Алексей Николаевич Апухтин [15 (27) ноября 1840, Болхов, Орловская губерния — 17 (29) августа 1893, Санкт-Петербург] — русский поэт. Принадлежал к старинному, хотя и обедневшему дворянскому роду, окончил привилегированное училище правоведения (1859), служил в министерстве юстиции, в личной жизни был тесно связан с великосветским петербургским обществом. Был гомосексуалом, состоял в дружеских и любовных отношения с П. И. Чайковским. В 1870-х годах у него началось болезненное ожирение. За два года до смерти Апухтин заболел еще и водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.
Первое опубликованное стихотворение — «Эпаминонд» (1854). В 1859 в журнале «Современник» был опубликован стихотворный цикл Апухтина «Деревенские очерки», проникнутый патриотизмом и сочувствием к народу. Вскоре, однако, Апухтин разочаровался в общественной и литературной деятельности и перестал публиковать свои произведения; его первый сборник, «Стихотворения» вышел лишь в 1886. Подражая «Моей родословной» Пушкина, в юмористическом стихотворении «Дилетант» он противопоставил свою позицию частного лица и сторонника «чистого искусства» политической и литературной ангажированности «публицистов» и «семинаристов».
Пик покулярности Апухтина пришелся на 1880-е годы — эпоху «безвременья»: время политической реакции, спада общественной активности, невозможности осуществления жизненных идеалов. Для героев его поэзии характерно отсутствие героизма, «слабое тело» и «разбитая жизнью душа», они заранее готовы к поражению («Праздником праздник»); итог бессмысленно прожитой жизни — боль, стыд, мрак, мертвый холод глухой ночи («Актеры»). Александр Блок в предисловии к поэме «Возмездие» сказал о 80-х годах: «глухие... апухтинские годы». Для лирики Апухтина характеры мотивы тоски, душевной усталости, разочарования в «безрадостном сне» жизни, ностальгии по прошлому, неразделенной любви, страдания и одиночества в мире «измен, страстей и зла». Язык его произведений, отличается ясностью и простотой. Характерная черта художественной системы Апухтина — соединение традиционных поэтических образов с прозаическими деталями и разговорными оборотами речи.
Апухтин широко известен как автор романсов («Пара гнедых», «Ночи безумные, ночи бессонные», «Мухи», «Разбитая ваза», «Астрам», «Судьба» и др.), положенных на музыку такими композиторами как П. И. Чайковский, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов и др. Влияние песенно-романсного начала поэзии Апухтина ощутимо в творчестве Блока. Громадной популярностью пользовались стихотворения Апухтина в жанрах драматизированного монолога и психологической новеллы («Год в монастыре», «Письмо», «Ответ на письмо», «Сумасшедший», «Перед операцией», «Из бумаг прокурора», «С курьерским поездом»): они переписывались, заучивались наизусть, исполнялись с эстрады чтецами-декламаторами. Проза Апухтина, написанная в конце 1880-х гг. и опубликованная посмертно (повесть в письмах «Архив графини Д.**», повесть «Дневник Павлика Дольского», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью») тесно связана с его поэтическим творчеством своими темами, психологизмом, тяготением к формам интимно-лирического повествования от первого лица.
РВБ представляет электронное издание «Полного собрания стихотворений» А. Н. Апухтина, подготовленное Р. А. Шацевой и вышедшее году в 3-м издании Большой серии «Библиотеки поэта» (Л.: Сов. писатель, 1991).