Иван Сергеевич Тургенев

И.С. Тургенев. Портрет работы И.Е. Репина. Холст, масло. 1874. ГТГ. И.С. Тургенев. Портрет работы И.Е. Репина. Холст, масло. 1874. ГТГ.

И. С. Тургенев

Об авторе

Тургенев Иван Сергеевич [28.10(9.11).1818, Орёл, — 22.8(3.9).1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен в Петербурге], русский писатель. Мать — В. П. Лутовинова; отец — С. Н. Тургенев, офицер, участник Отечественной войны 1812 года. Детские годы провел в имении матери — усадьбе Спасское-Лутовиново Орловской губернии (ныне — Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева).

В 1833 г. поступил в Московский университет, через год перевелся в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил в 1836 г.). Первое увидевшее свет произведение — рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836), в 1838 г. в журнале «Современник» были опубликованы первые стихи Тургенева (тогдашний редактор журнала П. А. Плетнев был профессором Тургенева по русской литературе). Поэзию Тургенева высоко ценил В. Г. Белинский, отмечавший, что в ней «всегда есть мысль, ознаменованная печатью действительности и современности». Однако деятельность Тургенева как писателя-прозаика вскоре заставила читателей забыть его поэтические опыты, и сам Тургенев не придавал значения своей лирике, считая себя прозаиком по природе своего дарования. Самое известное его стихотворение — «В дороге» (из цикла «Вариации»), ставшее романсом и узнаваемое уже по первой строке («Утро туманное, утро седое...»).

В 1838—1841 гг. Тургенев занимался философией, древними языками, историей в Берлинском университете, сочетая учебные занятия с продолжительными странствованиями: он объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, путешествовал по Австрии и Швейцарии, несколько месяцев провел в Италии. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 г. выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В 1842 г. совершил еще одну поездку в Германию. По возвращении служил чиновником «особенной канцелярии» Министерства внутренних дел (1842—1844).

В 1843 г. Тургенев познакомился с французской певицей Полиной Виардо. Близкие отношения с ней и ее семьей продолжались в течение всей жизни писателя, оставили глубокий след в его творчестве; привязанность к Виардо во многом объясняет частые поездки, а затем и долгое пребывание Тургенева за границей. Чрезвычайно важным для Тургенева было знакомство с Белинским. Оно состоялось в конце 1842 г. или в начале 1843 г. и способствовали укреплению антикрепостнических и антиславянофильских взглядов Тургенева.

В 1843 г. вышла в свет поэма Тургенева «Параша», высоко оцененная Белинским; вслед за ней опубликованы поэмы «Разговор» (1845), «Андрей» (1846) и «Помещик» (1846). В них сказалось влияние Лермонтова, отмеченное Белинским. Поэма «Помещик» представляет собой своего рода «физиологический очерк» в стихах, определивший место Тургенева в кругу писателей «гоголевского направления». В поэзии Тургенева два героя — мечтатель, человек страстной и мятежной души, полный внутренней тревоги, неясных надежд, и — скептик онегинско-печоринского типа. Грустная ирония по отношению к бесприютному «скитальцу», тоска о высоком, идеальном, героическом — основное настроение поэм Тургенева. В прозе этих лет — «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бретёр» (1847) — Тургенев продолжил романтическую тему столкновения личности и общества. В эти же годы Тургенев выступал с критическими статьями и рецензиями, в которых выразилась эстетическая позиция писателя, сформировавшееся под воздействием Белинского.

В драматических произведениях Тургенева — жанровых сценах «Безденежье» (1846) и «Завтрак у предводителя» (1849, опубликован в 1856 г.), комедиях «Холостяк» (1849) и «Нахлебник» (1848, поставлена в 1849 г., опубликована в 1857 г.) — изображение «маленького человека» опирается на традиции Н. В. Гоголя (воспринятые в интерпретации, данной им Белинским и писателями натуральной школы). В комедиях «Где тонко, там и рвется» (1848), «Провинциалка» (1851) и «Месяц в деревне» (1850, опубликована в 1855 г.) отразилась характерная для Тургенева неудовлетворенность бездействием рефлектирующей дворянской интеллигенции.

Цикл очерков «Записки охотника» (1847—1852) — самое значительное произведение молодого Тургенева. Оно оказало большое влияние на развитие русской литературы и принесло автору мировую известность. Книга была переведена на многие европейские языки и выдержала много изданий в Германии, Франции, Англии, Дании. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». К числу художественных открытий Тургенева, сделанных в «Записках охотника», относятся яркая индивидуализация крестьянских типов, изображение психологической жизни народа в смене душевных движений, обнаружение в крепостном крестьянине сложной и глубокой, личности.

В феврале 1852 г. Тургенев написал некрологическую статью о Гоголе, назвав его великим писателем, который «означил эпоху в истории нашей литературы». Некролог, предназначавшийся для «Санкт-Петербургских ведомостей», был запрещен петербургской цензурой, но был помещен в «Московских ведомостях», за что над Тургеневым и лицами, содействовавшими напечатанию некролога, было назначено следствие. III Отделение сочло возможным ограничиться мягкой мерой — установлением над Тургеневым секретного полицейского надзора. Однако Николаю I такая мера показалась недостаточной, и на докладе III Отделения он положил резолюцию: «полагаю этого мало, а за явное ослушание его на месяц под арест и выслать на жительство на родину под присмотр». В согласии с императорской резолюцией, 16 апреля 1852 г. Тургенев был арестован. Отсидев месяц на «съезжей», где им была написана повесть «Муму» (опубликована в 1854 г.), Тургенев 18 мая выехал без права задерживаться дорогой в село Спасское — под административный надзор (ссылка продолжалась полтора года). По своему антикрепостническому пафосу повести «Муму» и «Постоялый двор» (опубликована в 1855 г.), примыкают к «Запискам охотника».

Годы 1850—1856 были временем наибольшей близости писателя к редакционному кружку «Современника». Он участвовал в повседневной работе журнала, который с 1847 г. выходил под редакцией Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, фактически руководил отделом поэзии, где по его инициативе и под его редакцией в 1854 г. было напечатано свыше ста стихотворений Ф. И. Тютчева. За исключением полутора лет ссылки, в это время Тургенев жил в основном в Петербурге, но почти каждый год проводил летние месяцы в своем поместье.

В 1856 г. в «Современнике» появился первый роман Тургенева, озаглавленный «Рудин». Роману предшествовали повести и рассказы, в которых писатель с разных сторон оценивал тип идеалиста 1840-х годов. В повестях «Два приятеля» (1854) и «Затишье» (1854) и в рассказах «Гамлет Щигровского уезда» (1849), «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855) и «Переписка» (1856) раскрыта трагедия нерешительного рефлектирующего человека, его мучительный разлад с миром и людьми.

Тургенев создал особую форму «биографического», или «персонального», романа, романа о герое. В центре внимания автора — судьба одного лица, характерного для своего времени. Другие персонажи, выражая в спорах-поединках свои воззрения, соотносятся с главным героем, оттеняя сильные и слабые стороны его убеждений и характера. Сам писатель считал, что основной принцип построения его художественных произведений — это выражение особенностей времени через типические характеры. Тип «лишнего человека» в «Рудине» отличается двойственностью: в Рудине есть способности пробуждать людей, но нет способности вести их за собой; он просветитель, но не преобразователь; в нем есть огромный ум, но нет «могучей воли»; в нем есть «гениальность», но нет «натуры», — таковы окончательные итоги анализа рудинского типа в романе Тургенева, таков его приговор Рудину, одновременно обвинительный и оправдательный. Усиливая «оправдательный» аспект, в новое издание романа (1860) автор добавил эпизод гибели своего героя на баррикадах французской революции 1848 года. Противопоставление двух архетипов — бездействующего человека рефлексии и неразмышляющего человека действия — тематизировано в речи Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот», оконченной в последние дни 1859 года, напечатанной в январском номере «Современника» за 1860 год и произнесенной на Публичных чтениях, организованныъ Литературным фондом в Санкт-Петербурге.

Типичный тургеневский сюжет — это не только культурно-идеологический конфликт, разворачивающийся вокруг нового, едва нарождающегося общественно-исторического типа русского деятеля, но и одновременно и повествование о первой любви. В женской, натуре, по мнению автора, цельной, бескомпромиссной, чуткой, мечтательной и страстной, воплощено свойственное определенному времени ожидание нового, героического. Еще в современной Тургеневу критике отмечалось, что любовь в его произведениях служит критерием, проверкой главного героя. Более того, женские персонажи в его романах и повестях всегда оказываются более стойкими и последовательными, чем вечно колеблющиеся антагонисты. Первой в ряду «тургеневских девушек» появлятся героиня «Рудина» — Наталья. За ней последовали Вера из повести «Фауст» (1856) и заглавная героиня повести «Ася» (1858). «Тургеневская девушка» становится узнаваемым психологическим и социальным типом.

В январской книжке «Современника» за 1859 г. был напечатан второй роман Тургенева — «Дворянское гнездо». Герой романа, Лаврецкий, «обыкновеннее» Рудина, но он ближе к народной жизни. Тургенев наделил его полудемократическим происхождением (его мать — крестьянка), физической силой, богатырством, вызывающим уважение к нему в народной среде, душевной целостностью и способностью к практической деятельности. Лаврецкий он считает своим долгом облегчить участь крестьян, однако ради личного счастья он забывает о долге, хотя и счастье оказывается невозможным. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение или подвиг, не находит высокого смысла в мире, где постоянно оскорбляется ее нравственное чувство. Уход Лизы в монастырь — это своеобразный протест и пусть пассивное, но все же неприятие жизни. Образ Лизы окружен «светлой поэзией», которую Салтыков-Щедрин отмечал в «каждом звуке этого романа». Если «Рудин» — испытание идеалиста 1840-х годов, то «Дворянское гнездо» — это осознание его ухода с исторической сцены.

Чуткий к запросам времени, Тургенев в романе «Накануне» (1860) выразил мысль о необходимости сознательно-героических натур. В образе разночинца болгарина Инсарова он вывел человека с цельным характером, все нравственные силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину. Добролюбов, посвятивший «Накануне» статью «Когда же придет настоящий день?» (1860), указал, что Инсаров неполно обрисован в романе и поэтому главное лицо романа — Елена Стахова. Еще более негативным был отзыв Константина Леонтьева, считавшего, что «Накануне» ниже всего ранее написанного Тургеневым, что роман схематичен, написан с помощью «механических приемов», а в его героях сквозит «безжизненность».

После «Гамлета и Дон-Кихота» Тургенев ничего не печатал в «Современнике». К тому времени уже наметились серьезные расхождения между Тургеневым и радикально-демократическим крылом журнала — Н. А. Добролюбовым и Н. Г. Чернышевским. Уже «Накануне» он отдал в консервативный «Русский вестник», где были опубликованы и два следующих его романа — «Отцы и дети» (1861) и «Дым» (1867). После опубликования статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» и брошенного походя замечания о карикатурности образа Рудина в рецензии Добролюбова на книгу Н. Готорна «Собрание чудес» (1860) произошел окончательный разрыв Тургенева с некрасовским «Современником».

Над новым романом «Отцы и дети» Тургенев работал с августа 1860 г. по август 1861 г. Это роман, подводящий итог большому периоду деятельности Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В нем писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения». Но исторический перелом, который он изображал и осмыслял в новом романе, был гораздо значимее и драматичнее, чем обстоятельства, которые должны были составить содержание его раннего замысла.

В «Отцах и детях» Тургенев возвращается к «моноцентрической» структуре романа. Воплощением исторического движения, исторического перелома в романе является один герой — Базаров, подобно тому как это было в первом романе писателя, названном именем героя, вокруг которого организовано действие («Рудин»). Базаров также проходит (вернее, не проходит) «проверку» любовью. Вместе с тем трагическая история любви Базарова и Одинцовой, выявляя несоответствие между натурой и некоторыми воззрениями героя, подчеркивает его нравственное превосходство над лучшими представителями дворянства.

В многочисленных объяснениях по поводу «Отцов и детей» Тургенев часто говорил о своих симпатиях к Базарову, о своем стремлении представить в облике Базарова «торжество демократизма над аристократией», о сознательном намерении сделать своего героя «волком и все-таки оправдать его» (письмо А. И. Герцену от 16/28 апреля 1862 г.). Однако себя писатель относил к лагерю противников нового разночинно-демократического поколения, к которому принадлежал радикальный отрицатель существующего порядка «нигилист» Базаров. В статье «По поводу „Отцов и детей“» (1869) Тургенев писал: «...точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастие для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Современники остро реагировали на появление романа. Консервативная печать обвинила Тургенева в заискивании перед нигилистами, демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Ответом радикально-демократического лагеря на «Отцов и детей» стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863).

В конце 1862 г. Тургенев был привлечен к ответственности по делу о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» (так называемому «процессу 32-х»). Дело возникло на основании перехваченных III Отделением писем Герцена, Бакунина, Огарева и других деятелей революционной эмиграции к их друзьям и единомышленникам в России. В этих письмах имя Тургенева, как близкого и доверенного человека, упоминалось очень часто, в связи с чем в декабре 1862 г. состоялось постановление о вызове его из-за границы для допроса в особой следственной комиссии. По получении официального предписания о явке в сенат Тургенев обратился с письмом к Александру II, заверяя в «умеренности» своих убеждений, «вполне независимых, но добросовестных», и прося выслать допросные пункты в Париж. В дальнейшем Тургенев под разными предлогами оттягивал явку и только через год после получения первого вызова, в январе 1864 г., приехал в Петербург для дачи показаний в сенатской комиссии. Процесс, причинивший писателю немало волнений, был закончен, и постановлением сената Тургенев был освобожден от всякой ответственности.

После «Отцов и детей» для писателя наступил период сомнений и разочарований. Появляются пессимистические по своему настроению повести «Призраки» (1855—1861, опубликована в 1864), «Довольно» (1862, опубликована в 1865) и др. Особое место занимает у Тургенева в эту пору группа так называемых «таинственных повестей», которые, однако, не всегда отделяются резкой гранью от бытовых очерков и этюдов: жанр и мистерия идут у него рядом, иногда чередуясь в разных рассказах, а порой сливаясь в одном — таковы, в частности, «Собака» (1864), «Странная история» (1869) и «Стук... Стук... Стук!..» (1870). Загадочные и странные истории, которые любит в эту пору рассказывать Тургенев, разнообразны по своему идейному содержанию. Отчасти это продолжение старой тургеневской темы — беспомощности человека перед лицом страшных и непонятных сил природы, враждебных ему и угрожающих неизбежным уничтожением.

Меняется жанр тургеневского романа: ослабляется централизующая роль главного героя в общей композиции произведения. В центре романа «Дым» (1867) — проблема поколебленной реформой жизни России, когда «новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло». В романе два основных героя — Литвинов, в трагической любви которого отразились и «поколебленный быт», и противоречивое, неустойчивое сознание эпохи, и Потугин — проповедник западной цивилизации. Роман носит резко сатирический и антиславянофильский характер. Ирония автора направлена как против представителей революционной эмиграции («Гейдельбергские арабески»), так и против высших правительственных кругов России («баденские генералы»). Однако осуждение пореформенной действительности («дым»), рассмотрение политической оппозиции не как привнесенного извне явления, а как порождения российской жизни отличают этот роман от «антинигилистических» романов А. Ф. Писемского, Н. С. Лескова других авторов. Мрачные раздумья о русском национальном характере в сопоставлении со вневременными архетипами («Степной король Лир», 1870), меланхолические воспоминания об уходящем типе «лишнего человека», приобретающего черты, которые через несколько десятилетий получат названия «садомазохистских» (повесть «Вешние воды», 1872, предсказывающая «Венеру в мехах» Леопольда фон Захер-Мазоха), приводят Тургенева к созданию наиболее значительного произведения последнего периода — романа «Новь» (1876).

С 1863 г. Тургенев поселился с семьей Виардо в Баден-Бадене. В том же году он вступил в число сотрудников либерально-буржуазного «Вестника Европы», где были напечатаны все его последующие крупнейшие произведения, в том числе «Новь», отделенный от предшествующего романа десятилетним промежутком (срок небывалый в практике Тургенева-романиста). В «Вестнике Европы», как и ранее в «Современнике», писатель стоял близко к редакционному кружку, оказывая влияние на программные выступления журнала.

«Новь» — роман о народническом движении в России. Отдавая дань уважения героическому порыву молодежи, ее подвигу самопожертвования, но не веря в возможность революционных преобразований, Тургенев придает участнику «хождения в народ», «романтику реализма» Нежданову черты «российского Гамлета». Трезвый практик-постепеновец Соломин с его теорией «малых дел», по мнению автора, ближе к истине. Развертывая в романе картины идейных споров представителей либеральных воззрений (Сипягин), консервативных (Калломейцев) и народнических (Нежданов, Марианна, Соломин) взглядов, Тургенев отдает предпочтение народническим.

В 1870-е годы, живя в Париже, Тургенев сблизился с деятелями народнического движения — Г. А. Лопатиным, П. Л. Лавровым, С. М. Степняком-Кравчинским; материально помогал народническому журналу «Вперед». Следил за развитием русского и французского искусства, входил в кружок крупнейших французских писателей — Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. В XIX столетии Тургенев для европейских читателей — самый значительный русский писатель, чья известность превосходит известность Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Лучшие критики своего времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес и др.) причисляют его к первым писателям века.

Еще в 1860 г. Тургенев был избран членом-корреспондентом Императорской (Петербургской) академии наук по разряду русской словесности и языка. В 1878 г. его избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 г. Оксфордский университет присвоил ему докторскую степень. Приезжая в Россию (1879, 1880), Тургенев участвовал в чтениях в пользу Общества любителей российской словесности. В 1880 г. на организованном этим обществом «пушкинском празднике» он выступил с речью о Пушкине. С аналогичной речью выступил Достоевский. Тургенев и Достоевский предложили альтернативные — либерально-«западническое» и консервативно-«почвенническое» — интерпретации пушкинского наследия, определившие пути восприятия творчества Пушкина на рубеже XIX и XX веков.

В последние годы жизни Тургенев создал несколько небольших произведений, в том числе цикл «стихотворений в прозе», озаглавленный «Senilia» [«Старческое»], в противовес обычному в собраниях сочинениях разделу «Juvenilia» [«Юношеское»]. В числе этих прозаических «стихотворений» — знаменитый «Русский язык», завершавший первую публикацию цикла в «Вестнике Европы» 1882 г.: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык...». Этот гимн русскому языку как последнему пристанищу «русскости», который современники считали «лебединой песнью» автора, звучит особенно трагично в устах полуэмигранта Тургенева.

Повести «Песнь торжествующей любви» (1881) и «Клара Милич (После смерти)» (1882) продолжают старую тургеневскую тему «подчинения чужой воле» (ср. «Вешние воды»). В «Кларе Милич» разработка этой темы приобретает даже подчеркнуто мистический оттенок, но и в этом случае Тургенев стремится придать изображаемым событиям характер позитивной достоверности в духе модного суеверия о возможности материализации духов.

В последние годы жизни Тургенев страдал от усиливающейся болезни (злокачественная опухоль костей позвоночника). Летом 1881 г. он последний раз был в Спасском-Лутовинове. Зимы писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо, где он и скончался 3 сентября (22 августа) 1883 г. Похоронам Тургенева предшествовали траурные торжества в Париже, в которых приняли участие свыше 400 человек. В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Россию и похоронено на «литераторских мостках» Волковского (Волкова) кладбища в Санкт-Петербурге.

И. П.
По материалам 3-го издания «Большой советской энциклопедии», «Истории русской литературы» в 10 томах и «Истории русской литературы» в 4 томах

 

Об издании

В основу электронной публикации положено академическое Полное собрание сочинений и писем в 30 томах (2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1978—...).

Критика и исследования

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2010—2024. Версия 2.0 от 3 марта 2017 г.