РВБ: Неофициальная поэзия. Версия 2.99s от 23 ноября 2008 г.

БИРЮКОВ Сергей Евгеньевич

Поэт, литературовед, критик.

Родился 18.5. 1950 в деревне Торбеевка Инжавинского района Тамбовской обл. Окончил филологический факультет Тамбовского пединститута (1974).
Кандидат филологических наук (1994). Доктор культурологии (2006). Жил в Тамбове. В 1998 г. переехал в Германию. В настоящее время преподает в университете им. Мартина Лютера (Халле-Виттенберг).
Автор многих работ по истории русской поэзии, в особенности, о нетрадиционной. Составитель книги «Золото лоз» (Тамбов, 1993) поэта-палиндромиста Н.И. Ладыгина (1903—1975). Основатель Академии Зауми. В 1993 г. организовал в Тамбове конференцию Поэтика русского авангарда. Некоторое время был зам. редактора Черновика. Член редколлегии журнала «Футурум арт».

Публикации

Долгий переход. — Воронеж: Центр-Чернозём. кн. изд-во, 1980. — 32 с. Сборник стихов.

Пишу с натуры. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 32 с. Сборник стихов.

Муза зауми. — Тамбов: Пролетарский светоч, 1991. — 32 с.

Знак бесконечности: Стихи и композиции. — Тамбов, 1995. — 148 с.

Gloria Tibi. — М.: Музей Сидура, 1995. Вып.16. — 16 с.

Звуковые соответствия. — М.: Музей Сидура, 1997. Вып.38. — 16 с.

Книгура. — Тамбов — Halle, 1999. — 16 с.

Poesis Поэзис Poesis: Стихи, композиции, визуалы, серийная техника. — М.: Центр современной литературы, 2009. — 188 с. (Русский Гулливер).

Полет динозавра. — Madrid, Ediciones del Hebreo Errante, 2011. — 52 с.

Звучарность. — М.: ОГИ, 2013. — 112 с.

Окликание. — М.: Издательство Евгения Степанова, 2015. — 48 с.

*

«Литературное обозрение».

Черновик, № 3 (1990).

Черновик, № 6 (199).

Черновик, № 7 (199).

Черновик, № 8 (1993), с.148-149. Утоп и я: тенезматические стихи.

Черновик, № 9 (1993), с.132-133 (визуальные стихи), с.36-37 (стихи).

Черновик, № 11 (199). Стихи.

Черновик, № 12 (1997), с.37-41 (визуалы), с.176 (Смештех. Спештех. Смехтех. И т.д.).

Черновик, № 13 (1998), с.39-42. Симультативное стихотворение. Визуалы.

Черновик, № 14 (1999).

НЛО, № 16 (1995), с.202. Визуал.

НЛО, № 23 (1997), с.294.

Цирк «Олимп», № 11 (5'1996), с.12.

«Арион», № 4, 1997, с.43-47. Стихи.

«Арион», № 2, 2000, с.109-111.

«Футурум арт».

*

Симбиоз, № 11. Минималистские пьесы.

Драгоманъ Петровъ, № 2. Стихи.

*

Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: Наука, 1994. — 288 с.

Уроки барокко и авангарда. — Тамбов, 1998.

Теория и практика русского поэтического авангарда. — Тамбов, 1998.

Поэзия русского авангарда. — М.: Изд-во Руслана Элинина, 2001. — 288 с. Исторический очерк + небольшая антология.

РОКУ УКОР: Поэтические начала. — М.: РГГУ, 2003. — 512 с. "Первый вариант этой книги вышел семь лет назад под названием Зевгма..."

Авангард: Модули и Векторы. — М.: Вест-консалтинг, 2006. — 336 с.

Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре XX века: автореферат докторской дисcертации. — М., 1996. — 102 с.

Амплитуда авангарда. — М.: Совпадение, 2014. — 400 с.

*

Нетрадиционная традиция // НЛО, № 3 (1993), с.219-242.

«...И поиск сути нежной...» // НЛО, № 16 (1995), с.272-275. О Д. Авалиани.

Зримое звучание // НЛО, № 16 (1995), с.286-288. О Е. Мнацакановой.

Авангард: Сумма технологий // «Вопросы литературы», № 5, 1996.

Визуальная поэзия в России // Черновик, № 12 (1997), с.12-15.

«Арион», № 1, 1997, с.40-42. Воспоминания об Арк. Штейнберге.

О максимально минимальном в авангардной и поставангардной поэзии // НЛО, № 23 (1997), с.290-293.

От «Бригантины» к Академии Зауми // НЛО, № 33 (5/1998), с.293-296.

Любовь к трем авангардам (разрозненные заметки) // «Арион», № 3, 2000.

Эротический авангард // Русский журнал, 31 Октября 2001.

Зачарованные звучари: Три источника — три составные части русской звучарной поэзии // Электронный музей лингво-акустической среды “GLUKHOMANIA.RU”.

Сергей Бирюков: “Поэзия — это нарушение ожиданий” // «Литература», № 16 (736), 2009-08-14. Беседа с Сергеем Дмитренко.

*

День поэзии 1989. — М., 1989. С.198.

Пять поэтов «Черновика».

Зевгма, сс.54, 67, 92, 193, 200, 204, 278.

Лилутавения по Елене Гуро // Поэтика русского авангарда, с.63. Стихи.

СД, с.218.

Точка зрения, с.75-78 (статья о визуальной поэзии в России), с.161-164 (произведения).

САМ, с.702.

Поэзия безмолвия, с.17-20. См. здесь.

Время «Ч», с.53, 198.

Поэзия русского авангарда, с.267-269.

РОКУ УКОР, см. индекс.

Освобожденный Улисс, с.111-112. См. здесь.

По непрочному воздуху. По следам XI Московского фестиваля верлибра: Сборник стихотворений /Сост. Д. Кузьмин. — М.: АРГО-РИСК; Тверь: KOLONNA, 2004. С.48-49.

Лучшие стихи 2013 года. Антология. — М.: ОГИ, 2015. С.40-41.

К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья: 1950—1990-e. Автобиографии (С.235-242). Авторское чтение (С.381-383, Диск 2).

*

Сетевая словесность.

Журнальный зал.

Русский журнал.

Поэзия авангарда.

Топос.

Выставка визуальной поэзии ПЛАТФОРМА.

Футурум АРТ.

У Сергея Летова.

Академия Зауми.

Новая литературная карта России.

Homo Legens.

Литература

Подробные сведения см. здесь.

Татьяна Бек // «Новый мир», № 10, 1996. Рецензия на Знак бесконечности.

Андрей Цуканов. Смысл и заумь (поэтическое творчество Сергея Бирюкова) // «Арион», № 2, 1997, с.104-109.

А. Уланов. Книга будущего авангардиста // «Знамя», № 1, 2002. О Поэзии русского авангарда.

Геннадий Калашников. Глагол начальный // «Дружба народов», № 12, 2010.

Денис Безносов. СЕРГЕЙ БИРЮКОВ в разрезе // Топос, 25/05/ 2012.

Комментарии

НОЧЬ (Нигде на свете. Ночь такая...) — САМ.

КОНЕЦ ВЕКА (Пока играет Вятка в прятки...) — САМ.

СПАСИ И СОХРАНИ (Каждый вечер молитва...) — САМ.

Гоголь — голый или гость...САМ.

Я говорил на птичьем языке...САМ.

© Тексты — Авторы.
© Составление — Г.В. Сапгир, 1997; И. Ахметьев, 1999—2015.
© Комментарии — И. Ахметьев, 1999—2015.
© Электронная публикация — РВБ, 1999—2015.
РВБ
Загрузка...