РВБ: Неофициальная поэзия. Версия 2.99s от 23 ноября 2008 г.

Ры НИКОНОВА

(Таршис Анна Александровна).

25.6. 1942 г. Ейск Краснодарского края — 10.3. 2014 Киль, Германия.

Поэт, художник, теоретик искусства.

Закончила Свердловское музыкальное училище (по классу фортепиано, 1961), училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (1965—1967).

Участвовала в литературно-художественных группах «Уктусская школа» (журнал «Номер», Свердловск, 1965—1974 гг., 35 выпусков), «трансфуристы» (журнал «Транспонанс», Ейск, 1979—1986 гг., 36 выпусков). Автор нескольких десятков поэтических книг, нескольких романов, пьес, ряда теоретических работ («Литература и вакуум», «Литература и математика» и др.). Занимается визуальной и фонетической поэзией, «вакуумным» искусством, мейл-артом.
Лауреат (вместе с С. Сигеем) премии Андрея Белого за 1998 г. (за особые заслуги в развитии русской литературы).
С 1998 жила в Германии.

Публикации

Эпиграф к ПУСТОТЕ. Вакуумная поэзия. — М.: Музей Сидура, 1997. Вып.37.

Глав-стих-лек-сырье. — Мадрид: Ediciones del hebreo errante, 2003. — 176 с. Избранные стихи 1958—1970 плюс позднейшие варианты.

в том же издательстве:

Песни принца. — Мадрид, 2001.

Ю (Избранные линеарные полифонические координальные вакуумные стихи и архитекстуры). — Мадрид, 2001.

Обструганное бревно поэзии. — Мадрид, 2002.

Анна Ры Никонова-Таршис. Слушайте ушами (Пьесы, проза и плюгмы 1961—1979 гг. с заметками и режиссерскими экспликациями автора и послесловием Сергея Сигея). — М.: Русский Гулливер / Центр современной литературы, 2011. — 112 с.

*

Черновик, № 1 (весна 1989).

Черновик, № 3 (1990).

Анна Ры Никонова. Процесс над шотландцем // Черновик, № 4 (1990). Поэма 1966—1967. См. также здесь.

Черновик, № 5 (1991), с.24-30. Пыль (поэма).

Черновик, № 6 (1992).

Черновик, № 7 (1992).

НЛО, № 16 (1995), с.316-320. Визуальные тексты.

НЛО, № 23:
<Тексты> // с.281.
<Поэтические> комментарии к стихам Р.Элинина // с.284-289.

Ры Никонова-Таршис. Произведения // Urbi, № 8 (1996), с.109-112.

Теряю облик человеческий // «Симбиоз», № 9. Цикл 1966—1967 гг.

Архивы: Сергей Сигей и Ры Никонова // «Новая кожа», № 5 (2014), с.180-218.

*

Анна-Ры Никонова-Таршис. Студент Иисус: Упоительные комментарии. — М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2001. — 76 с. Книга прозы, написанная в 1969 г.

«Литературный перекресток», № 1 (2000), с.92-94. Три рассказа 1968—1970 гг.

«Крещатик», № 13 (2001). Сотни судей (диалоги в стиле Оскара Уайльда) (1969).

*

Слово — лишнее как таковое // «АРС-Петербург. Бездна», № 1-6 (1992).

Костыльиздат // «Симбиоз», № 9. Рецензия на Понедельник (1992).

Вектор вакуума: Ры Никонова отвечает на вопросы Сергея Бирюкова // НЛО, № 3 (1993), с.242-257.

Уктусская школа // НЛО, № 16 (1995), с.221-238.

Массаж тишины // НЛО, № 23, с.279-280. О «вакуумной» поэзии.

Р. Никонова, С. Сигей. From Zaum-Archive with love: modern talking // «Да!», № 2-3, 1995, с.25-31. Статья о визуальной и конкретной поэзии + малая антология визуальной поэзии.

Ры Никонова-Таршис. Архитекстура // Поэтика русского авангарда, с.25-26.

Из переписки Ры Никоновой и Д.А. Пригова // НЛО, № 32 (4/1998), с.269-282. Письма 1982—83 гг. Впервые опубликованы в Транспонансе. Его письма здесь.

In memoriam // НЛО, № 130 (2014).

*

АГЛ-5Б. См. здесь.

Зевгма, с.63, 187, 273.

Точка зрения, с.79-83 (Слово — лишнее как таковое), с.393-396 (произведения).

САМ, с.558-559.

Поэзия безмолвия, с.35-37. См. здесь.

Поэзия русского авангарда, с.244-246.

РОКУ УКОР, см. индекс.

Актуальная поэзия на Пушкинской-10: антология / сост.: Т. Буковская, В. Мишин, В. Земских. — К.: Птах, 2009. С.211-215.

Русские стихи 1950—2000 годов. Т.2. С.127-130.

К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья: 1950—1990-e. Автобиографии (С.248-281). Авторское чтение (С.395-398, Диск 2; С.450-451, Диск 3).

*

Электронный музей лингво-акустической среды “GLUKHOMANIA.RU”.

Премия Андрея Белого.

Книгоиздательство Гилея.

Transfurism.

Литература

Джеральд Янечек. Тысяча форм Ры Никоновой // НЛО, № 35 (1/1999), с.283-319.

Сергей Сигей. Квинтэссенция сценизма (Заметки о театре Ры Никоновой).

Анна Голубкова. Ры Никонова. Слушайте ушами // OpenSpace.ru, 21/04/ 2011; Анна Голубкова. Взгляд сбоку и немного сверху: статьи, рецензии, комментарии. — СПб.: Свое издательство; М.: Проект Абзац, 2016. С.36-43.

Комментарии

В САМ стихи публиковались по авторской машинописи.

Слишком... — САМ.

НАТЮРМОРТ (Лев   лев  и  лев) — САМ.

ПА РА /МЫ ШЕЙ

П \ У \ Р \ П \ У \ Р \ Н \ Ы \ Й \П У Р П У Р

Все идиоты в этом мире идиотов... — САМ.

Когда туда веревка вьется... — САМ.

М У Х   Н Е Т

Из цикла "документальных" стихов "АМИНЬ": — САМ.
Сижу в парке...
Спина мёрзнет
Стол...

Из цикла "Тавтология" — САМ.
ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА

Чувство  ритма  и журавля... — САМ.

1970 (раз  два...) — САМ.

А Р о М а т  А Р М и и — САМ.

Затихли тихли тихли тихли... — САМ.

Ну / говори...

к о м /б а й н

в е д/ р о

ПЕЙЗАЖ (Чулок...)

Оматрёна... — САМ.

Если в темноте теплеет лампы облик... — САМ.

ЖАБРЫ ВЕРЛИБРА (Да / листва золотая округла...) — САМ.

РУССКИМ КНЯЗЬЯМ В ПАРИЖЕ (Вам / оскверненным лганью...) — САМ.

© Тексты — Авторы.
© Составление — Г.В. Сапгир, 1997; И. Ахметьев, 1999—2015.
© Комментарии — И. Ахметьев, 1999—2015.
© Электронная публикация — РВБ, 1999—2015.
РВБ
Загрузка...