(с. 205)
Печатается по тексту: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 393—398. Впервые опубликовано: Неделя (Иллюстрированное приложение к газете «Известия»), 1964, № 23, 31 мая — 6 июня, с. 8—9.
Подлинник хранится в Bibl Nat, Slave 76. Описание см.: Mazon, p. 103.
В собрание сочинений впервые включено: Т, ПСС и П, Сочинения, т. XV, с. 209—214.
Дневник Тургенева, который он вел в конце 1882 — начале 1883 г., несомненно, является только частью его обширных не сохранившихся дневниковых записей. Систематические записи он начал вести, по его собственному признанию, в 1851 г. В Мемориале под 1851 г. помимо обычной ссылки на место встречи Нового года отмечено только одно событие: «С 1851-го г<ода> я стал вести дневник» (наст. том, с. 200).
Сохранились свидетельства самого Тургенева и близких ему людей о том, что долгое время он продолжал вести дневники. В мемуарном очерке «По поводу „Отцов и детей“» он приводит выдержку из дневника 1861 г. с записью о своем отношении к образу Базарова (см. наст. том, с. 92). Дневниковые записи о Базарове, относящиеся к 1861 г., упоминаются и в воспоминаниях П. А. Кропоткина (см.: Революционеры-семидесятники, с. 147—148). Н. А. Островская указывает на дневник за 1874 г., в котором содержалась краткая запись о трехнедельном пребывании в Спасском (см.: Воспоминания о Тургеневе Н. А. Островской. — Т сб (Пиксанов), с. 113—114). В письме к Я. П. Полонскому от 7 (19) апреля 1877 г. Тургенев привел следующую выписку из своего дневника: «17 / 5 марта. Полночь. Сижу я опять за своим столом, внизу бедная моя приятельница что-то поет своим совершенно разбитым голосом; а у меня на душе темнее темной ночи... Могила словно торопится проглотить меня: как миг какой, пролетает день, пустой, бесцельный, бесцветный... Смотришь: опять вались в постель. — Ни права жить, ни охоты нет; делать больше нечего, нечего ожидать, нечего даже желать...» Имеются сведения о наличии дневников в последние годы жизни писателя. Так, И. Я. Павловский в своих воспоминаниях приводит следующую его фразу: «Что касается меня, я всегда веду дневник, в котором записываю все, что меня интересует» (П<авловский> И. Воспоминания об И. С. Тургеневе. (Из записок литератора). — Русский курьер, 1884, № 199, 21 июля).
В письме к П. В. Анненкову, поручая ему судьбу своих бумаг, Тургенев кроме сочинений упоминает «личные записки и корреспонденцию», имея в виду под личными записками, по-видимому, именно дневники. 13 (25) декабря 1882 г. он пишет Людвигу Пичу: «... что касается листков из дневника, то это длинная история».
Потребность записывать для себя факты личной жизни, а также откликаться на общественные и политические события возникла у Тургенева в то время, когда он окончательно посвятил себя литературному творчеству и общественной деятельности. Перенося, по собственному признанию, свою биографию в свои произведения, писатель трансформировал в художественных образах факты действительности, первоначально зафиксированные в документальной дневниковой форме. В работе над образами героев своих произведений он также использовал форму дневника. Имеются свидетельства о том, что он вел дневник от имени Базарова («Отцы и дети») и Павла Шубина («Накануне»). См.: П<авловский> И. Воспоминания об И. С. Тургеневе. (Из записок литератора). — Русский курьер, 1884, № 150, 2 июня; Воспоминания Х. Бойесена. — Батуринский В. П. К биографии Тургенева (Минувшие годы, 1908, № 8, с. 70).
Для Тургенева интимный характер дневника, предназначенного только для себя, исключал возможность ознакомления с ним даже близких людей. «В дневнике я у себя дома, сужу и ряжу всех и все», — говорил писатель, по воспоминаниям И. Я. Павловского
(Русский курьер, 1884, № 199, 21 июля). Вот почему он периодически подвергал уничтожению свои записи.
Первый дневник Тургенева был, по всей вероятности, уничтожен вместе со значительной частью его архива, о чем говорится в письме к В. П. Боткину от 17 февраля (1 марта) 1857 г.: «Третьего дня я не сжег, потому что боялся впасть в подражание Гоголю, но изорвал и бросил в watercloset все мои начинания, планы и т. д.» 3 (15) декабря 1882 г., сообщая Д. В. Григоровичу состав «Стихотворений в прозе», он пишет: «Я никакого выбора не делал, я только откинул все личные, автобиографические, которые я никому не читал и не прочту — так как они предназначены к уничтожению вместе с моим дневником». То же самое он повторяет 17 (29) декабря 1882 г. в письме к Б. А. Чивилеву: «Неизданные „Ст<ихотворения> в пр<озе>“ неизвестны даже самым близким мне людям. Они предназначены на сожжение после меня вместе с моим дневником». Завещание Тургенева об уничтожении дневников упоминается и в цитированных выше воспоминаниях И. Я. Павловского.
Неоднократно высказанное желание писателя, чтобы его дневники были после его смерти уничтожены близкими людьми, было, вероятно, исполнено Полиной Виардо; однако в какой степени она их уничтожила, неизвестно. По крайней мере, комментируемая тетрадь сохранилась среди бумаг, оставшихся у наследников Виардо, и теперь находится в Bibl Nat.
Подробный комментарий к этим записям принадлежит первому публикатору дневника И. С. Зильберштейну (см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 365—424). Этот комментарий, впрочем, не свободен от некоторых пропусков и неточностей, которые по возможности дополнены и исправлены в настоящих примечаниях. Внесены также дополнения по новым публикациям последних лет.
Все же, несмотря на то, что почти двадцатилетний период, прошедший со времени первой публикации дневника, принес нам достаточно много новых данных о биографии Тургенева, некоторые факты, упомянутые здесь, до сих пор остаются нераскрытыми и ждут дальнейших разысканий.
27 ноября (9 декабря) 1882 г.
В Буживале, старинном городке близ Парижа, Тургенев проводил лето вместе с семьей Виардо на своей вилле «Les Frênes» («Ясени»). В 1882 г. (6 (18) ноября) он переехал из Буживаля на свою парижскую квартиру на улице Дуэ (т. е. за три недели до этой записи).
В первой половине 1882 г. здоровье Тургенева резко ухудшилось. Усилились боли в спине, вызванные раком позвоночника, начавшимся в 1880 г., который врачи принимали за грудную жабу.
Луи Виардо, муж П. Виардо (см. о нем наст. том, с. 465) отличался чрезвычайной мнительностью, преувеличивал каждое свое недомогание; поэтому Тургенев и не придал значения его болезни, которая оказалась смертельной — Виардо умер менее чем через пять месяцев после этой записи — 23 апреля (5 мая) 1883 г. в возрасте 83 лет.
Опера «Сарданапал» была впервые поставлена в концертном исполнении 3 декабря н. ст. 1882 г., в «Théâtre du Château d’Eau» (см.: Annales du théâtre et de la musique. Par E. Perrin. Paris, 1882, p. 579—581). В письме к Людвигу Пичу от 26 ноября (8 декабря) 1882 г. Тургенев пишет об успехе постановки, называя «Сарданапала»
ораторией. Автором произведения был композитор и пианист Виктор Альфонс Дювернуа (1842—1907), муж младшей дочери П. Виардо Марианны (1854—1913), на свадьбе которых Тургенев присутствовал 5 апреля н. ст. 1881 г. Его отношения с четой Дювернуа были очень теплыми (см. письма М. Дювернуа к Е. И. Апрелевой. — Рус Вед, 1904, № 25, 25 января). Писатель помогал Дювернуа в выборе сюжетов для его произведений (см.: Гревс И. М. М. П. Драгоманов о Тургеневе. — Былое, 1925, № 3, с. 115).
5 (17) декабря 1882 г.
Об операции неврома см. ниже, примечания к записи от 15 (27) января 1883 г.
Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — публицист и общественный деятель, видный представитель славянофильства, с которым Тургенев сблизился в 1840-х гг. в Москве (см. примечания к Мемориалу, наст. том, с. 462). О смерти Самарина в Берлине 19 (31) марта 1876 г. Тургенев отозвался с глубоким сожалением в письмах к В. А. Черкасскому 20 марта (1 апреля) 1876 г., П. В. Анненкову 23 марта (4 апреля) 1876 г. и М. Е. Салтыкову 25 марта (6 апреля) 1876 г. В последнем письме он признавался, что к тому времени он и Самарин «находились чуть не на антиподах друг от друга», но находил его «умным, талантливым и честным» человеком.
«Стихотворения в прозе» появились в ВЕ (1882, № 12, с. 473—520). Предположения о недоброжелательных отзывах критики Тургенев высказывал неоднократно перед выходом их в свет. 30 ноября (12 декабря) 1882 г. он писал М. М. Стасюлевичу: «Что господа критики их проберут — это несомненно; но несомненно также и то, что я огорчаться не буду. Я бы скорее огорчился — удивился бы во всяком случае — если б услышал похвалы из иных уст». Действительно, «Стихотворения в прозе» вызвали противоречивые мнения, среди которых было много неодобрительных (подробно см. об этом в примечаниях М. П. Алексеева и Н. В. Алексеевой — наст. изд., т. 10, с. 463—464). Отрицательный отзыв Д. В. Григоровича пересказан Я. П. Полонским в не дошедшем до нас письме к Тургеневу. Свое суждение об этом, занесенное в дневник, Тургенев повторил в письме к Я. П. Полонскому от 22 ноября (4 декабря) 1882 г. Вместе с тем «Стихотворения в прозе» получили одобрение, даже восхищение лиц, которых автор высоко ценил, — Полонского, Гончарова, Стасюлевича, Анненкова, Гаевского (подробнее см.: т. 10, с. 460—462). Положительный отзыв Л. Н. Толстого до нас не дошел, но известен, кроме дневниковой записи, по письму Тургенева к Толстому от 15 (27) декабря 1882 г.
Переводы тридцати «Стихотворений в прозе» на французский язык, сделанные Тургеневым при участии П. Виардо, появились в двух номерах парижского журнала «Revue politique et littéraire de la France et de l’étranger», 1882, № 25, 16 déc., p. 769—776, N 26, 25 déc, p. 809—816. Об этом Тургенев писал В. Рольстону 15 (27) декабря 1882 г.: «Посылаю вам сегодня экземпляр моих „Стихотворений в прозе“ — и французский перевод 30 из них, который появился в „Revue politique et littéraire“. Я не выслал вам русские подлинники раньше — с намерением увидеть эти „Ст<ихотворения> в пр<озе>“ переведенными на английский язык, потому что не думал (и, говоря откровенно, сейчас не думаю) — что эти маленькие вещицы могли бы понравиться английской публике. Вообще я нашел их слишком русскими на европейский вкус; г-жа Виардо перевела их на французский
язык по своему желанию, а не по моему. И только после их публикации я начинаю думать, что права была она, а не я».
Стихотворные строки — видоизмененная автоцитата из стихотворения «Конец жизни» — 1843 г. (см. наст. изд., т. 1, с. 39).
Любовь Яковлевна Стечькина (1851—1900) — писательница, которой Тургенев оказывал помощь своими советами художника и содействием в напечатании ее произведений (см. об этом: Степанова Г. В. Л. Я. Стечькина. — Т сб, вып. 3, с. 373—377). Знакомство их состоялось в 1878 г. и продолжалось до конца жизни Тургенева. Известны 55 писем его к Стечькиной (1878—1883) и 4 письма ее к Тургеневу (1879—1882).
В 1882 г. он хлопотал об отправке ее для лечения за границу. Об этом он писал матери Стечькиной 10 (22) декабря 1882 г.: «Дочь ваша, Любовь Яковлевна, серьезно больна — хотя вовсе не безнадежно. Она настолько серьезно больна, что д-р Жакку, один из первых здешних врачей, объявил ей, что она не должна думать вернуться в Россию раньше весны — и что пока ей нужно пребывание в южном климате. Соображаясь с этим, мы здесь ее снарядили, достали денег и отправили в Неаполь, куда она, по телеграмме, благополучно прибыла и где она найдет знакомых, которые примут ее на свое попечение. Оставаться в самом Неаполе она, вероятно, не захочет — а выберет место поблизости, вероятно, Сорренто, где жизнь гораздо дешевле. Средств для жизни у ней на два месяца хватит». Стечькина поселилась не в Сорренто, а в Торре дель Греко близ Неаполя — см. ниже, запись от 31 декабря 1882 г. (12 января 1883 г.).
Владимир Яковлевич Мейер (1851—1884) — участник революционного движения 1870-х годов; был осужден но «делу 193-х». В 1878 г. эмигрировал и жил в Париже. Тургенев оказывал Мейеру материальную поддержку. В 1879 г. П. В. Анненков по просьбе Тургенева определил его корректором в типографию Гаспера в Карлсруэ, где печатались произведения самого Тургенева (см. его письмо к Анненкову от 26 сентября (8 октября) 1879 г. и ответ Анненкова от 1 (13) октября 1879 г. — Т, ПСС и П, Письма, т. XII, кн. 2, с. 482).
В «Народной воле» (№ 11—12 за 1885 г.) помещено имя Мейера в перечне погибших революционеров: «Мейер В. Я., эмигрант (судившийся по делу 193-х) умер от чахотки в Париже 23 ноября 1884» (Литература партии «Народной воли». СПб., 1907. Вып. 2, с. 178). См. также: Деятели революционного движения в России. Био-библ. словарь. Сост. Шиловым и Карнауховой, т. II. Семидесятые годы, вып. 3. М., 1931
Исаак Яковлевич Павловский (1853—1924) — участник революционного движения 1870-х годов (см. наст. изд., т. 10, с. 603—605).
Николай Петрович Цакни (1851—1904) — участник революционного движения, бежал из ссылки за границу и жил в Париже до 1887 г., затем вернулся в Россию и в Одессе заведовал редакцией «Одесских новостей», а затем редактировал либеральную газету «Южное обозрение». Запись его воспоминаний о Тургеневе напечатана в газете «Руль» (Москва, 1908, № 129, 25 августа). Тургенев оказывал ему материальную и моральную поддержку, в частности, ходатайствовал за него перед Литературным фондом (письма М. М. Стасюлевичу от 21 октября (2 ноября) 1882 г. и Н. С. Таганцеву от 31 октября (12 ноября) 1882 г.). О Н. П. Цакни см. также: Деятели революционного движения в России, т. II. Семидесятые годы, вып. 4. М., 1932.
Художественный клуб — «Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже», где Тургенев провел вечер 30 ноября (12 декабря) 1882 г. А. П. Боголюбов писал И. Н. Крамскому 8 (20) декабря 1882 г.: «Хотя и больной, но он <Тургенев> запрошлый вторник прибрел в собрание, что нас всех немало порадовало...» (Лит Насл, т. 76, с. 468; см. также: Кузьмина Л. И. Посол от русской интеллигенции. (К организации «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже). — Т сб, вып. 4, с. 276—277). Тургенев сообщал Ж. А. Полонской 12 (24) декабря: «Я действительно провел, т. е. просидел, вечер в Обществе художников — но выезд меня утомил — и я немного за него поплатился» и А. В. Топорову: «После моего выезда в Общество русских художников мне стало хуже — и опять сижу как на привязи». «Спич» на вечере произнес в честь Тургенева Александр Федорович Онегин (Отто, 1845—1925) — коллекционер, собиратель материалов по истории русской литературы; постоянно жил в Париже и часто исполнял обязанности секретаря Тургенева. Известно 41 письмо Тургенева к Онегину-Отто. Основной прототип образа Нежданова в «Нови» (см. наст. изд., т. 9, с. 510). О глубоком уважении к Тургеневу, преданности его писателю см.: Иванова Л. Н. Тургенев в переписке А. Ф. Онегина и П. В. Жуковского. — В сб.: И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982, с. 158—177. Об отношениях Онегина и Тургенева в последние месяцы жизни писателя см. также: Алексеев М. П. В. П. Гаевский и В. Р. Рольстон о Тургеневе. — Т сб, вып. 1, с. 335—344.
Музыкальные вечера в доме Виардо описаны в кн.: Розанов А. Полина Виардо-Гарсиа. 2-е изд., доп. Л., 1973, с. 144—145. В этих вечерах участвовали ученицы Виардо и ее дочери. Диди — Клоди Виардо, в замужестве Шамро (1852—1914), художница. О ней Тургенев писал Л. Пичу 24 декабря 1873 г. (5 января 1874 г.): это «существо, которое я люблю больше и нежнее всего на свете».
Э. Ожиэ — Гийом Виктор Эмиль Ожье (1820—1889) — французский писатель, поэт и драматург, знакомый Тургенева. Ожье пользовался большой популярностью во Франции, Эмиль Золя считал его признанным «мастером современной французской сцены», его имя и название его пьес часто встречаются в переписке Тургенева, который давал ему советы и участвовал в работе над либретто опер (см. наст. том, с. 473). Об отношении Тургенева к творчеству Ожье см.: Алексеев М. П. Тургенев в спорах о пьесе Ожье. — Т сб, вып. 3, с. 240—254. Э. Ожье часто посещал Тургенева во время предсмертной болезни и, по сведениям, приведенным в воспоминаниях В. В. Верещагина, читал ему свою новую пьесу «Авантюристка» (см.: Верещагин В. В. Очерки, наброски, воспоминания. СПб., 1883, с. 139).
О романе Мопассана «Жизнь» («La vie») см. ниже, запись от 31 декабря 1882 г. (12 января 1883 г.).
Mr John Hay — Джон Хей (1838—1905) — американский литератор и политический деятель, автор десятитомного труда об Аврааме Линкольне, личным другом и секретарем которого он был. В 1879—1881 гг. Хей служил первым заместителем государственного секретаря при президенте Хейзе. Знакомство Тургенева и Хея произошло при содействии американского писателя Генри Джеймса, которому Хей написал 9 декабря н. ст. 1882 г.:
«Мой дорогой Джеймс.
После получения вашей любезной рекомендательной записки к Ивану Тургеневу, я, не теряя ни минуты, отправился на rue de Douai; мне посчастливилось застать его дома и достаточно здоровым, чтобы вести беседу, но далеко не столь здоровым, как нам хотелось бы. У него в груди боли — вроде подагрических, которые очень мучительны, и, по словам Шарко, эта болезнь вряд ли излечима, ибо медицина здесь совершенно бессильна. Болезнь может пройти сама или же остаться в том же состоянии. Она очень мешает ему и ходить, и стоять; она вынуждает его отказаться от своего намерения провести лето в России, куда он собирался ехать и где хотел написать роман, уже совершенно сложившийся у него в голове. Из-за всего этого Тургенев находится в некоторой нерешительности, не зная, что ему делать дальше. Ненастная погода, которая стоит здесь, должно быть, ему вредна, но он, по-видимому, и не собирается тронуться с места. Он говорил о вас в самых горячих выражениях и сожалел, что не повидался с вами, когда вы были здесь.
Это, безусловно, крупная и привлекательная натура. Я никогда не видел, чтобы великий человек был таким простым и приветливым. Просто ярость берет, когда видишь, что эта могучая и благородная душа измучена болезнью, тогда как тысячи людей нуждаются в его творчестве, а Марборо-клуб, например, битком набит ничтожествами, которые se portent à merveille 1. Если бы мы имели право распоряжаться в этом мире, мы все это изменили бы и поставили вверх тормашками.
Если увидите Кинга, поругайте его за меня. Я даже не знаю, где он находится.
Вся Франция под водой. Я собираюсь поселиться на Триумфальной арке.
Всецело преданный вам
Джон Хей»
(опубликовано в статье: Monteiro George. Letters to a «Countryman». John Hay to Henry James. — Books at Brown, v. 19, May, 1963, p. 107. Цит. по переводу — Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 404).
Иван Павлович Похитонов (1850—1923) — художник-пейзажист, передвижник, творчество которого Тургенев высоко ценил. Портрет Тургенева работы Похитонова (1882) хранится в Третьяковской галерее. В семье Похитоновых в Париже хранились несколько писем Тургенева, утраченных во время второй мировой войны.
Иван Петрович Пожалостин (1837—1909) — русский гравер, в 1871—1874 гг. живший в Париже. Автор двух гравированных портретов Тургенева с этюда Н. Д. Дмитриева-Оренбургского (1879). Одна из этих гравюр выполнена для издания «Записок охотника» (1883). Известно одно письмо Тургенева к его сыну, П. И. Пожалостину, от 19 августа 1882 г. (см.: Два письма И. С. Тургенева. (Публикация Л. И. Кузьминой и Н. А. Леонтьевского). — Русская литература, 1969, № 3, с. 153).
Александр Михайлович Горчаков, князь (1798—1883) — лицейский товарищ Пушкина, дипломат, министр иностранных дел, государственный канцлер; с 1879 г., отойдя от дел, жил за границей. О его встречах с Тургеневым см.: Ег<ор>ов Анатолий. И. С. Тургенев и кн. А. М. Горчаков, 1876. — Рус Ст, 1883, № 1, с. 423—425.
1 чувствуют себя превосходно (франц.).
Тургенев в письмах к Ю. П. Вревской п А. В. Головкину от 26 января (7 февраля) 1877 г. отзывался неодобрительно о политике Горчакова. П. В. Анненков в письме из Бадена от 19 (31) марта 1883 г., написанном после смерти Горчакова, рассказывал Тургеневу о любовных увлечениях и о скандалах, происходивших в те недели в баденском доме Горчакова (см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 405).
Мария Сергеевна Урусова, княгиня, рожд. Мальцева (ум. 1904) — жена Л. Д. Урусова, близкого друга Л. Н. Толстого. В 1870-х — 80-х гг. жила в Париже, где ее салон посещали многие писатели, в том числе Виктор Гюго, Ги де Мопассан, Генри Джеймс. С Тургеневым познакомилась в 1870-е гг. в Париже и поддерживала дружеские отнотения с ним до самой его смерти. Известны два письма Тургенева к М. С. Урусовой (адресат одного из них устанавливается предположительно). В дневнике германского посла в Париже имеются записи о встречах с Тургеневым в салоне Урусовой (см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 406); о том же упоминается в воспоминаниях художника Э. К. Липгарта (см.: Лит Насл, т. 76, с. 425—429). Старшая дочь кн. Урусовой — Мария Леонидовна (1867—1895), выдающаяся пианистка. После ее смерти мать написала о ней книгу: Princesse M. Ouroussoff. Histoire d’une âme — Mary. Souvenirs recueillis par sa mère («Княжна Урусова. История одной души — Мери. Воспоминания, записанные ее матерью»). Paris, 1904.
Мария Гавриловна Савина (сценическая фамилия), рожд., Подраменцева, в первом браке Славич, во втором браке Всеволожская, в третьем Молчанова (1854—1915) — драматическая актриса, близкий друг Тургенева. Познакомилась с писателем в 1879 г.; они многократно встречались в России и во Франции. В 1881 г. Савина навестила Тургенева в Спасском. Исполняла роли в пьесах Тургенева; написала воспоминания «Мое знакомство с Тургеневым» (Т и Савина, с. 63—70). Известны 77 писем и 4 телеграммы Тургенева к Савиной. Сведения об их отношениях содержатся также в письмах Савиной к А. В. Топорову (см.: Степанова Г. В. Тургенев в письмах М. Г. Савиной к А. В. Топорову. — Т сб, вып. 5, с. 518—532).
Тургенев имеет в виду свои письма к ней от 5 (17) ноября и 27 ноября (9 декабря) 1882 г. Во втором из них он писал: «Милая Мария Гавриловна, я все собирался отвечать Вам на Ваше последнее письмо — и вдруг читаю в „Голосе“: г-жа Савина опять занемогла. Очень меня это огорчило — и я тотчас взялся за перо, как будто это могло Вам помочь! Желал бы я думать, что это болезнь более политическая — и служит выражением Вашего неудовольствия на те театральные порядки, о которых Вы мне пишете — и которые заставляют Вас подумывать... об отставке! Пожалуйста, выведите меня поскорей из недоумения».
Жюль Этьен Паделу (Pasdeloup, 1814—1887) — дирижер и владелец концертного зала в Париже, знакомый Тургенева. О посещениях Тургеневым его зала совместно с П. Виардо и ее дочерьми упоминает Альфонс Доде (см.: Иностранная критика о Тургеневе. СПб., 1908, с. 101—102).
Paul — Поль Виардо (1857—1941), сын Виардо, скрипач, впоследствии автор мемуаров с упоминаниями о Тургеневе (Виардо Поль. Воспоминания артиста. — Новое время, 1906, № 10991, 10994, 11001, 11033, 18, 21, 28 октября и 12 декабря; Souvenirs d’un artiste. Paris, 1910). Об отрицательном отношении Тургенева к Полю Виардо см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 406—407).
Mr Clerc — лицо неустановленное.
Богомолец — парижская знакомая Тургенева, по-видимому, из семьи выдающихся деятелей украинской культуры (см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 407).
Фриссон — домашний врач семьи Виардо.
Луи Блан (1811—1882) — французский историк, публицист и политический деятель, умеренный социалист-утопист, автор книги «История десяти лет (1830—1840)» и десятитомной «Истории французской революции», к первый двум томам которой Тургенев отнесся отрицательно (см. письмо к Виардо от 26 ноябри (8 декабря) 1847 г.), член временного правительства 1848 г.; эмигрировал в Англию после июньского рабочего восстания; в 1871 г., будучи депутатом Национального собрания, выступил против Парижской коммуны.
В 1876 г., в связи с изданием журнала «L’homme libre» Тургенев дал характеристику Луи Блана в письме к В. А. Панаеву от 13 (25) сентября 1876 г.
Письмо Тургенева слушательницам Женских врачебных курсов от 30 ноября (12 декабря) 1882 г. было опубликовано в газете «Голос», 1882, № 336, 10 декабря.
31 декабря 1882 г. (12 января 1883 г.)
О смерти Л. Гамбетты и участии Тургенева в его похоронах см. в письмах к П. В. Анненкову от 29 декабря 1882 г. (10 января 1883 г.) и Ж. А. Полонской от 11 (23) января 1883 г.
Антуан Шанзи (1823—1883) — французский генерал, популярный военачальник в период франко-прусской войны. В 1879 г. был назначен посланником в Россию. Его смерть широко комментировалась русскими газетами.
Евгений Михайлович Феоктистов (1829—1898) — литератор, журналист, историк; в 1850-х гг. — сотрудник газеты «Московские ведомости», журналов «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник». Тургенев познакомился с ним в 1850-х гг., но в 1860-х гг. они разошлись, хотя переписка их продолжалась — известны 20 писем Тургенева к Феоктистову и 43 письма Феоктистова к Тургеневу. Позднее Феоктистов стал крупным государственным чиновником крайне реакционного направления, с 1871 по 1883 г. редактировал «Журнал министерства народного просвещения». В 1883 г. назначен начальником Главного управления по делам печати вместо П. П. Вяземского, ушедшего, по официальной версии, в связи с болезнью (см.: Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848—1896. Редакция и примечания Ю. Г. Оксмана. Л., 1929, с. 216).
П. В. Анненков писал Тургеневу 3 (15) января 1883 г.: «Феоктистов — шеф цензуры! Я его видел летом в Петербурге: он уже приготовился к посту, откормленный кровавым мясом, скрежеща зубами, свирепый и выдержанный, как собака-волкодав. Вяземский совсем и не был болен, а притворился больным, чтобы уйти от новых цензурных уставов» (Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 409).
Николай Константинович Михайловский (1842—1904) — идеолог народничества, критик и публицист, автор статей о Тургеневе. В декабре 1882 г. был выслан из Петербурга за участие в студенческих беспорядках.
Николай Васильевич Шелгунов (1824—1891) — революционный демократ, критик и публицист, был выслан из Петербурга вместе с Н. К. Михайловским. 6 декабря 1882 г. состоялся студенческий вечер
в Технологическом институте, на котором присутствовали Михайловский и Шелгунов. Речь Михайловского, произнесенная на этом вечере, послужила предлогом для высылки их обоих в Выборг. Подлинной причиной ссылки было то, что правительство получило сведения о связи их с революционным подпольем.
Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885) — историк, юрист, видный представитель либерального народничества. Знакомство Тургенева с Кавелиным началось в 1843 г. в Петербурге, в кружке Белинского (см.: Кавелин К. Д. Воспоминания о В. Г. Белинском. — Собр. соч. СПб., 1899, Т. 3, с. 1085—1090). Известны 7 писем Туртенева к Кавелину (1859—1881) и 1 письмо Кавелина к Тургеневу. В конце 1882 г. Кавелин перенес серьезную операцию.
Иван Александрович Гончаров (1812—1891) познакомился с Тургеневым в середине 1840-х гг., в 1856 г. их отношения перешли в тесную личную и творческую дружбу. Впоследствии она прервалась из-за болезненной уверенности Гончарова в сознательных заимствованиях Тургеневым планов и замыслов его произведений. До нас дошли 5 писем Тургенева к Гончарову (преимущественно в выписках, сделанных самим Гончаровым) и 12 писем Гончарова к Тургеневу. Несмотря на разрыв отношений, Тургенев с сочувствием отзывался о Гончарове, у которого с декабря 1882 г. усилилась болезнь глаз и правый глаз полностью потерял зрение. В газете «Голос» от 8 (20) января 1883 г. (с. 2) было напечатано письмо в редакцию И. А. Гончарова, в котором он благодарил за юбилейные чествования в связи с 70-летием со дня его рождения и упоминал о внезапной тяжелой болезни глаз: «Одним глазом я совсем перестал видеть, в другом почувствовал боль. Это продолжается и поныне, несмотря на принятые врачами меры» (см. также: Рус Ст, 1912, № 6, с. 514). 1 (13) февраля 1883 г. Тургенев писал Григоровичу: «Как мне жаль бедного Гончарова! Страдая сам, я ближе принимаю к сердцу его страдания».
Дочка — Полина Тургенева, в замужестве Брюэр (1842—1919, см. о ней наст. том, с. 461), — в 1882 г. с двумя детьми жила в местечке Солёр в Швейцарии, скрываясь от мужа, и постоянно жаловалась отцу на недостаток средств к существованию. Одновременно с этой дневниковой записью 31 декабря 1882 г. (12 января 1883 г.) Тургенев сообщил ей в письме о высылке денег сверхустановленной ежегодной пенсии в 5000 франков.
Здешние — семья Виардо.
Лулу — Эритт де ля Тур (Héritte de la Tour) Луи (род. 1864) — сын Луизы Эритт (дочери П. Виардо) и французского дипломата Эрнеста де ля Тур. О какой «истории» идет речь, не установлено.
Эрнст Карлович Липгарт (1847—1932) — живописец-декоратор, портретист, академик живописи, автор воспоминаний о Тургеневе (см.: Лит Насл, т. 76, с. 423—432). Липгарт несколько раз рисовал Тургенева с натуры. Портрет, о котором идет речь в дневнике, — рисунок пером, с которого была сделана гравюра для первого тома «Полного собрания сочинений И. С. Тургенева» в 10 т., завершенного И. И. Глазуновым уже после смерти писателя — в октябре 1883 г. О портрете Липгарта Тургенев упоминает в письмах к А. В. Топорову от 21 января (2 февраля) и 8 (20) июня и И. И. Глазунову от 15 (27) июля и 21 июля (2 августа) 1883 г.
Повесть — «Клара Милич» (первоначальное название — «После смерти»); напечатана в «Вестнике Европы», 1883, № 1, с. 13—62. О ней см. комментарий Л. Н. Назаровой в наст. изд., т. 10, с. 423.
Мопассан (Maupassant) Анри Рене Альбер Ги де (1850—1893) познакомился с Тургеневым около 1876 г. у Флобера и особенно сблизился с ним после смерти последнего. Известны шесть писем Тургенева к Мопассану (1880—1881) и четыре письма Мопассана к Тургеневу (1877—1883). Об отношениях Мопассана и Тургенева см.: Zviguilsky A. Les écrivains français d’après leur correspondance inédite avec Ivan Tourguéniev. — Cahiers Ivan Tourguéniev. Pauline Viardot. Maria Malibran. № 1, Octobre, 1977, p. 17—18. В творчестве Мопассана сказалось несомненное влияние русского писателя. Книга его рассказов «La maison Tellier» имеет посвящение: «Ивану Тургеневу — дань глубокой привязанности и великого восхищения. Ги де Мопассан». Тургенев активно пропагандировал произведения французского писателя у себя на родине, способствовал публикации переводов его произведений. Роман Мопассана «Жизнь» печатался в фельетонах газеты «Gil Blas» с 27 февраля по 6 апреля н. ст. 1883 г. 12 (24) ноября 1882 г. Тургенев обратился к М. М. Стасюлевичу с предложением купить роман в рукописи и напечатать перевод в «Вестнике Европы», сопроводив свою рекомендацию высокой оценкой произведения: «Со времени появления „Госпожи Бовари“ ничего подобного не появлялось <...> Заглавие романа „Une vie“. Это целая жизнь честной, хорошей <женщины>, целая интимная драма, изображенная первоклассным художником!»
Переписка со Стасюлевичем по поводу этой публикации длилась до конца года и завершилась полной неудачей. Первой оплошностью Тургенева было то, что за предполагаемую публикацию Мопассану была обещана сумма в 500 руб., т. е. 1250 фр., а Стасюлевич имел в виду 500 фр., и разницу в гонораре Тургенев выплатил писателю из собственных средств. «Во-первых: это сумма небольшая, в сущности, и меня нисколько не обременит; во-вторых — я очень рад был и буду доставить ее Мопассану из своего кармана; в-третьих, — я должен же поплатиться за свою опрометчивость», — писал Тургенев Стасюлевичу 25 декабря 1882 г. (6 января 1883 г.). Вторая ошибка вообще помешала осуществить публикацию — это был неудачный выбор переводчика. Н. П. Цакни, по оценке Тургенева, был «прекрасным малым», который «был способен писать (и писал) журнальные корреспонденции; но, не имея никакого литературного таланта и даже плохо владея языком <...> потерпел совершенное фиаско!» (письмо к М. М. Стасюлевичу от 29 декабря 1882 г. (10 января 1883 г.)). Первоначально Тургенев предполагал сам переделать первую часть, а вторую поручить А. Н. Луканиной (см. о ней ниже), о чем она писала в своих воспоминаниях: «Я приходила к нему тогда по поводу одной работы, которую он хотел мне поручить, — дело шло о переводе романа „Une vie“ Гюи-де-Мопассана с подлинной рукописи до появления ее во французской печати, но из этого ничего не вышло... Работа эта была сначала отдана другому переводчику, но он сделал ее так плохо, что она оказалась никуда не годною; при этом он слишком долго продержал рукопись у себя, и время ушло. Я должна была переводить продолжение, а Иван Сергеевич брался исправить начало, но, как я сказала, оно было слишком плохо и потребовало бы долгого труда, а времени до появления книги Мопассана оставалось мало, так это дело и было оставлено» (Сев Вестн, 1887, № 3, с. 82—83). «Мой хотя неудачный, но честный переводчик, — писал Тургенев Стасюлевичу 29 декабря 1882 г. (10 января 1883 г.), — не хочет слышать о какой-либо плате за свою несчастную работу — но уж это мое дело». Взамен несостоявшейся публикации
Тургенев в цитированном выше письме предложил Стасюлевичу две большие повести Мопассана, которые тот окончит нынешней весной. Однако в 1883 г. ни одно произведение Мопассана в «Вестнике Европы» не появилось. Стасюлевич писал об этом А. Н. Пыпину 2 (14) января 1883 г.: «С Тургеневым у меня случилась такая история (по поводу Maupassant), что ни в сказке сказать, ни пером описать <...> Придется совсем обойтись без Мопассана» (Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 414).
Морис Палеолог (1859—1944) — французский дипломат и литератор, с 1928 г. — член Французской Академии; автор книг о политической жизни и о вопросах искусства, а также трехтомного труда «Царская Россия во время мировой войны». В 1883—1886 годах занимал дипломатические посты в Марокко, Италии и Китае. Позднее, с 1914 по 1917 г. был послом в России.
Вечер 31 декабря 1882 г. (12 января 1883 г.) Тургенев провел в клубе Общества русских художников и прочел там три произведения из «Стихотворений в прозе». Об этом вечере и других встречах с Тургеневым писал в дневнике вел. кн. Константин Николаевич (1827—1892), второй сын Николая I, генерал-адмирал русского флота, участник подготовки крестьянской реформы 1861 г. (см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 415—416), который слыл либералом. Тургенев познакомился с ним в Париже, и иногда прибегал к его помощи, в том числе в деле освобождения Германа Лопатина (см. письмо к П. А. Лаврову от 28 сентября (10 октября) 1879 г.).
В архиве Константина Николаевича сохранились копии двух документов, составленных Тургеневым: «Записка И. С. Тургенева о необходимости издания специального журнала для обсуждения всех вопросов, связанных с разработкой положения о новом устройстве крепостных крестьян» и программа журнала «Хозяйственный указатель» (см.: Заборова Р. Б. К судьбе записки Тургенева об издании журнала «Хозяйственный указатель». — В сб.: И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1982, с. 212—216; наст. изд., т. 12).
Ипполит Тэн (1828—1893) — французский философ-позитивист, литератор, историк, член Французской Академии. Тургенев познакомился с ним в конце 1860-х гг. через Флобера. Из их обширной переписки сохранились несколько записок Тургенева и Тэна. Тургенев высоко ценил историко-философские труды Тэна и внимательно прислушивался к его мнениям по вопросам литературы и искусства. Тэн относился к творчеству и личности Тургенева с неизменным восхищением и сказал после смерти писателя: «Человек и художник были в нем столь тонко воплощены!» (письмо к П. Бурже от 12 сентября н. ст. 1884 г. — Taine H. Sa vie et sa correspondance. Paris, 1907. V. 6, p. 184). Подробно об отношениях Тэна и Тургенева см.: Муратов А. Б. Ипполит Тэн. — Т сб, вып. 5, с. 513—518; Zviguilsky A. Les écrivains français d’après leur correspondance inétite avec Ivan Tourguéniev, p. 23.
Гастон Парис (1839—1903) — французский филолог-медиевист, издатель, профессор Коллеж де Франс, с 1896 г. член Французской Академии. Тургенев был в дружеских отношениях с Парисом с конца 1870-х гг. и доверял ему редактуру переводов своих произведений. Семь писем Тургенева к Парису за 1880—1883 гг. и статья об их отношениях напечатаны в кн.: T, Nouv corr inéd, t. 2, p. XLIV—XLVI, 71—76; ср.: Montreynaud F. Les dernières années de Turgenev en France. Dix-neuf lettres inédites de Turgenev à des amis
français. — Cahiers du Monde russe et soviétique, 1972, v. 13, № 1, p. 51—56. Переводы шести из этих писем на русский язык опубликованы: Заборов П. Р. Из новонайденных писем Тургенева к французским корреспондентам. — В сб.: Тургенев и его современники. Л., 1977, с. 14—19. Посещение Париса состоялось по приглашению Тургенева, который писал ему в день записи в дневнике: «Дорогой друг, мне очень бы хотелось повидать вас и немного потолковать с вами». По-видимому, предполагался разговор о переводах на французский язык «Стихотворений в прозе» и «Клары Милич».
Надежда Кузминична Скворц ова-Михайловская (1852 — после 1938) — доктор медицины, одна из первых русских женщин-врачей, была близка к передовым кругам студенческой молодежи, член петербургского кружка чайковцев, в 1870-х — 80-х гг. жила в Париже, где и познакомилась с Тургеневым. О встречах с ним она оставила воспоминания (см.: Заборова Р. Б. Воспоминания Н. К. Скворцовой-Михайловской о Тургеневе. — Т сб, вып. 4, с. 322—327).
Аделаида Николаевна Луканина, рожд. Рыкачева, во втором браке Паевская (1843—1908) — врач, писательница; с 1877 г. жила в Париже, где осенью этого года познакомилась с Тургеневым, оказывавшим ей постоянную поддержку в ее литературной работе. В последние месяцы жизни Тургенева Луканина часто исполняла обязанности его секретаря и писала письма под его диктовку. Известны 52 письма Тургенева к Луканиной. Ее воспоминания о Тургеневе — Сев Вестн, 1887, № 2, с. 38—59, № 3, с. 47—88; см. также: Шульгин В. Н. Тургенев, А. Н. Луканина и А. Н. Чернышевский. — Т сб, вып. 5, с. 259—269.
Николай Иванович Паевский (1849—1916) — врач-психиатр, участник революционного движения 1870-х гг., скрылся за границу от суда по делу «193-х». Его повесть «Савка» Тургенев переслал М. М. Стасюлевичу 27 мая (8 июня) 1883 г. для публикации в «Вестнике Европы», отрекомендовав ее как вещь «интересную, талантливую, живую», которая «произведет большое впечатление». Письмо это было написано по поручению Тургенева А. Н. Луканиной. В своих воспоминаниях она записала: «Когда я принесла это письмо Ивану Сергеевичу для подписи, то он сказал: „Это слишком скромно, я гораздо высшего мнения о повести“» (Сев Вестн, 1887, № 3, с. 84). Повесть, однако, напечатана не была. В каталоге рукописей «Вестника Европы» за июнь 1883 г. содержится следующая запись: «Повесть „Савка“ Пайко (Паевского). Возвращено автору почтою в Париж из Карлсбада 15 / VII-83» (ИРЛИ, Каталог рукописей, л. 209).
Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846—1888) — путешественник и ученый, автор воспоминаний о Тургеневе (см.: Миклухо-Маклай Н. Н. Собр. соч. М.; Л., 1953. Т. 4, с. 423; Модзалевский Л. Б. Воспоминания Миклухи-Маклая о посещении Тургенева в Париже в 1882 г. — Вест. АН СССР, 1933, № 10, с. 40—47). Знакомство их состоялось в 1876 г., после чего писатель постоянно оказывал материальную поддержку для осуществления путешествий Миклухо-Маклая (подробнее см. об этом: Грум-Гржимайло А. Г. Миклухо-Маклай и И. С. Тургенев. — Изв. Всес. геогр. об-ва., т. 82. М., 1950. Вып. 1, с. 85—87). В 1882 г. Миклухо-Маклай посетил Тургенева дважды — 15 (27) и 17 (29) декабря — с просьбой содействовать в приобретении материалов о жизни в Новой Каледонии сосланных участников Парижской коммуны. Его просьбу Тургенев передал П. Л. Лаврову в письме от 15 (27) декабря 1882 г. Об одной из этих встреч Миклухо-Маклай сделал
подробную запись в дневнике (см.: Иванченко А. «Когда я работаю, я свободен». — Литературная Россия, 1876, № 15, 9 апреля).
Александр Александрович Мещерский (р. 1844), князь, секретарь Отделения статистики Русского географического общества, друг семьи Герцена, знакомый Тургенева с 1875 г. Представил ему в 1876 г. Миклухо-Маклая и обратился с просьбой о материальной помощи для завершения географических трудов путешественника (см. Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 418). Известно письмо Тургенева к Мещерскому от 13 (25) августа 1876 г. с обещанием предоставить Миклухо-Маклаю три тысячи рублей в феврале следующего года. Подробнее об отношениях Тургенева и Мещерского см.: Орнатская Т. И. А. А. Мещерский. — Т сб, вып. 3, с. 367—373.
Натали Герцен — старшая дочь Герцена Наталия Александровна (1834—1936); получила широкое образование и отличалась разнообразными способностями, особенно литературными. С детских лет была в дружеских отношениях с Тургеневым. Сохранились 6 его писем к ней (1870—1875). 25 ноября (7 декабря) 1862 г. Тургенев писал о ней Герцену: «А дочки твои прелестные, особенно Тата, такое славное, умное, здоровое и здравое существо!» В письме от 25 ноября (7 декабря) 1869 г. он говорит о «светлом и прекрасном образе» Н. А. Герцен, оставшемся в его памяти. В 1870-х гг. Н. А. Герцен часто бывала у Тургенева и посещала вместе с ним Общество русских художников. Позднее именно ей адресовал письмо о последних днях жизни Тургенева и о его смерти А. А. Мещерский (см.: Granjard Henri. Lettre de A. A. Meščerskij à Natalie Herzen. — Cahiers du Monde russe et soviétique, 1970, v. 11, № 2, p. 259—277).
Жикин М. П. — кулак, купивший у Тургенева мельницу в дер. Кальна Чернского уезда Тульской губ. и жестоко притеснявший крестьян этой деревни. В 1876 г. Тургенев пытался судиться с Жикиным в пользу кальнинских крестьян (подробно см. об этом: Гаршин Е. М. Воспоминания о Тургеневе. — ИВ, 1883, № 11, с. 393—394). О неосуществленном замысле очерка «Всемогущий Житкин» см.: К<ривенко> С. Н. Из литературных воспоминаний. — ИВ, 1890, № 2, с. 269—271).
15 (27) января 1883 г.
Поль-Фердинанд Сегон (Segond, 1851—1912) — французский врач-хирург, генеральный секретарь Хирургического общества. Был женат на дочери французской писательницы Жюльетты Адан, знакомой Тургенева, в салоне которой они и познакомились. Весной 1882 г. Тургенев обратился к Сегону за врачебной помощью, почувствовав первые симптомы болезни; тогда же началась их переписка. 17 писем Тургенева к Полю Сегону и статья о нем опубликованы в кн.: T, Nouv corr inéd, t. 2, p. XXXVI—XL, 37—54. 2 (14) января 1883 г. Сегон произвел операцию неврома в хирургической клинике больницы Неккера, где ему ассистировали Поль Камиль Ипполит Бруардель (1837—1906), профессор клинической хирургии, член Медицинской академии, и Нелатон-«младший», сын известного хирурга Огюста Нелатона (1807—1873), профессора клинической хирургии, члена Медицинской академии. На операции присутствовал также парижский врач Эдгар Гиртц (Hirtz). Весной 1882 г. Тургенев рекомендовал его М. Г. Савиной как врача, которому «верить можно» (письмо от 22 марта (3 апреля) 1882 г.). Известна 1 записка Тургенева Гиртцу от 3 (15) апреля 1882 г.
5 (17) января 1883 г. в «С.-Петербургских ведомостях» (№ 4) было опубликовано сообщение о предстоящей операции. На следующий день Тургенев отправил телеграммы М. М. Стасюлевичу и Л. Б. Бертенсону о благополучном исходе операции, а 5 (17) января пригласил к себе запиской А. Ф. Онегина-Отто, который все время послеоперационной болезни исполнял обязанности его секретаря и попеременно с А. Н. Луканиной писал под его диктовку письма в Россию. Первое самостоятельное письмо написано Тургеневым Ж. А. Полонской 11 (23) января 1883 г., в котором он, подтверждая благополучный исход операции, все же иронически относится к оптимистическим предположениям семьи Полонских о возможности для него активной жизни и даже скорого приезда в Россию: «Что тут прикажешь делать! Отныне буду утверждать, что я не только стоять и ходить, но танцевать могу — и в Россию потому не еду, что уж очень мне не хочется расставаться со здешним местом. Вот я какой молодец! <...> Через неделю я совсем здоров — и так как теперь решено, что я могу и стоять и ходить и даже танцевать — то ничего не остается более желать! Ну, а в Россию я, конечно, не поеду — таков уж мой каприз!» Подробный отчет о ходе операции и ее последствиях изложен Тургеневым в письме к Л. Б. Бертенсону от 6 (18) января 1883 г., отрывок из которого был помещен в «С.-Петербургских ведомостях» (1883, № 11, 12 (24) января). Выздоровление пошло успешно, однако Тургенева продолжала мучить его основная болезнь, которую считали «грудной жабой», но оказавшаяся раком позвоночника.
Лев Бернардович Бертенсон (1850—1929) — лейб-медик, общественный деятель, инициатор организации в России Лиги борьбы с туберкулезом; домашний врач семьи поэта Я. П. Полонского, автор воспоминаний о Тургеневе (см.: Медицинский вестник, 1883, № 36). Известно 16 писем Тургенева к Бертенсону (1882—1883) и две телеграммы Бертенсона к Тургеневу (1883). Во время предсмертной болезни Тургенева Бертенсон давал ему медицинские советы (см. письма Тургенева к Ж. А. Полонской от 11 (23) января и Л. Б. Бертенсону от 19 (31) января 1883 г.).
Энгалычева — Е. Н. Енгалычева (сценические псевдонимы — Эльвира Анжели, Энгели), княжна, училась пению в Петербургской и Миланской консерваториях, дебютировала в Парижской Лирической опере, затем пела в Комической опере. По возвращении в Россию в 1878 г. имела большой успех в Москве и Петербурге. Ее красивый голос, но сценическую неопытность отмечал П. И. Чайковский (см.: Чайковский П. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка. М., 1953. Т. 2, с. 36, 63—64, 66, 119, 131, 134).
Повесть «Клара Милич» вызвала разноречивые оценки критики. Среди положительных был отзыв А. С. Суворина в «Новом времени», назвавшего повесть перлом (Незнакомец. Письма к другу. — Новое время, 1883, № 2460, 3 января). Однако в печати появилось и немало отрицательных отзывов (см. наст изд., т. 10, с. 431).
Жорж Шамро (Chamerot, 1845—1922) — владелец типографии в Париже, муж Клоди Виардо. Отношение к нему Тургенева было очень сердечным. 24 декабря 1873 г. (5 января 1874 г.) Тургенев писал о нем Людвигу Пичу: «Это чудесная, молодая, благородная, деятельная натура <...> Он владелец одной из первых здешних типографий». Это мнение, высказанное в то время, когда Шамро был еще женихом Клоди, сохранилось до самой смерти писателя.
Его прощальные слова, обращенные к Шамро, были: «Я тебе верю, у тебя такое славное, русское, — да, русское — лицо» (Мещерский А. О последних днях Тургенева. — В сб.: На память об И. С. Тургеневе. СПб., 1883, с. 16). Ж. Шамро, его жена и Альфонс Дювернуа сопровождали гроб с телом Тургенева в Петербург и участвовали в его погребении на Волковом кладбище (ныне Литераторские мостки, филиал Музея городской скульптуры на Волковом кладбище в Ленинграде). Два письма Тургенева к Ж. Шамро и биографические сведения о нем см.: T, Nouv corr inéd, t. 2, p. L, 23—25.
Мать Полины — Хоакина Гарсиа (Joaquina Garcia), рожд. Сичес (Sitchès), в молодости певица. Тургенев познакомился с ней в Париже в 1845 или 1846 г. и был с ней в переписке (письма не сохранились).
О рассказе «Перепелка» см.: наст. изд., т. 10, с. 439.
Ганри Мартен — Анри Мартен (1810—1883) — французский политический деятель, историк, литератор, автор 19-томной «Истории Франции (1837—1854)»; друг семьи Виардо. Тургенев познакомился с ним в 1840-х гг. в доме Виардо (о летних приездах Мартена в 1849 г. в Куртавнель см.: Viardot Paul. Souvenirs d’un artiste, p. 5). Упоминания о Мартене содержатся в переписке Тургенева и Герцена 1860-х гг. В одной из своих статей, посвященных Герцену, Мартен упомянул Тургенева как «превосходного художника нравов» (Martin H. La Russie et l’Europe. Paris, 1866, p. 382). 11 (23) июня 1878 г. Тургенев писал Гюставу Флоберу: «Лично я очень люблю Мартена и рад его успеху». Об отношениях Мартена с семьей Виардо и Тургеневым см.: Ардов Е. (Апрелева). Мои воспоминания о И. С. Тургеневе. — Рус Вед, 1904, 4 и 8 янв.
Казимир Плевако — капитан болгарской армии в отставке, жил в Париже, был, по всей вероятности, одним из болгарских общественных деятелей, с которыми Тургенев поддерживал отношения. Известна записка Плевако к Тургеневу, из которой явствует, что Тургенев неоднократно оказывал ему денежную помощь (подробнее см. об этом: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 423—424).
Ж<ером> Наполеон — Наполеон, принц Жозеф Шарль Поль Бонапарт, принявший имя Жерома (1822—1891), сын короля Вестфальского Жерома Бонапарта, младшего брата Наполеона I. Был арестован за опубликование в парижской газете «Фигаро» (1883, 16 января н. ст.) манифеста против правительства Третьей республики. 1 февраля 1883 г. Палата депутатов приняла решение о высылке из страны принцев ранее царствовавших во Франции фамилий в случае попыток произвести государственный переворот.
Лазарева — лицо неустановленное.
Михаил Александрович Языков (1811—1885) был близок к литературным кругам, в 1840-х гг. — член кружка Белинского; в конце 1840-х — начале 50-х гг. вместе с Н. Н. Тютчевым содержал в Петербурге «комиссионерскую контору для провинциальных жителей». Тургенев был с ним в приятельских отношениях и переписывался в 1862—1881 гг. В действительности М. А. Языков умер 22 января (3 февраля) 1885 г. Ошибка Тургенева объясняется тем, что в газете «Голос» 8 (20) января появилось траурное объявление о тезке и однофамильце Языкова, действительном статском советнике М. А. Языкове, смерть которого последовала 5 (17) января 1883 г. (подробно см. об этом: Громов В. А. Тургенев, М. А. Языков и Н. Г. Бунин, — Т сб, вып. 4, с. 293—298).