Иван Андреевич Крылов

И. А. Крылов. Портрет (акварель) работы К. П. Брюллова И. А. Крылов. Портрет (акварель) работы К. П. Брюллова

И. А. Крылов

Полное собрание сочинений


Об авторе

Крылов Иван Андреевич [2(13).II.1769 (или 1768), Москва, — 9(21).XI.1844, Петербург] — русский писатель, журналист, баснописец. Родился в семье армейского офицера, который из рядовых дослужился до капитанского чина, руководил обороной Яицкого городка от мятежников-пугачевцев. Детские годы Крылова прошли в опасностях и лишениях. Во время пугачевского восстания он вместе с матерью находился в осажденном Оренбурге. После смерти отца (1778) семья осталась без средств, и десятилетний подросток поступил подканцеляристом в Калязинский земский суд, затем в Тверской магистрат. Крылов самостоятельно изучил французский, впоследствии также немецкий и итальянский языки, а в старости — древнегреческий; с юности был начитан в русской, европейской и античной литературе.

В 1782 году Крылов переехал в Петербург и через год определился на должность мелкого чиновника в Казенную палату, а в мае 1787 г. устроился на службу в Горную экспедицию. В Петербург Крылов привез свою первую комическую оперу «Кофейница» (1782), которая была приобретена издателем, но не напечатана. В столице Крылов познакомился с Н. А. Львовым и Г. Р. Державиным, сблизился с театральным миром. Выдающийся актер И. А. Дмитревский стал советчиком молодого Крылова в его драматических опытах. На протяжении 1786—1788 гг. Крылов создал трагедии «Клеопатра» (не сохранилась) и «Филомела», комическую оперу «Бешеная семья», а также прозаические комедии «Сочинитель в прихожей» и «Проказники». Последняя привела к конфликту между Крыловым и Я. Б. Княжниным, выведенным в пьесе под именем Рифмокрада. Жалоба Княжнина привела к снятию пьес Крылова с постановок. В мае 1788 г. он уволился из Горной экспедиции и на много лет оставил государственную службу.

В 1789 г. Крылов начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традицию сатирических журналов Н. И. Новикова. По резкости и смелости сатиры «Почта духов» явилась одним из крупнейших явлений русской журналистики конца XVIII века. Используя жанр сатирического эпистолярного романа с несколькими сюжетными линиями, Крылов в «Почте духов» дает гротескную панораму современных нравов, демонстрируя комизм повседневного существования и абсурдность привычного порядка вещей. Остановка издания после восьмого выпуска могла быть связана с усилением цензурных гонений после начала революции во Франции.

В 1792 г. в компании с актерами И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и драматургом А. И. Клушиным Крылов организовал собственную типографию «Крылов с товарищи» и приступил к изданию журнала «Зритель», в котором опубликовал несколько сатирических памфлетов и фельетонов, в том числе «Похвальную речь в память моему дедушке», повести «Ночи» и «Каиб». В 1793 г. Крылов и Клушин издавали журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», не получивший популярности. Разочаровавшись в журналистике, Крылов отошел от журнальной деятельности. Переехав в Москву (1794), он на некоторое время стал профессиональным карточным игроком. С осени 1795 г. до воцарения Павла I ему как игроку запрещено жить в столицах.

В 1797 г. Крылов поступил личным секретарем к генералу кн. С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы Голицына последовал за ним в имение Казацкое на Украине, где прожил на положении компаньона до 1801 г. В эти годы он написал бурлескную «шутотрагедию» «Трумф» (иначе «Подщипа», 1799—1800) — издевку и над самодержавием, и над немецким засильем при Павле I. Позднее, в 1807 г., Крылов представил пьесу в цензуру, но публикация ее была запрещена, что не помешало «Подщипе» распространяться в списках и стать одним из самых популярных неподцензурных текстов первой четверти XIX века.

После коронации Александра I Голицын был назначен военным губернатором Лифляндии. С октября 1801 г. по сентябрь 1803 г. Крылов жил в Риге, заняв должность правителя дел канцелярии Голицына. На протяжении нескольких следующих лет, выйдя в отставку в невысоком чине губернского секретаря, жил то в столицах, то в провинции, вел крупную карточную игру.

В 1804 г. Крылов переехал в Москву, а в 1806 г. возвратился в Петербург. Там он познакомился с театральным деятелем кн. А. А. Шаховским, с которым издавал в 1808 г. журнал «Драматический вестник». В Петербурге были созданы Ссатирические комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807), а также сказочная комическая опера «Илья-богатырь» (1806, музыка К. А. Кавоса), которые имели шумный успех и оставались в репертуаре до середины XIX века. «Модная лавка», лучшая из комедий Крылова, высмеивала галломанию русского дворянства. К этому времени относится и сближение Крылова с А. Н. Олениным, принявшим участие в судьбе писателя. Благодаря его дружеским связям в 1812 г. Крылов занял должность библиотекаря в открывшейся в Петербурге Императорской Публичной библиотеке, где прослужил около 30 лет. В разные годы сослуживцами Крылова по Публичной библиотеке были известные поэты и прозаики — Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. Х. Востоков, М. Н. Загоскин, А. А. Дельвиг и др.

В январе 1806 г. в «Московском зрителе» были опубликованы переведенные из Лафонтена басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», с которых начался путь Крылова-баснописца. «Ворона и лисица», «Ларчик» и ряд других басен были напечатаны в 1808 г. в «Драматическом вестнике». Первая книга басен, собранных под одной обложкой, увидела свет в 1809 г. С выхода этого сборника началась еще одна — вторая или третья, но для нас самая главная литературная жизнь Крылова. В 1811 г. появились «Новые басни Ивана Крылова», в 1815 г. — «Басни Ивана Крылова в трех частях», в 1816 г. были напечатаны части четвертая и пятая, в 1819 г. басни вышли уже в шести частях. Сочинять их Крылов продолжал до конца жизни. В 1825 г. басни вышли в семи частях (книгах), в 1830 и 1834 — «в осьми книгах», в 1844 г. — в девяти. Последнее упомянутое издание, на титуле которого стоит 1843 год, в действительности вышло уже после смерти баснописца. На траурной обертке экземпляров, разосланных ближайшим друзьям и знакомым, было напечатано: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. СПБ. 1844 г. 9 ноября 3/4 8-го, утром» (дата и час смерти Крылова).

В первой половине 1810-х годов Крылов декламировал свои новые басни на заседаниях «Беседы любителей русского слова». В противоположность другому знаменитому баснописцу тех лет, И. И. Дмитриеву, чьи басни написаны ровным средним стилем, Крылов был сторонником не Карамзина, а Шишкова. Реформатор русской басни был последовательным архаистом: в его баснях реализована установка на русский разговорный язык, очищенный от иноязычного влияния. Народная лексика, экспрессивные формы народного языка, своеобразные черты его синтаксиса, фразеология и семантика использованы в баснях Крылова с необычайным мастерством и разнообразием. В контекст басен органически внедрялись народные пословицы; с другой стороны, многие афоризмы и крылатые выражения из басен Крылова вошли в ежедневный обиход, стали общераспространенными пословицами и поговорками. Пушкин, назвавший Крылова «истинно народным поэтом», утверждал, что «Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, Лафонтена».

В Крылове-баснописце неизменно чувствуется Крылов-драматург. Стремительное развитие диалога во многих баснях, драматическая острота и динамичность реплик, которыми обмениваются басенные персонажи, сценически действенные положения и «ремарочный» характер авторского «комментария» к ним — все это делает иные басни миниатюрными «сценами», легко поддающимися театрализации. Таковы «Мышь и крыса», «Демьянова уха», «Волк и ягненок», «Крестьянин и лисица», «Волк на псарне» и др. Характерный для басен Крылова говорной стих отлично передает интонационное многообразие живой речи (размер басен — разностопный ямб вольной рифмовки, за исключением басни «Стрекоза и муравей», написанной четырехстопным хореем).

Вместе с тем идейно и тематически басни продолжали журнальную сатиру Крылова. Современники, считавшие, что едва ли не все басни Крылов сочинял «по поводу», уверенно вычитывали в них сатиру на высшие правительственные учреждения («Квартет», 1811), лично на Александра I («Воспитание Льва», 1811) и Николая I («Вельможа», 1836), на конкретные события общественной и литературной жизни. Так, басня «Волк на псарне», написанная в разгар Отечественной войны 1812 г. и опубликованная в патриотическом журнале «Сын отечества», сатирически изображает попытку Наполеона вступить в мирные переговоры с Кутузовым. Читатели легко догадывались, что басня «Кошка и соловей» (1824) описывает бесчинства цензуры, «Кукушка и Петух» (1841) изображает Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина и т. д.

Наконец, Крылов стал творцом еще одного произведения, значимость которого, пожалуй, сопоставима со значением его басен. Это легендарный образ «дедушки Крылова» — ленивца, обжоры, неряхи и причудника, лишь отчасти соответствующий реальной личности баснописца и тем подобный литературному персонажу или театральной роли. Так, во все биографии Крылова вошло, будто причиной его последней болезни стала неумеренность в еде, в чем он перед смертью якобы сам каялся; сохранился, однако, официальный документ, свидетельствующий о том, что Крылов умер от воспаления легких. В глазах современников поэта реальное в его жизни столь тесно переплеталось с легендарным, что часто они не отличали одно от другого.

И. П.
По материалам «Краткой литературной энциклопедии»,
биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917»,
академической «Истории русской литературы в 10 томах»
и предисловия к сборнику «И. А. Крылов в воспоминаниях современников»

Об издании

В основу крыловского раздела РВБ положена электронная версия самого значительного издания произведений Крылова — Полного собрания сочинений в трех томах, выпущенного Гослитиздатом в 1945—1946 гг. по случаю столетия со дня смерти писателя. В первом томе помещены прозаические произведения, во втором — драматургия, в третьем — басни, стихотворения, письма и официальные записки. Наибольшую ценность представляет третий том, содержащий обширный свод печатных и рукописных разночтений. В первых двух томах другие редакции и варианты, к сожалению, не учитываются.

Указатели


© Электронная публикация — РВБ, 2007—2017. Версия 2.0 от 18 декабря 2016 г.

Загрузка...
Аренда 99. Где можно быстро сдать квартиру в течении дня. | Задавайте вопросы на otvet.expert