Василий Иванович Майков

Ф.С. Рокотов. Портрет В.И. Майкова Ф.С. Рокотов. Портрет В.И. Майкова

В. И. Майков

Об авторе

Майков Василий Иванович [1730, Москва – 17(28).VI.1778, там же; похоронен в Донском монастыре] — русский поэт и драматург, вошедший в историю русской литературы как автор двух ироикомических поэм «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх». Родился в семье капитан-поручика Семеновского полка (в 1749–1751 гг. — командир полка) И. С. Майкова. В 1740 г. был принят в Академическую гимназию и в 1742 г. записан в Семеновский полк. В январе 1743 г. на основании указа 1742 г., разрешавшего дворянам первоначальное обучение дома, возвратился в ярославское поместье. Достаточного образования, по-видимому, так и не получил. По свидетельству современников, Майков не знал иностранных языков и позднее, обращаясь к стихотворным переложениям произведений иноязычных авторов, пользовался подстрочными переводами, сделанными для него друзьями.

В 1747 г. Майков приезжает на службу в полк. В столице получили развитие его литературные и театральные интересы. К 1750-м годам относится знакомство Майкова с А. П. Сумароковым, И. П. Елагиным, И. И. Мелиссино. Сближение с актерами Ф. Г. Волковым и И. А. Дмитревским состоялось еще в Ярославле: отец Майкова лично знал Волкова и поддерживал его домашний театр, а Майков посещал имение отца во время неоднократных отпусков. О близком характере дальнейших отношений Майкова и Волкова свидетельствуют майковские «Стихи на смерть Ф. Г. Волкова» (1763).

25 декабря 1761 г. Майков в чине капитана вышел в отставку и поселился в Москве. Он устанавливает связи с поэтами, группировавшимися вокруг журналов «Полезное увеселение» (1762) и «Свободные часы» (1763), которые М. М. Херасков издавал при Московском университе, и публикует там свои первые поэтические опыты: эклогу «Цитемель», басню «Собака на сене», духовную оду «О Страшном Суде», а также «Превращения Овидиевы» (стихотворное переложение из «Метаморфоз»). В эти же годы Майков издает отдельно ряд торжественных од, посвященных Екатерине II; одну из них в мае 1763 г., во время посещения Екатериной II Ростова и Ярославля, он от имени ярославского дворянства подносит императрице.

Первый литературный успех пришел к Майкову после выхода в свет его ироикомической поэмы «Игрок ломбера» (1763; 4-е изд., 1788), пародировавшей высокий стиль эпопей классицизма. Поэма высмеивала распространившуюся среди русского дворянства страсть к карточной игре. Mайков выпускает затем сборник «Нравоучительные басни» (1765. Ч. 1–2), где, следуя примеру Сумарокова, широко использует народные сказки и анекдоты в качестве сюжетных источников и обильно вводит в текст пословицы и поговорки. С баснями Сумарокова басни Майкова сближает также подчеркнутая ориентация на просторечную фразеологию. В 1767 г. Майков издает свободное переложение стихами сочинения Фридриха II «Военная наука. Из книги „Беспечный философ...“», которое прозой с французского языка перевел для него А. И. Бибиков.

В 1766–1768 гг. Майков занимал должность товарища московского губернатора; в 1768 г. переселился в Петербург и принял участие в работе Комиссии нового Уложения. К придворным празднествам в октябре 1768 г. по случаю успешного оспопрививания императрице и великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I) Майков сочинил драматический пролог «Торжествующий Парнас», разыгранный на сцене Придворного театра. Успех помог Майкову обеспечить постановку на той же сцене своей первой трагедии «Агриопа» (сочинена, вероятно, еще в Москве; поставлена 13 октября 1769 г.; издана в 1775 г.). К этому же времени относится создание Майковым трагедии «Фемист и Иеронима» (издана в 1775 г.), источником которой послужила повесть «История о княжне Иерониме...» (перевод с французского языка И. Шишкина; 2-е изд., 1765). Майков использовал общую сюжетную схему повести, сохранил имена главных действующих лиц, но полностью изменил ее смысл. Сыграло свою роль то, что пьеса создавалась в обстановке начавшейся в 1768 г. русско-турецкой войны: положительными героями трагедии стали греки, восставшие против турецких поработителей. В 1773 г. трагедия была намечена к постановке на сцене Придворного театра, но из-за внезапной смерти актрисы T. М. Троепольской представлена не была. Обе трагедии Майкова были высоко оценены в «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) Н. И. Новикова , в журнале которого «Трутень» Майков поместил «Стихи А. А. Беклешеву на смерть брата его...» и «Стихи пример-майору Ю. Б. г. Бибикову».

С марта 1770 г. Майков занимает должность прокурора Военной коллегии, где служит под начальством графа З. Г. Чернышева. Одновременно он избирается в состав распорядительного комитета Вольного экономического общества. Членство в обществе совпало с попыткой Майкова завести в 1771 г. в Москве полотняную мануфактуру, оказавшейся безрезультатной из-за чумной эпидемии. Период петербургской жизни Майкова отмечен наибольшей творческой активностью. В литературной полемике конца 1760-х – начала 1770-х годов Майков неизменно выступал на стороне поэтов сумароковского направления, проявив себя мастером стихотворной пародии и талантливым сатириком. Блестящим образцом бурлескной сатиры нового типа явилась поэма Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Следование традициям бурлескных поэм П. Скаррона сочетается в ней с использованием элементов травестийной поэзии, представленной поэмой Н. Буало «Налой». Поэма Майкова была полемически направлена против поэта-одописца В. П. Петрова и пародировала выпущенный им в 1770 перевод первых шести песен «Энеиды» Вергилия. Рассказ о фантастических похождениях ямщика Елисея в сочетании с травестированным изображением древнегреческих богов пародийно соотносится с отдельными эпизодами «Энеиды», одновременно заключая в себе довольно прозрачные едкие насмешки над особенностями поэтического стиля Петрова. Отражение в поэме литературной борьбы 1760-х годов сочетается с острой социальной сатирой, направленной против винных откупов, которые приносили вред экономической жизни России. То, что мстителем откупщикам в поэме является ямщик, представитель социальных низов, способствовало активному насыщению поэмы материалами национального фольклора. «Елисей» положил начало традиции русской ироикомической поэмы и имел огромный успех у современников (переиздан в 1788 г.).

В начале 1770-х годов Майков осуществляет стихотворное переложение (по подстрочнику В. И. Бибикова) трагедии Вольтера «Меропа» (опубликована в 1775 г.), которое сыграло определенную роль в формировании традиции русской тираноборческой драматургии. Примерно к этому же периоду относится попытка Майкова создать крупное эпическое произведение — историческую поэму «Освобожденная Москва» на сюжетиз эпохи Смутного времени. Замысел завершен не был, сохранилось только вступление и начало первой песни. Интерес Майкова к истории объясняется, по-видимому, его творческими связями с Сумароковым, посвятившим тем же событиям трагедию «Димитрий Самозванец» (1771). Центральной идеей поэмы Майкова должно было стать утверждение на русском престоле династии Романовых.

В Петербурге Майков продолжает поддерживать связи с кружком Хераскова, публикуя в журнале «Вечера» (1772) свои басни, загадки и продолжение стихотворных переложений из «Метаморфоз» Овидия. Комическая опера Майкова «Любовник колдун» (опубликована анонимно, 1779) шла на сцене в Петербурге в 1772 г. и имела успех. Музыкальное оформление оперы строилось на использовании мотивов русских народных песен. В 1773 г. Майков выпускает сборник «Разные стихотворения» (Ч. 1–2). Ч. 1 составили «Оды духовные»; ч. 2 — «Оды торжественные».

Сохранились известия об особом интересе к творчеству Майкова, который проявил Д. Дидро во время своего пребывания в Петербурге (сентябрь 1773 – май 1774 гг.): в числе приобретенных им в России и вывезенных во Францию изданий было четыре книги Майкова. В мемуарной литературе содержатся сведения о том, что Дидро просил петербургских литераторов, в частности А. И. Бибикова, перевести ему отрывки из произведений Майкова, как наиболее самобытного из русских поэтов: незнание иностранных языков спасало Майкова, по мнению Дидро, от необходимости подражать европейским авторам.

Возвышение при дворе Г. А. Потемкина привело к отстранению от дел покровителя Майкова — З. Г. Чернышева. Майкову пришлось оставить службу и летом 1775 г. вновь переехать в Москву. Здесь 22 июня 1775 г. он избирается членом Вольного Российского собрания при Московском университете и участвует в издававшихся собранием «Трудах». Пребывание в Москве двора по случаю заключения мира между Россией и Турцией было отмечено устройством народных празднеств и фейерверков. Майкову было поручено составить в стихах и прозе описание «разных увеселительных зрелищ» и «увеселительных огней» на Ходынке 16 июля 1775 г.; ему же принадлежит ряд надписей к торжественным иллюминациям. Все эти сочинения, написанные по официальному заказу, были тогда же напечатаны отдельной брошюрой.

15 сентября 1775 г. по именному указу Майков был пожалован чином бригадира и получил должность главного члена в Конторе Мастерской и Оружейной палаты. Это назначение носило характер почетной награды и не было связано со сколько-нибудь значительными служебными обязанностями. В Москве устанавливаются дружеские отношения Майкова с молодыми писателями М. Н. Муравьевым и Д. И. Хвостовым, возобновляется тесное личное общение с Сумароковым, которому Майков посвятил два программных стихотворения — «Ода о суете мира» (1775) и «Ода о вкусе» (1776). В последнем Майков открыто объявляет себя последователем творческих установок Сумарокова, называя его своим учителем. В тоже время в понимании общественной природы человека Майков расходился с Сумароковым. Он был сторонником теологического в своей основе объяснения духовного бытия человека, видя в успехах человеческого разума подтверждение концепции гомоцентризма. На смерть Сумарокова Майкова сочинил надгробную надпись (1777).

Особый эпизод в биографии Майкова составляет его увлечение масонством, которому способствовало общение с Херасковым и его окружением. Масонские идеи отразились на творческих поисках Майкова, о чем свидетельствуют его переложения псалмов 41 («Им же образом желает...») и 135 («На реках Вавилонских...»). Известно о посещении Майковым в 1773—1774 гг. масонской ложи «Урания». Об авторитете Майкова в кругах русских масонов свидетельствует тот факт, что в 1775 г. он исполнял обязанности секретаря Великой Провинциальной ложи. В 1776 г. Майков вступает в масонскую ложу, организованную князем H. Н. Трубецким; тогда же он вводит в ложу И. Е. Шварца. Тесное сближение с масонами приводит Майкова к сотрудничеству в журнале Новикова «Утренний свет» (1777). Сочинения Майкова, печатавшиеся в этом журнале (оды «Счастие», «Ода ищущим мудрости» и др.), разрабатывают темы нравственного самосовершенствования, братской любви, основанной на масонском понимании религии.

Последний этап творчества Майкова отмечен своеобразным индифферентизмом его идеологической позиции. Написанная им в 1777 г. комическая опера «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (тогда же поставлена в Москве) содержит идиллическую картину взаимной любви и согласия помещиков и крестьян. Не лишено вероятности предположение П. Н. Беркова о том, что опера явилась переработкой более ранней пьесы Майкова «Аркас и Ириса», написанной на открытие московского публичного воксала в 1776 г. (автор музыки — И. И. Керцелли). К 1777 г. относится и создание Майковым одноактной «драмы с музыкою» «Пигмалион, или Сила любви» (опубликована в 1779 г.; возможно, образцом послужила одноименная пьеса Ж.-Ж. Руссо), которая была представленана сцене Московского театра уже после смерти Майкова. Сохраняя дружеские отношения с Н. И. Новиковым, Майков сотрудничает в его журнале «Санкт-петербургские ученые ведомости» (четыре стихотворных надписи к портретам русских писателей и художников XVIII в.).

В начале 1778 г. Майкова вызвали в Петербург, где ему была предложена должность герольдмейстера. Майков принял предложение, но, вернувшись по делам в Москву, заболел и скоропостижно умер. После смерти Майкова остались вдова (Татьяна Васильевна, урожденная Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.

В отзывах современников постоянно подчеркивалась оригинальность творчества Майкова, которого Н. И. Новиков причислял к «числу лучших наших стихотворцев» («Опыт... словаря...», 1772, с. 134). Позднее, защищая Майкова от критических нападок А. А. Бестужева, считавшего, что Майков «оскорбил образованный вкус своею поэмою „Елисей“», ее достоинствами восхищался А. С. Пушкин: «„Елисей“ истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам... А любовница Елисея, которая сожигает его штаны в печи... А разговор Зевеса с Меркурием... все это уморительно».

По материалам «Словаря русских писателей XVIII века» (статья Ю. В. Стенника).

Об издании

РВБ публикует «Избранные произведения» Майкова, подготовленные к печати А. В. Западовым (М.; Л., 1966). В том вошли ироикомические поэмы «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздраженный Вакх». Особую популярность приобрела из них вторая. Забавные, «уморительные» (по выражению Пушкина) положения, сценки, сочный народный язык и яркие бытовые краски поэмы до сих пор сохраняют свое живое воздействие на читателя. В сборник также включены басни, различные лирические стихотворения и драматические произведения поэта, не переиздававшиеся около ста лет до выхода представленного здесь тома.

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2005–2024. Версия 2.0 от 12 июля 2019 г.