НЕЗАВЕРШЕННОЕ, ОТРЫВКИ, НАБРОСКИ,
ПЛАНЫ

Мои замечания об русском театре (стр. 247). Датируется январем — февралем 1820 г. на основании упоминания о статьях «кривого и безрукого инвалида», печатавшихся на страницах «Сына отечества» с 29 декабря 1819 г. до середины февраля 1820 г. На последней странице рукописи сохранилась заметка Н. И. Гнедича: «Пьеса, писанная А. Пушкиным, когда он приволакивался, но бесполезно, за Семеновой, которая мне тогда же отдала ее». После слова «Пьеса» рукою М. Е. Лобанова (см. о нем стр. 497) вписано: «вообще сумасбродная». Заметки Пушкина, явно не рассчитанные в настоящей их редакции на печать (судя по вольности интимно-бытовых суждений об актрисах и актерах и по характеру упоминаний о сановных абонентах «первых рядов кресел» и о «флигель-адъютантах его

516

императорского величества»), предназначались, вероятно, для одной из очередных литературно-театральных дискуссий в кружке «Зеленая лампа». Упоминание о читателе, который «пробежит» эти замечания, «не заботясь, по какому поводу я их написал и напечатал» — имело в виду несостоявшуюся переработку рукописи. Возможно, что Пушкин вручил свои «Замечания» Е. С. Семеновой под впечатлением известий об ее уходе со сцены 17 января 1820 г.

Семенова Екатерина Семеновна (1786—1849) — трагическая актриса, дебютировавшая в 1803 г. и окончательно ушедшая со сцены в 1826 г. Восторженные упоминания о ней Пушкина см. в первой главе «Евгения Онегина» (строфа XVIII) и в наброске «Все так же ль осеняют своды...» (т. 1, стр. 486).

Стр. 247. Лужнический пустынник. — М. Т. Каченовский (о котором см. стр. 24 и 297) в своих анонимных литературно-критических статьях ссылался на свое местожительство — Лужницкая Слободка, за Девичьим полем в Москве.

Должно ли укрываться в чухонскую деревню... — Намек на Н. И. Гнедича, опубликовавшего в «Сыне отечества» 1816 г. критический разбор баллады Жуковского «Людмила», в котором последняя сравнивалась с «Ленорой» Бюргера и «Ольгой» Катенина. Статья сопровождалась обозначением адреса анонимного автора: «СПб. губернии деревня Тентелева».

Ужели, наконец, необходимо... прикинуться кривым и безруким инвалидом... — Намек на «Письмо к издателю», опубликованное за подписью В. Кл-нов в «Сыне отечества» от 29 декабря 1819 г., № 52. В этом письме высокая оценка мастерства французских актеров, выступавших в Петербурге, перемежалась ироническими замечаниями о русской сцене. О себе автор статьи заявлял: «Для подкрепления беспристрастия моего скажу, что пишу письмо сие левою рукою, ибо правая осталась на Бородинском поле, гляжу на бумагу одним правым глазом, ибо левый закрылся навсегда на высоте Монмартра!» Письмо это (его автором, вероятно, был Р. М. Зотов) вызвало бурю в литературно-театральных кругах и оживленную полемику о русском театре на страницах «Сына отечества» (1820, № 1, 2, 4—6).

Стр. 250. Бездушная актриса Жорж — Жорж-Веммер Маргарита Жозефина (1786—1867) — французская трагическая актриса, гастролировавшая в России в 1808—1812 гг.

517

...измеренные строки Лобанова... — Е. С. Семенова выступала в роли Клитемнестры в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде», примитивно-ученически переведенной в 1815 г. М. Е. Лобановым. О нем см. стр. 497.

Валберхова — Вальберхова Мария Ивановна (1788—1867) — актриса, ученица кн. А. А. Шаховского. Дебютировала в трагедиях, с 1815 г. перешла на комедийные роли. Пушкин вспоминает о ее выступлениях в «Дидоне» Княжнина, в комедии Дефоржа «Ревнивая жена», в «Мизантропе» Мольера, в «Нечаянном закладе» Седена, в «Пустодомах» Шаховского.

...Колосова, явилась недавно на поприще Мельпомены. — Колосова (впоследствии Каратыгина) Александра Михайловна (1802—1880) — драматическая актриса, дебютировавшая 16 декабря 1818 г. в трагедии Озерова «Эдип в Афинах». Пушкин посвятил ей строки в послании «Катенину» («Кто мне пришлет ее портрет...», 1821). См. также эпиграмму на нее — «Все пленяет нас в Эсфири...» (1819).

Стр. 251. Filiae pulchrae mater pulchrior. — Неточная цитата стиха Горация (кн. 1, ода XVI).

Стр. 252. Наконец, в ее бенефис, когда играла она роль Заиры... — 8 декабря 1819 г. в пьесе Вольтера «Заира».

Кто нынче говорит об Каратыгиной... — Каратыгина Александра Дмитриевна (1777—1859) — драматическая актриса, мать знаменитых В. А. и П. А. Каратыгиных.

...с диким, но пламенным, Яковлевым... — Яковлев Алексей Семенович (1773—1817) — драматический актер, ученик И. А. Дмитревского.

Стр. 253. По мне уж лучше пей, да, дело разумей. — Из басни Крылова «Музыканты».

...из числа сих отверженных исключим Борецкого. — Борецкий (Пустошкин) Иван Петрович — драматический актер, ученик А. А. Шаховского, приятель декабриста А. А. Бестужева; дебютировал в роли Эдипа в трагедии Озерова «Эдип в Афинах» 25 января 1818 г.


Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 6. Критика и публицистика.
© Электронная публикация — РВБ, 2000—2018. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.