, он в письме к литературному критику М. А. Протопопову, написавшему о Лескове статью «Больной талант» (1891), обозначил так: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и т. п.» В неоконченном романе «Чертовы куклы» (1890) острая сатира соединяется с обсуждением вопроса о задачах и судьбах искусства. Некоторые из произведений этого периода не могли быть напечатаны по цензурным условиям и увидели свет только после Февральской революции 1917 г. Такова, например, повесть «Заячий ремиз» (1894), герой которого в борьбе с безумием общественного и мирового устройства сам теряет ум.

Незадолго до смерти, в 1889—1893 гг., Лесков составил и издал Полное собрание сочинений в 12 томах, куда вошли большей частью художественные произведения (6-й том не был пропущен цензурой). В В 1902—1903 гг. в приложении к журналу «Нива» вышло 36-томное собрание сочинений, в котором, помимо художественных произведений, было широко представлено и публицистическое наследие писателя. В советское время Лесков был объявлен реакционным писателем и его произведения не издавались вплоть до появления «оттепельного» 11-томника, электронная версия которого представлена в РВБ.

И. П.
По материалам «Краткой литературной энциклопедии», биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917» и проекта «Полка»

Об издании

В основу раздела положено Собрание сочинений Лескова в 11 томах, вышедшее в 1956—1958 гг. под редакцией В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера и Б. М. Эйхенбаума. Это первое издание Лескова, снабженное научным аппаратом. Примечания содержат краткие библиографические и текстологические справки, сведения о творческой истории произведений, элементы реального и историко-литературного комментария.

В раздел также включен роман «На ножах» (1870), не включенный в 11-томник по идеологическим соображениям.

Проект выполнен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ 04-04-12132в). Редакция благодарит Н. И. Храмушина (Обнинск) за помощь в вычитке текстов.

Биография

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2007—2024. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.