Александр Петрович Сумароков

А. П. Сумароков. Портрет работы А. П. Лосенко. 1760 А. П. Сумароков. Портрет работы А. П. Лосенко. 1760

Пожалуйста, прочтите это сообщение.

Обнаружен блокировщик рекламы, препятствующий полной загрузке страницы. 

Реклама — наш единственный источник дохода. Без нее поддержка и развитие сайта невозможны. 

Пожалуйста, добавьте rvb.ru в белый список / список исключений вашего блокировщика рекламы или отключите его. 

 

×

А. П. Сумароков

» Избранные произведения

» Письма


Об авторе

Сумароков Александр Петрович [14(25). 11. 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеенранта, Финляндия), — 1(12).10.1777, Москва], русский поэт и драматург. Из старинной дворянской семьи. В 1732—1740 гг. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи — первоначально в подражание В. К. Тредиаковскому. Популярность поэту принесли любовные песни, расходившиеся в списках. М. В. Ломоносов встретил их неодобрительно — Сумароков ответил ему «Критикой на оду» и противопоставил поэтике Ломоносова, построенной на «высоком» стиле и ограниченном числе жанров, собственную поэтику, построенную на «среднем» стиле и максимальном жанровом разнообразии. В «Эпистоле о русском языке» (1747) Сумароков сформулировал основные стилистические требования — ясность и логичность (в противовес усложненной метафорике Ломоносова), а в «Эпистоле о стихотворстве» (1747) сформулировал принципы поэтики основных жанров классицизма. В середине XVIII века языковая и литературная программа Сумарокова была главной альтернативой поэтике Ломоносова. Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым в 1750-е годы представляла собой важнейший этап в формировании эстетики и художественной практики русского классицизма.

От песен Сумароков перешел к стихотворным трагедиям. До появления его первых трагедий — «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750) — русская драматургия жила традициями так называемой школьной драмы XVII века с ее аллегорическими сюжетами и условно-мифологическими персонажами. Сумароков впервые в истории русского театра создал трагедии, основанные на опыте французской и немецкой просветительской драматургии 1730—1740-х годов. В них Сумароков соединил любовные темы с философской и социальной проблематикой. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого Сумароков был в 1756—1761 гг.

В 1755 г. Сумароков фактически возглавил отдел поэзии академического журнала «Ежемесячные сочинения», в котором начали публиковаться его последователи и ученики — А. А. Ржевский, С. В. Нарышкин, А. А. Нартов, И. П. Елагин, М. М. Херасков. К авторам, принадлежавшим к литературной школе Сумарокова, относятся также молодые поэты херасковского кружка — И. Ф. Богданович, В. И. Майков и др. С января по декабрь 1759 г. Сумароков издавал первый частный русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором выступал на стороне оппозиционной придворной группы, ориентировавшейся на будущую императрицу Екатерину II. С началом екатерининского царствования его литературная слава достигла зенита.

В конце 1750-х — начале 1760-х годов Сумароков пишет притчи (басни), направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения с крепостными. «Притчи» были изданы в трех книгах (кн. 1—2, 1762; кн. 3, 1769). В посмертном Полном собрании сочинений притчи собраны в шесть «книг».

В 1768—1769 гг. Сумароков был занят подготовкой и изданием своих сочинений. Он переработал и напечатал семь ранних пьес, пять из которых не были еще опубликованы, а также составил из своих старых стихотворений, большая часть которых была заново отредактирована, том «Разных стихотворений» (1769), подводя итог целому периоду своей лирики.

В 1769—1773 гг. Сумароков жил в Москве, где создал свои лучшие комедии («Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» — все 1772) и трагедию «Дмитрий Самозванец» (1771). Трагедия «Мстислав» была написана и издана позже в Петербурге (1774). В комедиях, которые Сумароков начал писать с 1750 г., сильна обличительно-бытовая струя, в них порой дается дифференцированная речевая характеристика персонажей; в этом отношении они некоторыми своими чертами предвосхищают комедии Д. И. Фонвизина.

В Петербурге Сумароков ставит в Придворном театре свои последние пьесы и в 1774 г. издает сборники новых и переработанных старых стихотворений: «Елегии любовные», «Еклоги», «Оды торжественные», «Сатиры». Книга «Стихотворения духовные» (ч. 1—3, 1773—1774) содержит почти полное переложение «Псалтыри» (за исключением трех псалмов — 20, 52 и 107).

Последние годы жизни писателя были омрачены материальными лишениями, ссорой с родственниками из-за брачного мезальянса, утратой былой популярности и пристрастием к алкоголю, которое свело его в могилу.

И. П.
По материалам «Литературной энциклопедии», «Краткой литературной энциклопедии» и «Словаря русских писателей XVIII века»

 

Об издании

«Полное собрание всех сочинений» Сумарокова в 10 частях было напечатано в типографии Н. И. Новикова (1781—1782). После этого собрания сочинений или хотя бы сборники стихотворений Сумарокова не издавались вплоть до 1935 г. В 1990 г. вышли «Драматические сочинения» Сумарокова под редакцией Ю. В. Стенника. Торжественные оды и любовные элегии Сумарокова были собраны под одной обложкой в 2009 г. в издании под редакцией Р. Вроона.

В настоящем разделе РВБ публикуются избранные произведения Сумарокова по тексту 2-го издания Большой серии «Библиотеки поэта», подготовленного П. Н. Берковым (Л.: Сов. писатель, 1957). На сегодняшний день это наиболее полное критическое издание поэтического наследия Сумарокова (драматургические произведения представлены здесь в крайне ограниченном объеме). В приложении опубликованы статистические материалы: указатель словоформ и два указателя стиховых форм — алфавитный и жанрово-хронологический.

Биография

  • В. П. Степанов. Сумароков // Словарь русских писателей XVIII века

Критика и исследования

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2003—2019. Версия 2.0 от 29 декабря 2016 г.