Авантюрист (с. 678). Первая публикация не установлена. Печатается по изданию: Гнозис (Нью-Йорк). 1979. № 5/6.

Впервые в России — Семья. 1992. № 3.

Рукопись, датированная «6.V.1930», хранится в Библиотеке Гарвардского университета.

Как сообщили Л. Диенешу В. Варшавский и М. Слоним, этот рассказ был напечатан в 1930 г. В середине 1970-х гг. Л. Диенеш разыскал его рукопись в архиве Газданова в Библиотеке Гарвардского университета. В одной из тетрадей писателя есть страница с надписью «Оглавление», где приводится название рассказа «Авантюрист» с пометкой в скобках: «Последние новости».

Рассказ воссоздает один из эпизодов легенды о пребывании Эдгара Алана По в России.

С. 681. ...перед одним из невысоких домов Сергиевской улицы. — В 1923 г. Сергиевская улица была переименована в улицу Чайковского.

С. 684. — Французы, по-моему, плохие поэты.

Как? А Корнель? А Расин? А Ронсар? А Буало?

— Из них всех один Ронсар еще немного похож: на поэта. Остальные — не поэты, это ошибка. Они или подражатели, или чиновники...

— Кого же вы любите ?

— Франсуа Вийона... И Алена Шартье. Он неудачный, может быть, поэт, но замечательный человек. —

Пьер Корнель — драматург эпохи классицизма, автор стансов и сонетов светского содержания, религиозных гимнов, псалмов, переводов христианских сочинений анонимных латинских авторов. См. о нем также коммент. к роману «Полет», с. 827–828.

854

Расин Жан (1639–1699) — драматург и поэт, представитель французского классицизма, автор трагедий «Андромаха» (1667), «Британии» (1669), «Ифигения» (1674), «Федра» (1677). Как и пьесы Корнеля, они оказали значительное влияние на европейский театр. Вместе с тем Расин писал лирические стихотворения, оды, цикл «Духовные гимны».

Ронсар Пьер. См. о нем коммент. к роману «История одного путешествия», с. 822.

Буало Николá (1636–1711) — французский поэт и критик, теоретик классицизма. Основоположник жанра ирои-комической поэмы, автор «образцовых» сатир, посланий, песен, сонетов, эпиграмм, эпитафий, а главное — стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674). Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв. многих европейских стран, в том числе и России.

Они или подражатели, или чиновники — и Корнель, и Расин использовали сюжеты своих литературных предшественников. Так, сюжет комедии «Иллюзия» (1635) заимствован Корнелем сразу у двух драматургов — Гужено и Скюдери, сюжет «Сида» — у испанского драматурга Гильено де Кастро, сюжет комедии «Лжец» (1642) — у испанского драматурга Хуана Руиса де Аларкона. Расин использовал сюжеты из трагедий Еврипида, Сенеки. Все они состояли на службе. Корнель, сын адвоката, изучив право, был принят в руанскую корпорацию адвокатов. Служил в суде адвокатом и Буало, впоследствии (1677) получивший при дворе Людовика XIV должность королевского историографа. В 1677 г. королевским историографом стал также Расин.

Поначалу готовил себя к придворной карьере и Ронсар, но болезнь, повлекшая за собой частичную глухоту, заставила его отказаться от этого поприща и всецело посвятить себя поэзии.

Вийон Франсуа (1431 или 1432 — после 1463) — французский поэт.

Шартье Ален (1385–1433; по др. источникам: ок. 1392 — ок. 1430) — французский поэт, священник, писавший также на латыни. Его основные сочинения — «Книга о четырех дамах» и поэма «Прекрасная дама без пощады» (в которых, как полагали, отражена горестная любовная история самого автора) — служили образцом вплоть до XVI в. Признан при жизни; служил при дворе французских и германских монархов, прозван «отцом красноречия». К его творчеству обращаются романтики (в частности, название и основные мотивы «La belle dame sans merci» использованы в одноименной балладе Дж. Китса).

...почувствуете себя во власти призраков, и крыльев, и неумолимых глаз. И этого лица... от которого вы никуда не уйдете... ночью я вижу сны и во сне свой труп на земле. — В рассказе использованы мотивы произведений Э. По «Рукопись, найденная в бутылке», «Продолговатый ящик», «Сказка извилистых гор».

855

С. 687. Когда со мной говорят незнакомые люди, я знаю, что они скажут... — Газданов использует известные ему материалы об Э. По (эссе Ш. Бодлера «Заметки об Э. По», показания доктора Морана и др.), многие из которых, в частности сведения о пребывании По в Петербурге, в настоящее время признаны недостоверными.


Воспроизводится по изданию: Гайто Газданов. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый: Романы. Рассказы. Литературно-критические эссе. Рецензии и заметки. Москва: «Эллис Лак 2000», 2009.
© Электронная публикация — РВБ, 2017-2024. Версия 1.4 от 11 октября 2017 г.