(с. 213)
Печатается по черновому автографу, единственному источнику текста.
Черновой автограф хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 78; описание см.: Mazon, p. 156; фотокопия — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 239.
Впервые опубликовано: Mazon, p. 156—163.
В собрание сочинений впервые включено в издании: Т, Сочинения, т. 11, с. 573—580.
Набросок представляет собой начало незавершенного рассказа, относящегося по своему типу к «таинственным повестям» Тургенева. Время написания его неизвестно. Можно согласиться с мнением А. Мазона, который датирует набросок концом 1870-х годов, поскольку именно в это время Тургенева интересовали непознанные явления человеческой психики — природа снов и галлюцинаций в их соотношении с реальным миром.
Вместе с тем в наброске ощущается интерес автора и к социальной проблематике. Так, описание дворов в захолустной Коломне (тогда — окраине Петербурга) и жилища Силаева выдержано в духе натуральной школы 1840-х годов и напоминает соответствующие страницы «петербургских повестей» Гоголя и Достоевского. С другой стороны, традиции Пушкина и Лермонтова, идущие от «Пиковой дамы» и «Штосса», ощущаются и в манере Тургенева сочетать реальный и фантастический планы повествования, в реально-психологических мотивировках «таинственных» явлений. При этом автор, как это наблюдается и в рассказе «Часы», дает подробную, почти клинически точную характеристику поведения человека с больной психикой.