Юрий Витальевич Мамлеев

Юрий Витальевич Мамлеев. Фото: Саша Краснов, 2007 Юрий Витальевич Мамлеев. Фото: Саша Краснов, 2007

Ю.В. Мамлеев

Об авторе

Юрий Витальевич Мамлеев (11.12.1931, Москва — 25.10.2015, там же) — русский писатель и философ.

Родился в семье профессора психиатрии (отец погиб в годы сталинского террора). В 1956 г. закончил Московский лесотехнический институт по специальности «инженер». В 1957–1974 гг. преподавал математику в вечерних школах для рабочей молодежи. С начала 1950-х годов активно занимался изучением философии, теософии, оккультных учений. Начал писать в 1953 г., еще будучи студентом. С конца 1950-х годов вокруг Мамлеева сложился так называемый «Южинский кружок» — неформальное общество эзотериков, писателей, художников и диссидентов, которые собирались в его коммунальной квартире в Южинском переулке. Атмосферу этого кружка он описал, в частности, в романе «Московский гамбит» (1985).

В 1953–1973 гг. Мамлеев написал более ста прозаических произведений. В СССР они не могли быть напечатаны по цензурным соображениям и распространялись в самиздате в кругу друзей и знакомых. В 1975 г. Мамлеев с женой эмигрировали в США. Преподавал в Корнельском университете. Первая публикация на Западе — в эмигрантском «Новом Журнале» (Нью-Йорк).

В 1983 г. переехал во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а затем в Институте восточных цивилизаций. Печатался в эмигрантских изданиях (журналы «Гнозис», «Стрелец», «Континент»; альманахи «Аполлон» и «Часть речи»). После выхода в США сборника The Sky Above Hell (1980) Мамлеев был принят в члены ПЕН-клуба. В 1980-х годах эмигрантским издательством «Третья волна» были изданы книги Мамлеева «Изнанка Гогена» (1982), «Живая смерть» (1986) и его самый знаменитый роман «Шатуны» (1988). Многие произведения писателя были переведены на основные европейские языки и получили международное признание.

В 1991 г. Мамлеев вернулся в Россию. Первая его книга, изданная на родине — сборник рассказов «Утопи мою голову» (1990). За ней последовали «Вечный дом» (1991), «Голос из ничто» (1991) и объемное «Избранное» (1993). С этого времени начал широко публиковаться в России: с начала 1990-х годов по настоящее время вышло в свет более 30 его книг (как художественных, так и философских), появилось множество статей, интервью, выступлений по радио и телевидению. В 1994–1999 гг. Мамлеев преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Его главные философские труды — «Судьба бытия» (впервые — в журнале «Вопросы философии», 1993, № 10, 11) и «Россия Вечная».

Произведения Мамлеева характеризуются метафизической проблематикой, гротеском и черным юмором. Основые мотивы — поиск запредельного, солипсизм, абсурд, безумие, секс, смерть и небытие. Творческий метод Мамлеева многообразно определялся критиками как концептуализм, сюрреализм, литературный сатанизм, бескомпромиссная монструозность. Получил популярность термин «мамлеевщина» (по аналогии с «достоевщиной»). Сам автор предпочитал называть себя «метафизическим реалистом» (опять-таки по аналогии с «фантастическим реализмом» Достоевского). Идеи, образы и стиль Мамлеева, вызывающие восторг у одних и отторжение у других, оказали безусловное влияние на русскую культуру и, вероятно, новейшую историю, а сам он под конец жизни был многими признан классиком и провидцем.

Е. Г.

Об издании

Настоящее Cобрание сочинений Ю. В. Мамлеева не является воспроизведением какого-либо печатного издания, а представляет собой оригинальную по составу и композиции авторизованную публикацию.

Источник каждого текста сокращенно указывается в примечаниях. (Расшифровку аббревиатур см. в «Списке сокращений»). Авторская орфография и пунктуация сохранена. Явные опечатки исправлены.

На момент публикации в 1999 году это собрание представляло собой самый обширный корпус произведений Мамлеева. Однако, оно не является полным: в него не входят стихи и драматургия Мамлеева, а также его произведения, опубликованные в последние годы.

Версия 1.0 опубликована 1 декабря 1999 г., в день официального открытия РВБ.

Версия 2.0 опубликована 31 января 2017 г. Новое: респонсивный дизайн, добавлена страница с информацией об авторе.

Версия 3.0 опубликована 22 декабря 2021 г. Новое: упрощена система нумерации файлов, исправлены ошибки, расширен раздел ссылок на авторской странице, добавлены индексные страницы романов, включающие оглавление, аннотацию и критические отзывы.

Фото: Александр Краснов, 2007.

Энциклопедические статьи

Критика и исследования

Интервью

Воспоминания

Видео

Приложения

1.

Евгений Горный
О чудесном

Человек по имени Никита бесследно и загадочно исчезает, отойдя в лесу «к деревьям отлить». Ни родственники, ни милиция не могут его найти — ни живого, ни в виде трупа. Проходят годы. Его жена Катя успевает за это время несколько раз выйти замуж и развестись, тоскуя о муже. Как-то вечером они пьют чай с братом Колей, в дверь раздается стук, «какой-то нехороший, не наш», за дверью стоит Никита. Вид у него, как можно догадаться, нечеловечий, особенно глаза, «словно прорубленные потусторонним чудовищем».

Объявившийся муж присоединяется к чаепитию; начинается застольный разговор — о внезапных и необъяснимых перемещениях, раскачивании на люстре и превращении в муху. Никита отлучается в туалет и долго не выходит. Брат с сестрой стучат, дергают ручку, наконец взламывают дверь — там никого нет: Никита вновь исчез так же необъяснимо — отливая. Таково вкратце содержание рассказа, давшего название сборнику.

В этом небольшом рассказе присутствуют чуть ли не все основные мотивы Мамлеева: мертвая жизнь и живая смерть, труп, тайна, пустота. Непостижимое бытие за гранью Бога и Абсолюта — ключевое понятие мамлеевской метафизики. Герои книги, вобравшей в себя рассказы из золотого фонда этого автора, — люди бездны, носители антисмысла и антисознания. Они с презрением относятся к миру, называя его „чепухой“, а обыкновенные люди для них — „просто грибы“. Абсурдные диалоги, чудовищные ситуации, полубезумное построение фразы — бездна зияет в авторском стиле, как в зрачках его живых мертвецов. За то мы его и любим.

Юрий Мамлеев 20 лет преподавал математику в вечерней школе. Потом еще 20 лет (1974-1994) жил в США и Франции, где стал членом Пен-клуба. Его невозможно причислить к какому-нибудь литературному направлению. Трудно вообще сказать, литература это, философия или мистика. Проза Мамлеева так же промежуточна и потустороння самой себе, как положение реальности в его художественном мире. Сквозь литературную ткань просвечивает мистическая подкладка, а опыт запредельного облекается в литературные формы. Но в этом он вполне адекватен русской философской традиции, предпочитающей зримый образ отвлеченной мысли, а прозревание — рассуждению. Литературная преемственность Мамлеева не менее очевидна, чем философская: Гоголь с „мертвыми душами“ и чудесами диканьковской ночи; „подпольный человек“ с „фантастическим реализмом“ Достоевского; Андрей Платонов с систематически уплывающим по реке плотом.

Вместе с тем духовный опыт писателя уникален. В нем нет гуманизма и психологии, скорее психиатрия, да и то какая-то нечеловеческая. Персонажи его — „философские человечки“, а не живые люди. Всех их роднит одержимость потусторонним, “куда почти никому нет доступа», и собственным «Я» как вратами в это потустороннее. Сознание отвращается от мира, обращается на себя, на себе замыкается и само себя пожирает. Но если мистика — поиск полноты через тождество с Абсолютом, преодоление ограниченности «Я» путем вбирания в себя всего иного, то здесь — ровно наоборот: «Я», исключающее все иное, в том числе, в конечном счете, себя самое. Результат — искомая бездна: упырь.

Метод отрицательной мистики Мамлеева — обожествление частности. Один поклоняется своей отрезанной ноге, умащивая и пеленая; другой живет с отрезанной головой как с любимым; третий прячется в шкаф от собственного тела, которое бегает за ним с топором. И чудовищно, и смешно. Все как в жизни.


2.

Генрих Сапгир
Молох
(читать нараспев протяжно и важно)

Волох и Вулох и шизики все и подонки!
Юра Мамлеев — брюхатое божество!
Лорик и Шурик и все его дочки —
Бледные девочки — темные почки
Вы поклонитесь слоновьим копытам его!
Фикус зеленым пером осеняет его

Возле пивной толковище и зной
Сколько мужчин возжелавших общенья и пива!
Сколько мужчин избегающих женщин и секса!
И между них добродушный и сальный —
Сверх — эротический! вне — сексуальный!
И воют собаки обнюхавши желтые ссаки!
Вы поклонитесь слоновьим копытам его!

Волох и Вулох — и все эти пресные черти
До смерти сами себе надоевшие! Будда
Мамлеев с портфелем пришел ниоткуда
И у помойки для них сотворил это пошлое чудо —
Кошек и мух голубей и московское лето
Свадьба горланит за окнами где-то —
Пиво и трусики! гроб и газета!
И да поклонятся брюху и лапам его!

Козлобородый Фридынский примчался вприпрыжку
Наболтал начадил — и другой уже вертится бес...
Вежливо к ним проявляя ко всем интерес
Тискает гладит и щиплет трехцветную кошку…
И красногубый Дудинский и громогласный Трипольский
И головастик Бакштейн (впрочем он в Израиле давно)
Весь этот русский еврейский татарский и польский
Дух поклоняется духу и брюху его!

Волох и Вулох ползут в переулок
Лорик и Шурик впорхнули во дворик
Тупо глядит алкоголик по имени Гарик
Пиво и трусики! гроб и газета!
В это — вне времени душное лето
Падаль астрал и абстракцию склеив
Просто вас выдумал душка Мамлеев!
Да поклонюсь многодумному заду его!


© Электронная публикация — РВБ, 1999–2024. Версия 3.0 от 22 декабря 2021 г.