Александр Петрович Сумароков

А. П. Сумароков. Портрет работы А. П. Лосенко. 1760 А. П. Сумароков. Портрет работы А. П. Лосенко. 1760

А. П. Сумароков

Об авторе

Сумароков Александр Петрович [14(25). 11. 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеенранта, Финляндия), — 1(12).10.1777, Москва], русский поэт и драматург. Из старинной дворянской семьи. В 1732—1740 гг. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи — первоначально в подражание В. К. Тредиаковскому. Популярность поэту принесли любовные песни, расходившиеся в списках. М. В. Ломоносов встретил их неодобрительно — Сумароков ответил ему «Критикой на оду» и противопоставил поэтике Ломоносова, построенной на «высоком» стиле и ограниченном числе жанров, собственную поэтику, построенную на «среднем» стиле и максимальном жанровом разнообразии. В «Эпистоле о русском языке» (1747) Сумароков сформулировал основные стилистические требования — ясность и логичность (в противовес усложненной метафорике Ломоносова), а в «Эпистоле о стихотворстве» (1747) сформулировал принципы поэтики основных жанров классицизма. В середине XVIII века языковая и литературная программа Сумарокова была главной альтернативой поэтике Ломоносова. Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым в 1750-е годы представляла собой важнейший этап в формировании эстетики и художественной практики русского классицизма.

От песен Сумароков перешел к стихотворным трагедиям. До появления его первых трагедий — «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750) — русская драматургия жила традициями так называемой школьной драмы XVII века с ее аллегорическими сюжетами и условно-мифологическими персонажами. Сумароков впервые в истории русского театра создал трагедии, основанные на опыте французской и немецкой просветительской драматургии 1730—1740-х годов. В них Сумароков соединил любовные темы с философской и социальной проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого Сумароков был в 1756—1761 гг.

В 1755 г. Сумароков фактически возглавил отдел поэзии академического журнала «Ежемесячные сочинения», в котором начали публиковаться его последователи и ученики — А. А. Ржевский, С. В. Нарышкин, А. А. Нартов, И. П. Елагин, М. М. Херасков. К авторам, принадлежавшим к литературной школе Сумарокова, относятся также молодые поэты херасковского кружка — И. Ф. Богданович, В. И. Майков и др. С января по декабрь 1759 г. Сумароков издавал первый частный русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором выступал на стороне оппозиционной придворной группы, ориентировавшейся на будущую императрицу Екатерину II. С началом екатерининского царствования его литературная слава достигла зенита.

В конце 1750-х — начале 1760-х годов Сумароков пишет притчи (басни), направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения с крепостными. «Притчи» были изданы в трех книгах (кн. 1—2, 1762; кн. 3, 1769). В посмертном Полном собрании сочинений притчи собраны в шесть «книг».

В 1768—1769 гг. Сумароков был занят подготовкой и изданием своих сочинений. Он переработал и напечатал семь ранних пьес, пять из которых не были еще опубликованы, а также составил из своих старых стихотворений, большая часть которых была заново отредактирована, том «Разных стихотворений» (1769), подводя итог целому периоду своей лирики.

В 1769—1773 гг. Сумароков жил в Москве, где создал свои лучшие комедии («Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» — все 1772) и трагедию «Дмитрий Самозванец» (1771). Трагедия «Мстислав» была написана и издана позже в Петербурге (1774). В комедиях, которые Сумароков начал писать с 1750 г., сильна обличительно-бытовая струя, в них порой дается дифференцированная речевая характеристика персонажей; в этом отношении они некоторыми своими чертами предвосхищают комедии Д. И. Фонвизина.

В Петербурге Сумароков ставит в Придворном театре свои последние пьесы и в 1774 г. издает сборники новых и переработанных старых стихотворений: «Елегии любовные», «Еклоги», «Оды торжественные», «Сатиры». Книга «Стихотворения духовные» (ч. 1—3, 1773—1774) содержит почти полное переложение «Псалтыри» (за исключением трех псалмов — 20, 52 и 107).

Последние годы жизни писателя были омрачены материальными лишениями, ссорой с родственниками из-за брачного мезальянса, утратой былой популярности и пристрастием к алкоголю, которое свело его в могилу.

И. П.
По материалам «Литературной энциклопедии», «Краткой литературной энциклопедии» и «Словаря русских писателей XVIII века»

 

Об издании

«Полное собрание всех сочинений» Сумарокова в 10 частях было напечатано в типографии Н. И. Новикова (1781—1782). После этого собрания сочинений или хотя бы сборники стихотворений Сумарокова не издавались вплоть до 1935 г. В 1990 г. вышли «Драматические сочинения» Сумарокова под редакцией Ю. В. Стенника. Торжественные оды и любовные элегии Сумарокова были собраны под одной обложкой в 2009 г. в издании под редакцией Р. Вроона.

В настоящем разделе РВБ публикуются избранные произведения Сумарокова по тексту 2-го издания Большой серии «Библиотеки поэта», подготовленного П. Н. Берковым (Л.: Сов. писатель, 1957). На сегодняшний день это наиболее полное критическое издание поэтического наследия Сумарокова (драматургические произведения представлены здесь в крайне ограниченном объеме). В приложении опубликованы статистические материалы: указатель словоформ и два указателя стиховых форм — алфавитный и жанрово-хронологический.

Биография

  • В. П. Степанов. Сумароков // Словарь русских писателей XVIII века

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2003—2024. Версия 2.0 от 29 декабря 2016 г.