Н. В. Гоголь

Ф. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя, 1841. Ф. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя, 1841.

Н. В. Гоголь

Об авторе

Гоголь Николай Васильевич [20.III(1.IV).1809, село Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, — 21.II(4.III).1852, Москва] — выдающийся русский писатель, чьим именем Н. Г. Чернышевский назвал целый период, охвативший два с половиной десятилетия, с начала 1830-х до середины 1850-х годов («гоголевский период русской литературы»). Из семьи помещиков среднего достатка. Детство провел в имении родителей селе Васильевке (иначе — Яновщина). Рядом с Васильевкой располагалась Диканька, к которой Гоголь впоследствии приурочил повествование своих первых произведений. В воспитании Гоголя определенную роль сыграл его отец — В. А. Гоголь-Яновский, увлекавшийся театром и писавший водевили и стихи на украинском языке. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, на которого, однако, повлияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его эсхатология.

В 1818—1819 гг. Гоголь обучался в Полтавском уездном училище, в 1821 г. поступил в новооснованную Гимназию высших наук в Нежине, где учились также Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др. В гимназические годы проявилась разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он увлекался живописью, исполнял комические роли в спектаклях. К 1825—1827 гг. относятся его первые литературные опыты: элегия «Новоселье», а также не дошедшие до нас трагедия «Разбойники», историческая поэма «Россия под игом татар», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и др. Однако мысль о писательском труде еще не овладела умом Гоголя, его первоначальные устремления были связаны с юридической карьерой.

В 1828 г., окончив гимназию, Гоголь переехал в Петербург. В следующем году под псевдонимом В. Алов издал «идиллию» в стихах «Ганц Кюхельгартен», которая носила еще явно подражательный характер и вызвала резкие и насмешливые отзывы критики. Гоголь сжег нераспроданные экземпляры и в июле 1829 г. уехал в Германию, где посетил Любек (с его пригородом-портом Травемюнде) и Гамбург, а к концу сентября внезапно вернулся в Петербург. После неудачной попытки поступить на сцену служил чиновником в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий (1829), затем в департаменте уделов (1830—1831). Пребывание в канцелярии пробудило у Гоголя глубокое отвращение к службе, но дало ему богатый материал для будущих произведений. В 1830 г. Гоголь познакомился с В. А. Жуковским, П. А. Плетнёвым, а 20 мая 1831 г. — с А. С. Пушкиным. К лету 1831 г. его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. С марта 1831 г. по ходатайству Плетнёва Гоголь получил место преподавателя истории в Патриотическом институте.

С начала 1830 г. одна за другой появляются в печати прозаические повести Гоголя. Первая из них, «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», вошла в измененном виде в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Ч. 1. СПб., 1831; Ч. 2. СПб., 1832). Книга принесла Гоголю всеобщее признание, подхватив и развив украинскую тему, ставшую популярной в предшествующие десятилетия. Возвышенный и проникновенный лиризм «Вечеров», романтическая гиперболичность и метафоричность повествования соседствуют с колоритными «жанровыми» сценами и фантастикой, опирающейся на народную демонологию.

После выхода 2-й части «Вечеров», в июне 1832 г., уже став знаменитым писателем, Гоголь приезжал в Москву, где познакомился с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. Н. Загоскиным и другими литераторами. В 1834 г. он был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете и принялся за труды по истории Украины и всемирной истории. Исторические изыскания Гоголя способствовали формированию замысла «Тараса Бульбы» и других произведений, однако собственно научные его планы остались неосуществленными (Гоголь опубликовал лишь нескольких статей, в том числе «План преподавания всеобщей истории» и «Взгляд на составление Малороссии», 1834; указаны заглавия, под которыми эти статьи вошли в сборник «Арабески», 1835).

Одновременно с педагогической работой и трудами по истории Гоголь втайне пишет повести, которые составили два последующих его авторских сборника, вышедших в 1835 г., — «Миргород» и «Арабески». Их предвестием явилась «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», опубликованная первоначально в коллективном сборнике «Новоселье» (СПб., 1834) и затем вошедшая в «Миргород». В 1835 г. Гоголь оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В. Г. Белинский провозгласил его «главою литературы, главою поэтов» («О русской повести и повестях г. Гоголя», 1835).

Поэтика «Миргорода» отличается от поэтики «Вечеров», и несходства мотивированы в первую очередь сменой предмета изображения: вместо сильных и резких характеров — пошлость и безликость обывателей, вместо поэтических и глубоких чувств — вялые, почти рефлекторные движения. Исключение составляет повесть «Тарас Бульба», как бы задающая в «Миргороде» внешнюю историческую (или, скорее, историко-мифологическую) систему координат, в масштабах которой нивелируется психологическая и онтологическая значимость повседневности. Ординарность жизни, однако, обманчива, она скрывает неизведанные бездны. В повестях из петербургской жизни, напечатанных в «Арабесках», — «Невском проспекте», «Записках сумасшедшего» и «Портрете» (уже после смерти писателя критика объединила их в цикл «петербургских повестей», хотя у самого Гоголя такого наименования нет) — ощущение необыкновенности обыкновенного возвысилось до напряженного трагического пафоса, тревожного ощущения катастрофы, к которой неизбежно ведет суета современной столичной жизни.

Позднейшие интерпретаторы видели в произведениях Гоголя либо реалистическую сатиру (демократическая критика), либо романтическую фантастику в духе Э. Т. А. Гофмана (С. П. Шевырёв), либо клевету на действительность, не имевшую с действительностью ничего общего (В. В. Розанов). Полярность восприятия вызвана тем, что в миргородском и петербургском циклах наряду с непосредственными формами фантастического всё большее место занимали формы неявной, завуалированной фантастики, проявлявшейся в мелких деталях быта и поведения персонажей. Отсюда — переключение иррационального начала в повседневный, будничный, подчас бытовой план. Разрушая логику повседневности, такое переключение подменяло ее логикой абсурда. Вершиной гоголевской фантастики считается «петербургская повесть» «Нос», во многом предвосхитившая психопаталогические, абсурдистские и гротескные тенденции авангардного искусства XX века (написана в 1835 г., опубликована в пушкинском «Современнике» в 1836 г.).

Осенью 1835 г. Гоголь начал работать над комедией «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. Работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. автор читал комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и др.), а в феврале-марте уже был занят ее постановкой на сцене Александринского театра в Петербурге. Премьера состоялась 19 апреля, почти одновременно с изданием пьесы (СПб., 1836), а 25 мая в Малом театре прошла ее московская премьера.

«Ревизор» соединил принципы комедийной характерологии и сюжетостроения с универсальной установкой на охват материала. Изображенный в пьесе «сборный город» (выражение Гоголя) имитирует жизнедеятельность любого социального объединения, вплоть до государства и даже человечества. Новаторским было построение комедии, в которой Гоголь отказался от создания положительных персонажей и исправления отрицательных, а также свел почти на нет традиционную любовную подоплеку. Другой новацией Гоголя стал тип Хлестакова как главного героя пьесы. Вместо обычного плута или мошенника, ведущего продуманную интригу, в центре комедийного действа оказался человек ничтожный, не ставивший перед собою осознанной цели обмана, но добившийся личной выгоды благодаря действиям самих чиновников и других жителей города. Характер Хлестакова создал «миражную» интригу, при которой противоборство и усилия персонажей не только не вели к реальному результату, но и заведомо не могли к нему привести (ведь Хлестаков — не настоящий ревизор). Гоголь отказался не только от активного протагониста, но и от проясняющего сценического финала: знаменитая «немая сцена», увенчивающая комедию, не разрешает основного конфликта. Центр тяжести перенесен на само действие, на длительность онемения, что оставляло простор для различных толкований, вплоть до религиозной интерпретации наказания (именно эта интерпретация была подчеркнута в автокомментариях к «Ревизору» в 1840-е годы).

В июне 1836 г. Гоголь вместе со школьным товарищем А. С. Данилевским уехал за границу. В общей сложности он прожил за границей около 12 лет, побывав во многих странах Европы. В швейцарском городке Веве, Париже и Риме он работал над «Мертвыми душами», начатыми еще в 1835 г., также по совету Пушкина. В августе 1837 г. в Баден-Бадене в состоялось первое известное нам авторское чтение «Мертвых душ». В октябре Гоголь возвращается в Рим (куда впервые приехал в марте 1837 г.) и поселяется на Страда Феличе (ныне Виа Систина, 126), где развернулась заключительная стадия работы над первым томом «поэмы» в прозе (авторское жанровое определение, отсылающее к эпической, в том числе ироикомической традиции).

В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приехал в Россию. Сначала в Москве в доме Аксаковых, а затем, после переезда 26 октября в Петербург, — у Жуковского и др. Гоголь, при всеобщем восторге старых друзей, читает первые шесть глав «Мертвых душ». В мае 1840 г. он отправляется через Вену в Рим, где с конца сентября 1840 г. по август 1841 г. заканчивает первый том поэмы. В октябре через Петербург возвращается в Москву; читает в доме Аксаковых последние пять глав. В январе 1842 г. опасаясь запрещения поэмы, Гоголь переправляет ее рукопись с Белинским в Петербургский цензурный комитет. 9 марта цензор А. В. Никитенко дал разрешение на публикацию, однако с изменением названия и без «Повести о капитане Копейкине», текст которой Гоголь вынужден был переработать. В мае «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (Т. 1. М., 1842) вышли из печати.

В «Мертвых душах» Гоголь создал обобщенный образ крепостнической России. Вместе с тем в каждом из помещиков — Манилове, Коробочке, Собакевиче, Ноздреве, Плюшкине — выразился один из универсальных человеческих архетипов. Для построения сюжета Гоголь использовал открытую описательную перспективу плутовского романа с нанизыванием эпизодов, скрепленных фигурой проходимца-антигероя. Одновременно автор использовал внесюжетные, символико-ассоциативные принципы объединения материала, самый главный из которых связан с антитезой: «мертвая» и живая душа. Вынесенное в заглавие понятие многообразно преломляется в поэме, переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души — это и умершие крепостные, и духовно омертвевшие помещики и чиновники), из сферы сюжета в сферу стиля (покупка мертвых душ и мертвенность как характерологический признак живущего), и наконец, из области прямой семантики в переносную и символическую.

Полемика о художественном жанре и социальном значении «Мертвых душ», в которой участвовали Н. И. Греч, О. И. Сенковский, Н. А. Полевой, П. А. Плетнёв, С. П. Шевырёв, К. С. Аксаков, В. Г. Белинский и др., проходила в отсутствии автора, в июне 1842 г. вновь выехавшего за границу. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с поэтом Н. М. Языковым, ставшим одним из его ближайших друзей, переезжает в Рим и поселяется на старой квартире на Страда Феличе, где работает над вторым томом «Мертвых душ» и отдает много времени подготовке собрания сочинений, делая многочисленные поправки и дополнения к ранее опубликованным произведениям. «Сочинения Николая Гоголя» (СПб., 1842. Т. 1—4) вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома. Здесь были опубликованы комедии «Женитьба» и «Игроки», перепечатана только что появившаяся в журнале «Москвитянин» (1842) повесть «Рим», а также впервые напечатана начатая еще до 1836 г. повесть «Шинель», завершающая цикл «петербургских повестей».

«Шинель» упрочила в русской литературе новый социальный тип «маленького человека», который вскоре стал главным объектом внимания писателей натуральной школы, видевших в Гоголе своего учителя. Другое новшество было найдено в сфере повествования, где чистый комический сказ, построенный на языковой игре, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетался с патетической декламацией (знаменитое «гуманное место» — призыв к состраданию и жалости к гонимому, страждущему существу). Концепт «сказа», смены речевых масок «как конструктивного принципа внесюжетной новеллы», сформулированный Б. М. Эйхенбаумом в статье «Как сделана "Шинель" Гоголя» (1919), позволил историкам литературы выделить сказовую линию в русской прозе — линию Гоголя, Лескова, Ремизова.

Трехлетие (1842—1845), последовавшее после отъезда писателя за границу, — период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ». Гоголь расценивал поэму как важнейшее свое произведение, замышляя его как трехчастное, наподобие «Божественной Комедии» Данте, и изображающее процесс оживления падшего («мертвого») человеческого духа. По мере расширения замысла художественное значение поэмы всё теснее сливалось с общественным и национальным: по замыслу автора, книга должна была открыть нечто существенно важное для судеб страны и народа. У Гоголя появляется ощущение своего избранничества, вера в собственное мессианство. Процесс написания поэмы превращается в процесс жизнестроения — перестройку самого себя, а через себя и всех окружающих. Так от труда над «Мертвыми душами» отпочковался замысел книги писем («переписки с друзьями»), которую Гоголь стал обдумывать в 1844—1845 гг.

В начале 1845 г. у Гоголя, чьи силы были подорваны напряженным и, как ему кажется, недостаточно эффективным трудом, появляются признаки душевного кризиса. Гоголь едет для отдыха и «восстановления сил» в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается мучительная полоса лечения и медицинских консультаций, переездов с одного курорта на другой. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь в первый раз сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». В «Выбранных местах из переписки с друзьями» (СПб., 1847) он объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу.

«Выбранные места» — книга очень сложная и по идейному, и по жанровому составу: глубокие литературно-эстетические разборы и характеристики совмещались в ней с социальной публицистикой, подчас довольно тенденциозной. «Выбранные места» отразили мучительные душевные процессы, изнурившие и обессилившие Гоголя, и прежде всего сомнение в учительной функции художественной литературы. Это сомнение поставило Гоголя на грань отречения от своих прежних созданий, ибо они, в его глазах, не отвечали задачам прямой моральной дидактики. Книга вызвала резко негативную реакцию многих современников, в том числе Белинского в его знаменитом письме из Зальцбрунна (15 июля н. ст. 1847 г.). Критические отклики настигли автора «Выбранных мест» в дороге: из Неаполя, где он поселился в ноябре 1846 г., в мае 1847 г. Гоголь поехал в Париж, а затем в Германию. Испытав подлинное потрясение, он признал неудачу. Зиму 1847—1848 гг. Гоголь вновь провел в Неаполе, а в январе 1848 г. морским путем направился в Иерусалим, в паломничество к святым местам.

Вернувшись в апреле в Одессу, Гоголь уже не покидал родину. Он бывает в Петербурге, Москве, Калуге, посещает Оптину пустынь, проводит время в родной Васильевке. Летом 1849 г. в Москве впервые решается познакомить друзей со вторым томом «Мертвых душ». В июне 1851 г. в Москве следует новый круг чтений второго тома поэмы; всего было прочитано до семи глав. 1 января 1852 г. Гоголь сообщил одному из своих друзей, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса и ухудшения здоровья. 7 февраля Гоголь исповедался и причастился, а в ночь с 11 на 12 февраля сжег беловую рукопись второго тома (сохранились в неполном виде лишь пять глав, относящихся к различным черновым редакциям).

Последним произведением Гоголя стало «Рассуждение о Божественной литургии», опубликованное посмертно по черновику: окончательный вариант рукописи был по ошибке сожжен самим автором в ночь на 12 февраля 1852 г. В академическое Полное собрание сочинений 1937—1952 гг. «Рассуждение» не включено по идеологическим причинам.

21 февраля 1852 г. Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

И. П.

Об издании

В основу гоголевского раздела РВБ положена электронная версия Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя в 14 томах, вышедшего в 1937—1952 гг. в Издательстве академии наук СССР. РВБ благодарит Фундаментальную электронную библиотеку «Русская литература и фольклор» за предоставленные файлы.

Портрет на заставке: Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1841. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2015—2024. Версия 2.0 от 20 февраля 2020 г.