Федор Михайлович Достоевский

Ф.М. Достоевский. Портрет работы В.Г. Перова. Холст, масло. 1872. ГТГ. Ф.М. Достоевский. Портрет работы В.Г. Перова. Холст, масло. 1872. ГТГ.

Ф. М. Достоевский

Об авторе

Достоевский Федор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва, — 28.1(9.2).1881, Петербург], русский писатель, мыслитель и публицист. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 г. Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента, но уже через год подал в отставку, решив всецело посвятить себя литературе. Первой опубликованной литературной работой Достоевского стал перевод повести О. де Бальзака «Евгения Гранде».

В творчестве Достоевского 1840-х — 1850-х годов сказалось влияние Гоголя — поэтики его «петербургских повестей» и темы «маленького человека». Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845) сразу выдвинул его в ряд признанных писателей «гоголевского направления» — натуральной школы. В. Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии обитателей «петербургских углов». В рецензии на следующую повесть Достоевского — «петербургскую поэму» «Двойник» (1846) — Белинский, отметив «огромную силу творчества» молодого писателя, резко критически отозвался о «фантастическом колорите» этого произведения. Позднее появились рассказ «Господин Прохарчин» (1846), повести «Хозяйка» (1847) и «Белые ночи» (1848), неоконченный роман «Неточка Незванова» (1849). В них явственнее обнаружились те черты поэтики Достоевского, которые выделяли его из среды писателей натуральной школы: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

В 1847 г. Достоевский разошелся с кружком Белинского, стал посетителем «пятниц» М. В. Буташевича-Петрашевского и увлекся учением социалиста-утописта Ш. Фурье. Привлеченный по делу петрашевцев, провел восемь месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием. В 1849 г. приговорен к смертной казни, которая по резолюции Николая I была в последний момент заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующим определением в рядовые. 22 декабря 1849 г. Достоевский пережил обряд приготовления к расстрелу на Семеновском плацу в Петербурге. 24 декабря, закованный в кандалы, отправлен в Тобольск, а оттуда — «чернорабочим» на каторгу в Омский острог (1850—1854). На каторге книги и журналы были запрещены — единственным разрешенным чтением было Евангелие. В эти годы у Достоевского усилились эпилептические припадки (первые признаки эпилепсии проявились еще в 1846 г.). После отбытия каторги доставлен по этапу в Семипалатинск и зачислен солдатом в Сибирский 7-й линейный батальон. Весной 1857 г. писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г.

В 1854 г. в Семипалатинске Достоевский сблизился с Марией Дмитриевной Исаевой, женой чиновника таможенной службы А. И. Исаева. В 1857 г., через два года после смерти мужа, М. Д. Исаева после долгих колебаний вышла замуж за Достоевского. Напряженная история их взаимоотношений отразилась в романе «Униженные и оскорбленные» (отношения Ивана Петровича и Наташи). Брак был неудачен; по признанию самого писателя, супруги были «положительно несчастны вместе». Исаева-Достоевская умерла от чахотки в 1864 г.

18 марта 1859 г. Достоевский по прошению был уволен в отставку в чине подпоручика и переехал в Тверь, а в декабре 1859 г. получил разрешение на переезд в Петербург. Опубликовал повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Новую прозу Достоевского современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием. Напротив, «Записки из Мертвого дома» (1861—1862) — крупнейшее произведение, написанное Достоевским вскоре после каторги и о каторге, имело огромный успех. И. С. Тургенев сравнивал «Записки» с Дантовым «Адом», А. И. Герцен — со «Страшным судом» Микеланджело.

В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его убеждения. В предреформенные годы (1859—1861) он сблизился с литературным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым, философом и историком литературы Н. Н. Страховым. Журналы «Время» и «Эпоха», которые Ф. М. Достоевский издавал вместе со своим старшим братом М. М. Достоевским (до его смерти в 1864 г.), пропагандировали теорию «почвенничества», во многих отношения близкую к славянофильству. С другой стороны, «почвенничество» было попыткой создать платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, «цивилизацию» и народное начало. С позиции почвеннических идеалов он обличал и западноевропейскую культуру, знакомство с которой произошло во время заграничных поездок писателя в 1862—1863 гг. («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863), и духовное «подполье» русского невротика-индивидуалиста («Записки из подполья», 1864). Позже Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости... Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его...» Провозглашая мессианскую роль России и пропагандируя религиозно-нравственное совершенствование, Достоевский резко полемизировал с идеологами революционной демократии (журнал «Современник») и особенно с радикалами-позитивистами (журнал «Русское слово»).

На 1861—1866 гг. приходится бурный и мучительный любовный роман Достоевского с Аполлинарией Прокофьевной Сусловой. Болезненные, на грани психопаталогии отношения Сусловой с Достоевским оставили глубокий след в творчестве писателя. Она стала прототипом ряда ключевых женских образов в романах Достоевского — прежде всего, Полины в «Игроке» (Полина — домашнее имя Сусловой) и Настасьи Филипповны в «Идиоте». Впоследствии Суслова вышла замуж за В. В. Розанова, который был младше ее на 17 лет.

В 1866 г. из-за финансовых трудностей Достоевский был вынужден одновременно работать сразу над двумя романами. 4 октября 1866 г. он начал диктовать стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной роман «Игрок», в котором отразилось многолетнее пагубное увлечение писателя азартной игрой в рулетку, не раз заставлявшее его проигрывать «всё дотла». Еще раньше, летом 1866 г., был начат роман «Преступление и наказание»«психологический отчет одного преступления», ставший сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский очертил так: «Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». В «Преступлении и наказании» органично переплетаются философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, неожиданно переходящие в трагические и символические встречи и беседы героев, апокалиптический образ призрачного Петербурга, ставший одной из основ «петербургского текста русской литературы» (определение В. Н. Топорова). Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя».

Зимой 1867 г. Сниткина стала женой Достоевского. В апреле они отправились в Европу. Заграничная поездка 1867—1871 гг. сделала Достоевского наблюдателем крупнейших событий западноевропейской общественной жизни — франко-прусской войны, Парижской Коммуны (1871), бурного развития европейского анархизма, возглавляемого М. А. Бакуниным. В Женеве, Веве (близ Женевы) и Флоренции написан роман «Идиот» (1868), о котором автор говорил: «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь». Трагедия Мышкина — в несоответствии идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни. Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется в романе.

В Дрездене начат антинигилистический роман «Бесы» (1870—1872). Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа» и его руководителя С. Г. Нечаева, убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Работа над романами постоянно прерывается запойной игрой в рулетку (в Баден-Бадене в 1867 г., в Висбадене в 1871 г.). В июле 1871 г. Достоевские возвращаются в Россию. С 1872 по 1878 г. они прожили в городе Старая Русса Новгородской губернии в доме на набережной реки Перерытица. В настоящее время там находится Дом-музей Достоевского.

В 1873—1874 гг. Достоевский редактировал ультраправый журнал-газету «Гражданин», где начал печатать «Дневник писателя», который отдельными выпусками продолжал издавать ежемесячно в 18761877 гг.; один выпуск вышел в 1880 г., еще один — в 1881 г. Наряду с размышлениями на злободневные темы общественной жизни, литературно-критическими откликами и воспоминаниями в них помещено несколько художественных произведений: «Мальчик у Христа на елке», «Кроткая», «Сон смешного человека» и др. В «Дневнике писателя» опубликована и речь о Пушкине, прочитанная на пушкинском празднике 1880 г. В ней Достоевский выдвинул концепцию «всемирной отзывчивости» как главной характеристики творчества величайшего национального поэта России.

Последними крупными произведениями Достоевского стали романы «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879—1880). «Подросток» — «роман воспитания», в котором личность и мировоззрение героя формируются в обстановке всеобщего разложения и распада устоев общества. «Братья Карамазовы» — итоговое произведение Достоевского, в котором его важнейшие философские, социальные, этические и религиозные идеи нашли наивысшее художественное воплощение. История Карамазовых, как писал автор, — это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России». Роман, оконченный за четыре месяца до смерти писателя, был написан в его последней петербургской квартире (Кузнечный переулок, 5/2), где Достоевский поселился в 1878 г. Сейчас там располагается Литературно-мемориальный музей Достоевского.

Достоевский говорил о себе: «Я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных». У Достоевского был, по выражению Н. К. Михайловского, «жестокий талант»: его мир — это мир человеческих страданий и психопатологии, трагедия ущемленной и униженной личности. Достоевский показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой — зреет протест и бунт против реальности. Так возникла галерея персонажей-бунтовщиков от «подпольного человека» в «Записках из подполья» до Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых». Признавая свободу личности, Достоевский вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечет за собой антигуманные поступки. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. В революционном движении Достоевский видел анархо-индивидуалистическое бунтарство (роман «Бесы»): в революционной практике торжествует безнравственная идея «цель оправдывает средства». В «Бесах» поступки персонажей связывает в единый сюжет убийство, в «Братьях Карамазовых» — отцеубийство.

Бесам индивидуализма Достоевский противопоставляет богочеловека — Христа, воплощение высшего нравственного идеала. Однако принять этот идеал непросто. Из трех братьев Карамазовых ему следует только младший, Алеша. Старший из братьев, Дмитрий — человек страстный и увлекающийся, неспособный владеть своими страстями, а потому доходящий порой до безобразных поступков, но в то же время великодушный и благородный в душе. Средний брат, Иван, отказывается признать благость сотворенного Богом мира (это мир зла, а не добра) и христианскую этику (она противоречит человеческому разуму). В легенде о великом инквизиторе, являющейся философской кульминацией романа, Иван рисует картину современного мира, который предался власти дьявола и отверг Христа, утратив веру в него, но прикрываясь при этом Его именем. Персонажам, владеющим силой аналитического всеразрушающего разума, Достоевский противопоставляет «кротких» героев, обладающих добрым сердцем, наделенным тонкой душевной интуицией. Таковы Соня Мармеладова («Преступление и наказание»), Лев Мышкин («Идиот»), Алеша Карамазов («Братья Карамазовы»), готовые пострадать за всё человечество.

Фактическим убийцей отца семейства Федора Карамазова является его незаконнорожденный сын, лакей Смердяков — вульгарный «двойник» Ивана. Но, как показывает читателю Достоевский, нравственная ответственность за убийство падает и на обоих старших Карамазовых. Оба они хотя и не совершили убийства, но в душе осудили отца и желали его смерти. Иван был непосредственным вдохновителем Смердякова: утверждениями, что «умному человеку» «все позволено», он заронил в голову Смердякова мысль о преступлении и дал молчаливое согласие на убийство.

Достоевский создал особую разновидность романной поэтики, которую охарактеризовал следующим образом: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив». Вместе с тем динамичность композиции, драматическая напряженность в развитии конфликтов, экспрессивность слога, психопаталогические, сновиденческие и фантастические мотивы лишь подчеркивают и оттеняют идеологическое противостояние героев.

М. М. Бахтин разработал получившую широкое признание концепцию «полифонизма» романов Достоевского: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского» (М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 7). Достоевский — создатель идеологического романа, в котором развитие сюжета определяется главным образом борьбой идей, столкновением мировоззрений, воплощенных в характерах персонажей. Этим и объясняется мощное воздействие Достоевского не только на художественную культуру, но и на философскую и эстетическую мысль XX столетия. Противоречивость творчества Достоевского определила прямо противоположные интерпретации его деятельности как художника и мыслителя. Русские символисты выделяли в его творчестве иррациональные и патологические элементы. Немецкие экспрессионисты учились у Достоевского заостренному драматизму и психологизму. Русские религиозные философы считали его христианским вероучителем (В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев). Французские экзистенциалисты (Ж.-П. Сартр, А. Камю) видели в Достоевском своего идейного предшественника наряду с С. Кьеркегором и Ф. Ницше. Огромное влияние Достоевский оказал на творчество классика японской литературы Акутогаву Рюноскэ. Более того, целый этап в развитии новой японской литературы, пришедшийся на межвоенные десятилетия, принято называть «эрой Достоевского».

Достоевский умер 28 января 1881 г. Прощание с писателем состоялось 31 января при огромном стечении народа. Похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

И. П.
По материалам 3-го издания «Большой советской энциклопедии», «Краткой литературной энциклопедии», «Истории русской литературы» в 4 томах и биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917»

 

Об изданиях сочинений Достоевского и настоящем издании

Основными критическими изданиями сочинений Достоевского являются следующие: академическое Полное собрание сочинений и писем в 30 томах; малое академическое Собрание сочинений в 15 томах; Полное собрание сочинений: Канонические тексты, в 15 томах (изданы в авторской орфографии и пунктуации под редакцией проф. В. Н. Захарова). С 1974 г. издается серия «Достоевский. Материалы и исследования», дополняющая раздел комментариев акакдемического собрания.

Представленное в РВБ малое академическое Собрание сочинений Достоевского в 15 томах (Л.; СПб.: Наука, 1988—1996) подготовлено сотрудниками Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук. Редакция благодарит Алексея Комарова (сайт «Интернет-Библиотека») за предоставление текстов первых 6 томов.

Биография

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 27 января 2017 г.