Грибоедов Александр Сергеевич [4(15).1.1795, по другим сведениям — 1794 или 1790, Москва — 30.1(11.2).1829, Тегеран; похоронен в Тифлисе, в монастыре св. Давида], русский поэт, драматург и дипломат.
Родился в старинной дворянской семье. В 1803 г. учился в Московском университетском благородном пансионе. В 1806 г. поступил на словесное отделение Московского университета, которое окончил со званием кандидата в 1808 г.; потом слушал лекции на этико-политическом отделении. Грибоедов был широко образован, владел основными европейскими языками, знал древние и позднее изучал восточные языки; обладал музыкальным талантом (пианист-импровизатор; известны два вальса Грибоедова).
В 1812 г. поступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале от кавалерии А. С. Кологривове в Брест-Литовске.
В 1815 г., получив отпуск по болезни и живя в Петербурге, Грибоедов перевел комедию французского поэта К. де Лессера «Семейная тайна». Пьеса вскоре вышла отдельным изданием под названием «Молодые супруги» и поставлена в Малом театре 29 сентября 1815 г., став литературным и сценическим дебютом драматурга.
В конце июля 1816 г. Грибоедов выступил на стороне «младоархаиста» П. А. Катенина в полемике о балладе, опубликовав в журнале «Сын отечества» острополемическую статью «О разборе вольного пер. Бюргеровой баллады: Ленора». Статья серьезно задела основоположника русского балладного жанра «арзамасца» В. А. Жуковского, а также Н. И. Гнедича, критиковавшего Катенина. Имя Грибоедова получило известность. В 1817 г. Грибоедов и Катенин написали прозаическую комедию «Студент», направленную против поэтов «Арзамаса», последователей Н. М. Карамзина.
В июне 1817 г. Грибоедов, за год до того вышедший в отставку, был зачислен в Коллегию иностранных дел. 12 ноября 1817 г. участвовал в качестве секунданта в «четверной дуэли»: граф А. П. Завадовский стрелялся с В. В. Шереметевым из-за актрисы Истоминой; Шереметев получил смертельное ранение, а дуэль секундантов — Грибоедова и А. И. Якубовича была отложена и состоялась в Тифлисе 23 октября 1818 г.
В середине 1818 г. Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персии. В феврале 1819 г. приехал в Тавриз. С 1822 г. состоял в штате главноуправляющего Грузией генерала А. П. Ермолова в Тифлисе, где были написаны два первые акта комедии «Горе от ума». В 1823—1825 гг. был в длительном отпуске. Летом 1823 г. он пишет в тульском имении своего друга С. Н. Бегичева 3-й и 4-й акты «Горя от ума». Осенью того же года в Москве написал вместе с П. А. Вяземским водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», музыку для которого сочинил А. Н. Верстовский. Летом 1824 г. завершил окончательную обработку текста комедии «Горе от ума».
Несмотря на великосветские знакомства, Грибоедову не удалось провести комедию ни в печать, ни на сцену. В театральном альманахе «Русская Талия на 1825 год» симпатизировавший Грибоедову Ф. В. Булгарин смог напечатать в искаженном виде только 7—10 явления 1-го действия и все 3-е действие комедии. Первые профессиональные постановки всей пьесы, но с цензурными изъятиями, состоялись в Петербурге в январе, а в Москве в ноябре 1831 г. Театральная редакция комедии была издана в 1833 г. Полностью без цензурных купюр «Горе от ума» было издано вначале за границей в 1858 г., а в России лишь в 1862 г.
«Горе от ума» — произведение, выдающееся и по своей драматургии, и по своей стилистике. В основе пьесы традиционная комедийная ситуация: любовный треугольник, в котором девушка уже сделала свой выбор в пользу одного из молодых людей. Однако традиционно положительный персонаж — скромный, серьезный, молчаливый — неожиданно оказывается подлецом и лицемером (Молчалин), а главная героиня — неразумной в своем выборе и неразборчивой в поступках (Софья). Вспыльчивый и болтливый мизантроп (Чацкий) выведен, как у Мольера, в главные герои, но не перевоспитан. Его никто не обманывает: он вводит в заблуждение сам себя, не будучи в состоянии поверить, что его избранница влюблена в ничтожество.
Действие пьесы развертывается на взаимодействии любовной и социальной интриги: в основе сюжета «Горя от ума» лежит выдумка о безумии Чацкого, идущая от его собственного иронического сравнения своей отвергнутой любви с сумасшествием. Сплетня, поддержанная раздосадованной Софьей, охватывает наподобие «снежного кома» всё общество и приводит к неожиданной кульминации — сюжетному коллапсу. В результате комедия превращается в трагикомедию: на традиционно комедийный любовный сюжет накладывается трагический конфликт незаурядной личности и косного общества. Жанровая двойственность проявляется на всех уровнях формы: по целому ряду сюжетно-драматических параметров (таких, как средняя длина реплики, частота обмена репликами, число персонажей на сцене и др.) произведение Грибоедова находится ровно посередине между типичной комедией и типичной трагедией первой четверти XIX столетия.
Комедия написана разностопным ямбом вольной рифмовки, в своей интонационной выразительности достигшим у Грибоедова гибкости разговорной речи (непосредственным предшественником грибоедовского стиха стал вольный ямб басен Крылова). Вместе с тем вольный ямб с его широкими интонационными возможностями позволяет эффектно комбинировать живую речь комических диалогов с высокой риторикой монологов Чацкого. Речь каждого персонажа (Чацкого, Скалозуба, Фамусова, Репетилова) индивидуальна и одновременно характерологична: если зрители 1830-х годов узнавали в персонажах «Горя от ума» портреты своих современников, то читатели последующих поколений усматривали в них психологические и социальные архетипы. Что же касается языка комедии, то, по замечанию Пушкина, половина ее стихов «должны войти в пословицу». Так и случилось: комедия стала источником множества крылатых слов и выражений.
Через месяц после восстания декабристов, 22 января 1826 г. Грибоедов был арестован в крепости Грозной (предупрежденный об аресте Ермоловым, уничтожил ряд рукописных материалов). 11 февраля доставлен в Петербург. На следствии категорически отрицал свою причастность к заговору (ссылаясь, между прочим, на 4-е действие «Горя от ума», где в жалком и смешном виде изображен «заговорщик» Репетилов). Следствие нашло его невиновным; 2 июня Грибоедов был освобожден с «очистительным» аттестатом, принят новым царем, 8 июня по высочайшему повелению произведен в надворные советники, а в начале сентября вернулся к месту службы — на Кавказ, где в это время началась война с Персией. Не доверяя Ермолову, царь назначил на его место генерала И. Ф. Паскевича, женатого на двоюродной сестре Грибоедова. Перед Грибоедовым открылись широкие административные возможности.
Грибоедов принимал участие в вопросах гражданского управления на Кавказе. При его участии в 1828 г. основаны «Тифлисские ведомости». Составил «Положение по управлению Азербайджана», вместе с П. Д. Завелейским составил проект об «Учреждении Российской Закавказской компании». Грибоедов сыграл значительную роль в заключении выгодного для России Туркманчайского мира и подписании (10 февраля 1828 г.) Туркманчайского мирного договора с Персией (сформулировал ряд статей договора и отредактировал окончательный текст). Грибоедову поручили доставить трактат в Петербург, где 14 марта 1828 г. ему была устроена торжественная встреча.
6 июня 1828 г. Грибоедов выехал на Восток в ранге полномочного министра-резидента России в Персии. В августе 1828 г. в Тифлисе женился на дочери грузинского поэта и высокопоставленного чиновника А. Г. Чавчавадзе, Нине Александровне. 9 сентября отправился с нею в Тавриз, где находились иностранные миссии.
Оставив жену в Тавризе, в декабре 1828 г. Грибоедов выехал с посольством в Тегеран для представления шаху. Назад он не вернулся: 30 января 1829 г. толпа фанатиков ворвалась в здание русской миссии и перебила всех сотрудников (спасся только секретарь И. С. Мальцов). Тело Грибоедова было опознано по кисти левой руки, простреленной на дуэли с Якубовичем. По легенде, поддержанной Ю. Н. Тыняновым, алмаз «Шах» (крупнейшая из драгоценностей, погашавших оставшуюся часть контрибуции, которую Персия обязалась выплатить по Туркманчайскому договору) был подарен русскому правительству в качестве компенсации за истребление посольства.
В настоящем разделе РВБ представлено лучшее в текстологическом отношении издание «Горя от ума», вышедшее под редакцией Н. К. Пиксанова и А. Л. Гришунина в академической серии «Литературные памятники» (1987). Издание содержит окончательную и раннюю редакции комедии, а также полный свод вариантов (по первой печатной публикации и авторитетным рукописям). В основу настоящей публикации положено электронное издание, подготовленное в ФЭБ. Текст заново сверен с печатным источником.