Поэт, литературовед, критик.
Родился 18.5. 1950 в деревне Торбеевка Инжавинского района Тамбовской обл. Окончил филологический факультет Тамбовского пединститута (1974).
Кандидат филологических наук (1994). Доктор культурологии (2006). Жил в Тамбове. В 1998 г. переехал в Германию. В настоящее время преподает в университете им. Мартина Лютера (Халле-Виттенберг).
Автор многих работ по истории русской поэзии, в особенности, о нетрадиционной. Составитель книги «Золото лоз» (Тамбов, 1993) поэта-палиндромиста Н.И. Ладыгина (19031975). Основатель Академии Зауми. В 1993 г. организовал в Тамбове конференцию Поэтика русского авангарда. Некоторое время был зам. редактора Черновика. Член редколлегии журнала «Футурум арт».
Долгий переход. Воронеж: Центр-Чернозём. кн. изд-во, 1980. 32 с. Сборник стихов.
Пишу с натуры. М.: Молодая гвардия, 1989. 32 с. Сборник стихов.
Муза зауми. Тамбов: Пролетарский светоч, 1991. 32 с.
Знак бесконечности: Стихи и композиции. Тамбов, 1995. 148 с.
Gloria Tibi. М.: Музей Сидура, 1995. Вып.16. 16 с.
Звуковые соответствия. М.: Музей Сидура, 1997. Вып.38. 16 с.
Книгура. Тамбов Halle, 1999. 16 с.
Poesis Поэзис Poesis: Стихи, композиции, визуалы, серийная техника. М.: Центр современной литературы, 2009. 188 с. (Русский Гулливер).
Полет динозавра. Madrid, Ediciones del Hebreo Errante, 2011. 52 с.
Звучарность. М.: ОГИ, 2013. 112 с.
Окликание. М.: Издательство Евгения Степанова, 2015. 48 с.
Барбарические и другие стихи. Нижний Новгород, 2018. 62 с.
Универсум: стихи, композиции, визуалы, микродрамы. М.: БСГ-пресс, 2022. — 400 с.
Черновик, № 3 (1990).
Черновик, № 6 (1992).
Черновик, № 7 (1992).
Черновик, № 8 (1993), с.148-149. Утоп и я: тенезматические стихи.
Черновик, № 9 (1993), с.132-133 (визуальные стихи), с.36-37 (стихи).
Черновик, № 11 (1996). Стихи.
Черновик, № 12 (1997), с.37-41 (визуалы), с.176 (Смештех. Спештех. Смехтех. И т.д.).
Черновик, № 13 (1998), с.39-42. Симультативное стихотворение. Визуалы.
Черновик, № 14 (1999).
«Литературное обозрение», № 4 (1991).
НЛО, № 16 (1995), с.202. Визуал.
НЛО, № 23 (1997), с.294.
Цирк «Олимп», № 11 (5'1996), с.12.
«Арион», № 4, 1997, с.43-47. Стихи.
«Арион», № 2, 2000, с.109-111.
«Футурум арт».
Симбиоз, № 11. Минималистские пьесы.
Драгоманъ Петровъ, № 2. Стихи.
Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994. 288 с.
Уроки барокко и авангарда. Тамбов, 1998.
Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов, 1998.
Поэзия русского авангарда. М.: Изд-во Руслана Элинина, 2001. 288 с. Исторический очерк + небольшая антология.
РОКУ УКОР: Поэтические начала. М.: РГГУ, 2003. 512 с. "Первый вариант этой книги вышел семь лет назад под названием Зевгма..."
Авангард: Модули и Векторы. М.: Вест-консалтинг, 2006. 336 с.
Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре XX века: автореферат докторской дисcертации. М., 1996. 102 с.
Амплитуда авангарда. М.: Совпадение, 2014. 400 с.
Нетрадиционная традиция // НЛО, № 3 (1993), с.219-242.
«...И поиск сути нежной...» // НЛО, № 16 (1995), с.272-275. О Д. Авалиани.
Зримое звучание // НЛО, № 16 (1995), с.286-288. О Е. Мнацакановой.
Авангард: Сумма технологий // «Вопросы литературы», № 5, 1996.
Визуальная поэзия в России // Черновик, № 12 (1997), с.12-15.
«Арион», № 1, 1997, с.40-42. Воспоминания об Арк. Штейнберге.
О максимально минимальном в авангардной и поставангардной поэзии // НЛО, № 23 (1997), с.290-293.
От «Бригантины» к Академии Зауми // НЛО, № 33 (5/1998), с.293-296.
Любовь к трем авангардам (разрозненные заметки) // «Арион», № 3, 2000.
Эротический авангард // Русский журнал, 31 Октября 2001.
Зачарованные звучари: Три источника три составные части русской звучарной поэзии // Электронный музей лингво-акустической среды “GLUKHOMANIA.RU”.
Сергей Бирюков: “Поэзия — это нарушение ожиданий” // «Литература», № 16 (736), 2009-08-14. Беседа с Сергеем Дмитренко.
День поэзии 1989. М., 1989. С.198.
Пять поэтов «Черновика».
Зевгма, сс.54, 67, 92, 193, 200, 204, 278.
Лилутавения по Елене Гуро // Поэтика русского авангарда, с.61-63. Стихи.
СД, с.218.
Точка зрения, с.75-78 (статья о визуальной поэзии в России), с.161-164 (произведения).
САМ, с.702.
Поэзия безмолвия, с.17-20. См. здесь.
Время «Ч», с.53, 198.
Поэзия русского авангарда, с.267-269.
РОКУ УКОР, см. индекс.
Освобожденный Улисс, с.111-112. См. здесь.
По непрочному воздуху. По следам XI Московского фестиваля верлибра: Сборник стихотворений /Сост. Д. Кузьмин. М.: АРГО-РИСК; Тверь: KOLONNA, 2004. С.48-49.
Лучшие стихи 2013 года. Антология. М.: ОГИ, 2015. С.40-41.
К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья: 19501990-e. Автобиографии (С.235-242). Авторское чтение (С.381-383, Диск 2).
Современный русский свободный стих: Антология по материалам Фестивалей свободного стиха (19902018). В 2 томах / Составители Анна и Юрий Орлицкие. М., 2019. Т.I, с.42-43.
Современный русский верлибр: Антология / сост. Л.Р. Газизова. — М.: Воймега, 2021. Книга включает ответы участников антологии на вопросы о верлибре. С.34-41. См. здесь.
Выставка визуальной поэзии ПЛАТФОРМА.
Новая карта русской литературы.
Подробные сведения см. здесь.
Татьяна Бек // «Новый мир», № 10, 1996. Рецензия на Знак бесконечности.
Андрей Цуканов. Смысл и заумь (поэтическое творчество Сергея Бирюкова) // «Арион», № 2, 1997, с.104-109.
А. Уланов. Книга будущего авангардиста // «Знамя», № 1, 2002. О Поэзии русского авангарда.
Геннадий Калашников. Глагол начальный // «Дружба народов», № 12, 2010.
Денис Безносов. СЕРГЕЙ БИРЮКОВ в разрезе // Топос, 25/05/ 2012.
Борис Колымагин // «Зарубежные записки», № 24 (Май 2014), с.121-123. Рец. на кн. Звучарность. См. здесь.
М.Г. Павловец. Сергей Бирюков // М.Г. Павловец. Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ – начала ХХI века. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2023. С.436-461.
Текст | Сокращения |
Содержание | Об авторах |
Алфавитный указатель авторов | Хронологический указатель авторов |
НОЧЬ (Нигде на свете. Ночь такая...) САМ.
КОНЕЦ ВЕКА (Пока играет Вятка в прятки...) САМ.
СПАСИ И СОХРАНИ (Каждый вечер молитва...) САМ.
Гоголь голый или гость... САМ.
Я говорил на птичьем языке... САМ.