Ф. И. Тютчев

С. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева, 1876. С. Александровский. Портрет Ф.И. Тютчева, 1876.

Ф. И. Тютчев

Об авторе

Тютчев Федор Иванович [23.XI (5.XII), 1803, с. Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области, — 15(27).VII. 1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области] — русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Первоначальное образование получил под руководством поэта и педагога С. Е. Раича. Увлекаясь классической поэзией, рано начал писать стихи. В 1819—1821 гг. обучался на словесном отделении Московского университета, где сблизился с литературной молодежью, группировавшейся вокруг Раича. Это были М. П. Погодин, С. П. Шевырев, В. Ф. Одоевский, А. Н. Муравьев и др. — в большинстве будущие «любомудры», тяготевшие к немецкой поэзии и философии.

По окончании курса был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822—1837) и Турине (1837—1839). В Мюнхене укрепились светские связи Тютчева. В 1826 г. он женился на немке-аристократке Элеоноре Петерсон (урожденной графине Ботмер) и через жену сблизился с мюнхенскими великосветскими кругами. Значительнее были философско-поэтические знакомства Тютчева: с 1828 г. у него установились дружеские отношения с Г. Гейне и Г. В. Ф. Шеллингом. В 1838 г. умерла жена Тютчева; в 1839 г. он женился вторично — и снова на иностранке: баронессе Эрнестине Дёрнберг. В том же году дипломатическая деятельность Тютчева завершилась, и он вернулся в Мюнхен, где прожил до 1844 г.

Рано начав писать и печататься (впервые он выступил в печати в 1819 г. с вольным переложением из Горация), Тютчев самоопределился как поэт довольно поздно. Почти все, что он публиковал до второй половины 1820-х годов, было малосамостоятельно. В бытность Тютчева за границей его оригинальные стихи (включая такие ранние шедевры, как «Проблеск», «Весенняя гроза», «Бессонница» и др.) и поэтические переводы (в том числе из Гейне — «С чужой стороны», «Друг, откройся предо мною...», «Как порою светлый месяц...») появлялись в московских журналах и альманахах, преимущественно в изданиях кружка Раича («Урания», «Северная лира», «Галатея», «Денница», «Телескоп» и др.).

В 1836 г. доставленные из-за границы стихи Тютчева были опубликованы в журнале А. С. Пушкина «Современник» (по одним сведениям, решение о публикации принял Пушкин, по другим — В. А. Жуковский и П. А. Вяземский). Под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и за подписью «Ф. Т.» в третьей книжке журнала был напечатан большой цикл из шестнадцати стихотворений (в их числе — «Полдень», «Как над горячею золой...», «Сон на море», «Душа хотела б быть звездой...», знаменитое ныне «Silentium!», ранее напечатанное в газете «Молва», и др.). В следующей книжке «Современника» помещено еще восемь стихотворений Тютчева, в 1837 г. — уже после смерти Пушкина — еще четыре.

Вернувшись в Россию, Тютчев вновь был причислен к министерству иностранных дел (1845). В 1846 г. назначен чиновником особых поручений при государственном канцлере; в 1848 г. — старшим цензором при министерстве иностранных дел, наконец, в 1858 г. — «председателем комитета цензуры иностранной» (эту должность он занимал до конца жизни). Совсем не печатая в 1840-е годы стихов, выступал с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Густаву Кольбу» (1844; впоследствии перепечатывалась под заглавием «Россия и Германия»), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850). Две последние являются главами незавершенного историко-политического трактата «Россия и Запад», задуманного под впечатлением революционных событий 1848—1849 гг.

Возвращение, а точнее, полноценное вхождение Тютчева в литературу началось в 1850 г., когда Н. А. Некрасов поместил в «Современнике» статью из цикла «Русские второстепенные поэты», в которой, «несмотря на заглавие», решительно отнес Тютчева «к русским первостепенным поэтическим талантам». В печати появляются новые стихи Тютчева: «Как дымный столп светлеет в вышине!..», «Тихой ночью, поздним летом...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Кончен пир, умолкли хоры...» и др. (журнал «Москвитянин», 1850); «Ночь в дороге», «Ты знаешь край, где мирт и лавр растет...» (Из Гёте) и др. (альманах «Раут», 1852). В приложении к журналу «Современник» (1854, №3), были впервые напечатаны стихотворения «Пошли, господь, свою отраду...», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим...» и др. Наконец, в 1854 г. выходит первый поэтический сборник Тютчева, подготовленный к печати другим пропагандистом его творчества — И. С. Тургеневым. Несмотря на успех, Тютчев, как и прежде, ощущал себя поэтом-дилетантом: он не следил за публикациями своих текстов, никогда не работал с черновиками, но лишь записывал, а иногда диктовал готовое стихотворение.

По характеристике Ю. Н. Тынянова, «определяющим художественным принципом» тютчевской поэтики стала «фрагментарность». В этом исследователь усматривал непосредственное сходство Тютчева с немецкими романтиками и прежде всего с Гейне. Тютчев создает очень короткие, композиционно выверенные стихотворения с характерным открытым зачином, непосредственно приуроченные к некоторому реальному событию из жизни человека либо живописующие отдельные моменты из жизни природы. Для поэта-романтика разрозненность и случайность вернее схватывают сущность бытия, чем философская систематика. Вместе с тем в любом фрагменте мира отражается вся вселенная, в природе отражается человек, а в человеке — природа. Каждое стихотворение Тютчева представляет собой максимально индивидуализированный лирический «отрывок», но взятые вместе, как сверхтекстовое единство, они становятся выражением цельного натурфилософского миросозерцания.

В природе и человеке поэта привлекают аномальные, пограничные и переходные состояния: предгрозовое ожидание, гроза, mal’aria («малярия», зараженный воздух), сумрак, ночь, предутренние часы, забытье, бессонница, сон, умирание, смерть. Его лирический герой на мгновение постигает трансцендентное, но неизбежно возвращается в «утомительные сны» земного мира. Критик-символист А. Л. Волынский указал на самые существенные черты тютчевской картины мира: «Тютчев поэт ночных откровений, поэт небесных и душевных бездн. [...] [Тютчев описывает] первый трепет утреннего света, первые веяния того “блистательного покрова” дня, который скроет от глаз глубокие бездны ночного неба. [...] В ту минуту, когда [описываемый предмет] уже весь готов, весь определился, поэт оставляет его, потому что здесь уже начинается день, с его призрачными индивидуальностями, с его правдоподобными химерами, основанными на его отчетливых, но, по существу, условных и ошибочных восприятиях. Жизнь человеческая объята снами, и светлый день именно сон, от которого мы пробуждаемся в ночь, в смерть. Такова поэзия и философия Тютчева».

К 1850 г. относится еще одно событие личной жизни Тютчева — его сближение с Е. А. Денисьевой и их фактический брак, параллельный законному и почти открытый (трое детей от Денисьевой были Тютчевым усыновлены). Денисьева умерла 4 августа 1864 г. Ее смерть Тютчев переживал исключительно тяжело. Его любовные стихотворения имеют автобиографическую основу и составляют своеобразный «денисьевский цикл»: «О, как убийственно мы любим...» (1851), «Последняя любовь» (первая половина 1850-х), «Весь день она лежала в забытьи...» (1864), «О, этот Юг, о, эта Ницца...» (1864), «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» (1865) и нек. др.

В поэтическом наследии Тютчева второй половины 1860-х — начала 1870-х годов преобладают стихи на политические темы и мелкие стихотворения «на случай». После смерти Тютчева (1873) интерес к его поэзии постепенно ослабевает и возрождается лишь в эпоху символизма. Под редакцией В. Я. Брюсова выходит новое полное собрание сочинений Тютчева, который начинает восприниматься как один из наиболее значительных русских поэтов XIX века. Только тогда возникает представление о трех главных линиях развития русской поэзии — пушкинской, лермонтовской и тютчевской.

И. П.
(По материалам работ В. В. Гиппиуса, К. В. Пигарёва и Ю. Н. Тынянова)

Об издании

В настоящем разделе РВБ представлено однотомное Полное собрание стихотворений Ф. И. Тютчева, вышедшее под редакцией А. А. Николаева во втором издании Большой серии «Библиотеки поэта» (1987). Это самое полное на сегодняшний день собрание поэтических произведений Тютчева, включающее критически установленный текст стихотворений с исчерпывающим сводом вариантов и сопровожденное кратким, но компетентным комментарием. Тексты расположены в хронологическом порядке. В силу специфики издания в него не вошли публицистические произведения и письма поэта. В основу настоящей публикации положено электронное издание, подготовленное в 2005 г. в ФЭБ. Текст заново сверен с печатным источником.

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 1.0 от 30 октября 2017 г.