Александр Николаевич Радищев

Неизвестный художник. Портрет А.Н. Радищева. Холст, масло. До 1790 года. Неизвестный художник. Портрет А.Н. Радищева. Холст, масло. До 1790 года.

А. Н. Радищев

» Полное собрание сочинений в трех томах


Об авторе

Радищев Александр Николаевич (1749—1802) — крупнейший русский писатель и мыслитель конца XVIII века, открытый противник самодержавия, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения. Складывавшийся с начала XIX века образ Радищева как страдальца за идеалы вольности трансформировался в массовое представление о «первом русском революционере». Между тем, сочинения Радищева разнообразны, и помимо знаменитых «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность» включают поэзию, во многом новаторскую, философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», юридические сочинения и пр.

Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762—1766). Для изучения юридических наук в числе шести лучших выпускников Корпуса был отправлен в Лейпцигский университет (1767—1771), где слушал лекции по естественному, публичному и государственному праву, всеобщей истории, логике, географии, нравственной философии, физике и математике, изучал немецкий, французский и латинский языки. О годах учения в Лейпцигском университете и произошедшем там «бунте» русских студентов Радищев рассказал в «Житии Федора Васильевича Ушакова» (1789). Вернувшись в Россию, в декабре 1771 г. Радищев был назначен протоколистом в Сенат.

Первым печатным выступлением Радищева стал перевод книги аббата Мабли «Размышления о греческой истории», изданный Н. И. Новиковым анонимно в 1773 г. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что «самодержавство» (т. е. деспотизм) есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В мае 1773 г. уволился из Сената и начал служить обер-аудитором (юридическим советником) в штабе Финляндской дивизии. В марте 1775 г. вышел в отставку. В том же году в Москве состоялась венчание Радищева с Анной Васильевной Рубановской (племянницей А. К. Рубановского, соученика Радищева по Лейпцигскому университету). В декабре 1777 г. Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию. В 1780 г. стал помощником советника таможенных дел по Санкт-Петербургской губернии. За годы службы в таможне изучил английский язык.

В 1782 г. Радищев начал работать над «Словом о Ломоносове», которое завершил в 1788 г. и включил в состав «Путешествия из Петербурга в Москву». В 1782 г. написал «Письмо к Другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего», посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I работы Фальконе. В облике Петра Радищев увидел великого преобразователя, «обновившего Россию», но отметил и второй лик Петра - «властного самодержца», истребившего «последние признаки дикой вольности своего отечества». «Письмо» было первой книгой, анонимно напечатанной в 1790 г. в типографии, которую Радищев оборудовал в своем доме летом 1789 г.

3 августа 1783 г. умерла А. В. Рубановская. Радищев написал стихотворную «Эпитафию», которую хотел поместить на ее памятнике в Александро-Невской лавре, но, по воспоминаниям Н. А. Радищева (сына писателя), «ему не позволили, потому что в ней выражается недостаточная уверенность в бессмертии души», и памятник был поставлен в саду при их доме.

Около 1783 г. Радищев закончил оду «Вольность», которая имеет ярко выраженный тираноборческий характер и содержит отклики на политические события в Европе (английская революция XVII в.) и Северной Америке (Война за независимость). Екатерина II восприняла оду как «совершенно явно и ясно бунтовскую». «Вольность» представляет собой не только значительное общественно-политическое сочинение, но и выдающееся поэтическое произведение. Стих оды, как объясняет сам Радищев, отличается намеренной затрудненностью, язык изобилует архаизмами, придающими тексту торжественный и возвышенный тон.

С середины 1780-х годов Радищев работал над главным своим произведением — «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее (в том числе фрагменты оды «Вольность»). Цензурная редакция всей книги была завершена к концу 1788 г. Однако после подписания цензором писатель еще около года продолжал работу над рукописью, внося в нее ряд существенных и обширных дополнений.

Главы «Путешествия», имеющие названия почтовых станций на пути из Петербурга в Москву, различны по своему объему и тематике. Книга многопланова: здесь подвергаются резкой и смелой критике самые разные стороны политической и общественной жизни России, предстают зарисовки быта и нравов разных сословий. Доминирует на протяжении всего повествования крестьянская тема: бесправие крепостных, их продажа, рекрутчина, убогий быт. Важную объединяющую роль играет образ самого путешественника-повествователя. Книга включает публицистические элементы, сближаясь с традициями ораторской прозы, дидактической литературы и сатиры. В «Путешествии» проявляются также черты, характерные для сентиментализма и возникшие, помимо прочего, под влиянием «Сентиментального путешествия» Л. Стерна: исповедальное начало, гипертрофированная эмоциональность, повествование от первого лица. В то же время язык Радищева мало напоминает язык русских сентименталистов — он изобилует славянизмами, архаизированными формами, инверсиями.

Книга была отпечатана в домашней типографии Радищева без указания его имени в конце мая 1790 г. тиражом около 650 экземпляров. 30—31 мая началась продажа «Путешествия» в Гостином дворе в лавке книгопродавца Г. К. Зотова. При чтении «Путешествия» (с 26 июня по 7 июля) Екатерина II сделала на полях многочисленные замечания. По свидетельству канцлера А. А. Безбородко, императрица нашла книгу «наполненною разными дерзостными изражениями, влекущими за собой разврат, неповиновение власти и многие в обществе расстройства» повелела начать расследование с целью установить имя автора, которого она назвала «бунтовщиком хуже Пугачева».

30 июня Радищев был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Незадолго до ареста он был назначен советником таможенных дел Санкт-Петербургской казенной палаты, но не успел вступить в должность. 13 июля был подписан приказ императрицы о предании Радищева уголовному суду и рескрипт о запрещении его книги. 17 июля Радищев отвечал на вопросы Палаты уголовного суда. 24 июля Палата вынесла писателю смертный приговор. 4 сентября в связи с заключением мира со Швецией Екатерина подписала указ о замене смертной казни Радищеву ссылкой на десять лет в Сибирь в Илимский острог.

Проехав через Кунгур, Екатеринбург и Тюмень, 20 декабря 1790 г. Радищев прибыл в Тобольск и оставался здесь до 30 июля 1791. 2 марта сюда приехала вместе с его младшими детьми Екатериной и Павлом свояченица Радищева Елизавета Рубановская, разделившая с ним изгнание и ставшая затем его женой (их брак не был узаконен церковью, и отец Радищева впоследствии не признал детей от этого брака). В Тобольске между мартом и июлем 1791 г. написаны автобиографические стихотворения «Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду?..» и «Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится...».

Через Тару, Томск, Красноярск, Удинск Радищев прибыл в Иркутск, где оставался с 8 октября по 20 декабря 1791 г. 2 января 1792 г. он прибыл в Илимск, где прожил до 20 февраля 1797 г. Во время пути он вел «Записки путешествия в Сибирь», содержащие географические, исторические, этнографические сведения, а также наблюдения над бытом местных жителей. В 1792 г. Радищев начал работать над самым значительным из написанных им в Сибири произведений — трактатом «О человеке, его смертности и бессмертии», затрагивавшим широкий круг литературных и философских проблем.

После смерти Екатерины в 1796 г. Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове, но под полицейским надзором. В Немцове создана поэма «Бова» (авторский жанровый подзголовок: «Повесть богатырская стихами»). Из задуманных 12 песен поэмы было написано 11 и последняя начата. Сохранившаяся песнь первая дает представление о характере поэмы, в которой использованы мотивы популярной лубочной литературы, а также «Орлеанской девственницы» Вольтера.

В начале 1801 г. в Немцове Радищев написал трактат «Памятник дактилохореическому витязю», посвященный В. К. Тредиаковскому. Радищев с большим сочувствием относится к опытам Тредиаковского по реформированию стиха и первым высоко оценил заслуги поэта в создании русского гекзаметра. Здесь же Радищев изложил собственные взгляды на звуковую организацию стиха. В конце 1801 г. в журнале «Иппокрена» анонимно были напечатаны «Сафические строфы» Радищева — один из самых удачных ранних опытов русской силлабо-тонической имитации античной квантитативной метрики.

Полную свободу писатель получил лишь в марте 1801 г. при Александре I. Назначенный в Комиссию составления законов, Радищев занимался составлением проектов законодательных реформ. Председатель комиссии П. В. Завадовский был раздражен «слишком восторженным образом мыслей» Радищева и даже угрожал ему новой ссылкой в Сибирь. В состоянии тяжелой депрессии Радищев покончил с собой.

Сочинения Радищева были запрещены в России вплоть до 1905 г., однако это не помешало распространению «Путешествия из Петербурга в Москву» в рукописных списках. В 1858 г. А. И. Герцен издал «Путешествие» в Лондоне. Ценнейшими источниками биографии писателя остаются очерки, написанные его сыновьями Н. А. и П. А. Радищевыми.

И. П.
По материалам «Словаря русских писателей XVIII века», «Краткой литературной энциклопедии» и 3-го издания «Большой советской энциклопедии»

 

Об издании

РВБ публикует академическое Полное собрание сочинений Радищева в трех томах (М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938—1952). В ряде случаев текст этого издания исправлен в соответствии с принципами, изложенными в сопроводительной заметке редактора электронного издания А. А. Костина. Кроме того, электронная публикация снабжена указателями словоформ и стиховых форм.

Биография

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2005—2017. Версия 2.0 от 25 января 2017 г.

Загрузка...