Печатается по назв. на стр. 662 изданию, стр. 411—432. Впервые — под заглавием «Архиерейские встречи» в газете «Новости», 1879, 9 июня, 145, 16 июня, № 152, 23 июня, № 159, и 5 июля, № 170. Перепечатано в издании: «Мелочи архиерейской жизни», СПб., изд. 2-е, вновь автором пересмотренное, исправленное и
680значительно дополненное с тремя приложениями, изд. И. Л. Тузова, 1880, стр. 189—212.
Стр. 539. Нельзя, не видя океана. Себе представить океан. — Источник этой частой у Лескова цитаты не установлен. См. А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 199.
Стр. 540. Платон (Левшин) (1737—1812) — митрополит московский с 1775 г. и до смерти.
Стр. 541. В моих руках находится очень редкая вещь... — Дневник священника Фоки Струтинского (1805—1854) вскоре после статьи Лескова, но без упоминания о нем, стал предметом обширной статьи Л. Мациевича «О дневнике священника Фоки Струтинского» («Древняя и новая Россия», 1880, № 5, стр. 37—53, № 6, стр. 260— 287, № 8, стр. 686—704, № 12, стр. 734—765). Многочисленные цитаты из дневника иногда совпадают с приведенными Лесковым. (Ср. также заметку Л. М<ациевича> «Священник Фока Назарьевич Струтинскнй и его полемическая заметка против «Киевских губернских ведомостей» — «Киевская старина», 1903, № 1, стр. 1—5.) После 1903 года рукописи дневника, хранившиеся у родных, поступили в Киевский «Художественно-промышленный и научный музей имени императора Николая Александровича». Описание их см. у С. А. Щегловой в «Известиях отделения русского языка и словесности имп. Академии наук», 1916, т. 21, кн. 2, стр. 16. В настоящее время эти рукописи хранятся в Государственной Публичной библиотеке Академии наук УССР в Киеве.
То, что издано под подобным заглавием гг. Ливановым и кн. Владимиром Мещерским,— есть, кажется плод собственной фантазии этих авторов... — Лесков имеет в виду книгу «Жизнь сельского духовенства», ч. 1—3, Ф. В. Ливанова, М., 1877, и «Изо дня в день. Записки сельского священника», СПб., 1875, В. П. Мещерского. На первую из названных книг Лесков напечатал обширную отрицательную рецензию — «Карикатурный идеал. Утопии из церковно-бытовой жизни. Критический этюд» — «Странник», 1877, № 8, стр. 129—143, № 9, стр. 259—276, и № 10, стр. 71—86.
Стр. 542. «Записки Добрынина». — «Записки» Г. И. Добрынина (1752—1824) напечатаны в «Русской старине», 1871, №№ 1—10. Они живо рисуют быт русского духовенства XVIII века.
Стр. 543. Некоторые, подобно Ионе, уже и храпляху... — В библейской Книге пророка Ионы рассказывается, как он во время жестокой бури крепко спал «во внутренности корабля» (гл. 1, ст. 5).
681Стр. 543. Андреево стояние — православное богослужение четвертой седмицы великого поста: на нем читается канон, составленный Андреем Критским (конец VII в.).
Стр. 545. Фриштык (от нем. Fruhstück) — завтрак.
Стр. 548. Викарий—в духовном ведомстве: заместитель.
Аполлинарий (Вигидянский) — епископ Чигиринский в 1845—1858 годах.
Стр. 549.. Дижде (укр.) — дождется.
Стр. 551. ... чтобы лядвия наша не наполнилась поругания... — Лядвия — верхняя половина ноги от таза до колена, бедро; здесь в значении: «чтобы тело наше не подверглось избиению».
Стр. 554. ... антиминс и св. дары... — напрестольный платок с зашитой в него частицей мощей и хлеб и вино, освящаемые на литургии и служащие для причащения верующих.
Стр. 555. Подлясье — старинное название части Польши, составлявшей в царской России Седлецкую губернию и частично Люблинскую и Ломжинскую.