15. Автограф — ИРЛИ, 95—101 IС.
1 Протекший праздник — пасха.
2 Речь идет об оттисках литографированного портрета Дмитриева работы Тончи, приложенного к изданию 1823 г., за которым наблюдал Гнедич. Оригинал Дмитриев посылал Гнедичу через Вяземского (Старина и новизна, кн. 2. М., 1898, с. 153, 154) и просил прислать ему 6 оттисков; 17 апреля А. И. Тургенев сообщал Вяземскому, что Гнедич выслал портреты (Остафьевский архив, т. 2, с. 313). «Сходство» и «красоту отделки» портретов отмечали и рецензенты издания (Литературные листки, 1824).
3 Дмитриев имеет в виду нашумевшую историю цензурного запрещения «Стансов к Элизе» В. Н. Олина (ок. 1788—1841), обвиненных цензором А. И. Красовским в безнравственности (апрель 1823 г.). «Стансы» вместе с замечаниями цензора и саркастическими ответами Олина широко распространялись в списках. См.: Беседы в обществе любителей российской словесности при Московском университете, вып. 3. М., 1871, с. 43; Поэты 1820—1830-х годов, т. 1. Л., 1972, с. 129, 707.
4 Шестое издание сочинений Дмитриева (т. 1—2. СПб., 1823), выпущенное Вольным обществом любителей российской словесности, было «исправленным и уменьшенным»; Дмитриев исключил из него все, что считал устаревшим или не характерным для своего творчества (см. об этом: Дмитриев И. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1967, с. 64—65, 419). «Излишняя строгость» автора в отборе отмечалась современниками (Карамзиным, Вяземским и др.). Ср.: Дмитриев, М., с. 118—120.