Александр Исаевич Солженицын

А.И. Солженицын в одежде зэка Щ-262. Кок-Терек. Март 1953 А.И. Солженицын.  Фото: Bert Verhoeff, 1974
×  Корней Чуковский. Краденое солнце
x

А. И. Солженицын

Об авторе

Александр Исаевич Солженицын (11 декабря 1918, Кисловодск — 3 августа 2008, Москва) — русский писатель, публицист, общественный и политический деятель. Один из самых известных советских диссидентов, привлекший мировое внимание к системе политических репрессиий в СССР.

Дед Солженицина по отцу, Семен Солженицын,— крестьянин, владевший хутором на Ставрополье; младший сын его Исаакий, отец писателя, учился в Харькове, затем в Московском университете, откуда в 1914 г. добровольцем ушел на фронт и сражался в армии генерала Самсонова, был награжден за храбрость. Дед по матери, Захар Щербак, перебрался из Крыма на Кубань, стал владельцем богатого крестьянского «поместья», дал дочери Таисии прекрасное образование. В 1917 г. она вышла замуж за Исаакия Солженицына, но вскоре осталась вдовой: в 1918 г. отец Солженицына погиб из-за несчастного случая на охоте. Во время революционной смуты поместье Щербаков было разорено, хозяина спасли его же батраки. В 1924 г. мать переехала в Ростов-наДону, где, как вспоминает Солженицын, вырастила сына «в невероятно тяжелых условиях».

В 1936 г окончил школу в Ростове-на-Дону, поступил на физико-математический факультет Ростовского Университета, который закончил в 1941 г.. С 1939 г. параллельно заочно учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы, истории). В том же году женится на Н. А. Решетовской. В июне 1941 г., досрочно с отличием окончив университет, приезжает на сессию в Москву, здесь застает его начавшаяся война.

С 1941 — солдат на фронтах второй мировой войны, со своей разведывательной «звукобатареей» проходит боевой путь от Орла до Восточной Пруссии. Там он оказывается в тех самых местах, где в 1914 г. были окружены войска Самсонова. Используя эти впечатления, Солженицын впоследствии опишет эту катастрофу в романе «Август Четырнадцатого», в одном из героев которого, Сане Лаженицыне, воспроизведет черты отца, сражавшегося в тех же местах. Здесь 26—27 января 1945 г. пришлось выходить из окружения и самому Солженицыну (этот военный эпизод позже отразится в эссе «Сквозь чад»).

Юный Солженицын искренне принимает советскую власть и господствующий стиль «социалистического оптимизма». У него рано пробудился интерес к истории, но вплоть до 40-х гг. он склонен романтизировать революцию и выводить из нее героическое начало русской истории. Юношеский замысел романа о первой мировой войне (в нем предполагалось изобразить гибель самсоновской армии, о чем, вероятно, рассказывал участвовавший в тех роковых событиях отец и о чем Солженицын мог слышать от матери) получает характерное название «Люби революцию». Постепенно он начинает относиться к режиму более критично; считает, что Сталин отошел от ленинских заветов; делится своими «политическими негодованиями» в откровенных письмах к своему другу Н. Виткевичу. Их переписка привлекла внимание военной контрразведки; высказывания Солженицина сочли «антисоветской агитацией и попыткой создания антисоветской организации». 9 февраля 1945 г. Солженицын арестован в звании капитана, в июле приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей с последующей ссылкой.

Содержался в лагерях под Москвой и в Москве (что дало ему материал для пьес «Олень и шалашовка», «Республика труда»; там же родились стихотворные циклы «Сердце под бушлатом», «Когда теряют счет годам»). Затем около года провел в научно-исследовательском подразделении НКВД в Рыбинске, откуда переведен в Москву, в «спецтюрьму № 16», называвшуюся в просторечии «Марфинской шарашкой». В ней зеки-специалисты разрабатывали средства радио- и телефонной связи. Общение с другими заключенными, среди которых германист Л. Копелев, художник С. Ивашев-Мусатов, инженеры Д. Панин и Н. Потапов, сыграло важную роль в становлении социально-этических и исторических взглядов писателя. Помогала об разованию и неплохая библиотека в Марфине, и возможность получать книги из Ленинской библиотеки. Два самых больших «открытия» Солженицына в этот период — творчество Ф. М. Достоевского и «Словарь» В. И. Даля. Они радикально переменили представления Солженицына о русской литературе и русском языке, многое предопределили в его будущем «почвенническом» миросозерцании, обострили его художественное и языковое чутье.

В 1950 г. переводен в Экибастуз (Казахстан), где ему пришлось работать литейщиком, каменщиком, быть бригадиром. Опыт и понимание, полученное в заключении, сформировали его как личность и как писателя. «Страшно подумать,— писал Солженицын в книге «Бодался теленок с дубом»,— что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили». И в интервью с Н. Струве еще решительнее о том же: «Был Божий указ, потому что лагерь направил меня наилучшим образом к моей главной теме...» В лагере у Солженицына обнаруживают злокачественную опухоль; в феврале 1952 г. его оперируют с благополучным результатом. С 1953 по 1956 на «вечном поселении» в Средней Азии (аул Кок-Терек Джамбулской обл.), учительствует (математика и физика) в коктерекской средней школе, лечится в Ташкентском «раковом корпусе», куда приехал «почти уже мертвецом».

После официальной реабилитации Верховным судом едет в Москву, затем в Ростов. Получает назначение учителем в сельскую школу и поселяется в деревне Мильцево Курловского района Владимирской области, сняв комнату в доме крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Ее личность, ее жизнь и смерть как характерное воплощение народного типа и крестьянской судьбы отразились в рассказе «Матренин двор» (1963).

В 1957 г. Солженын переезжает в Рязань, преподает в школе, а втайне от всех продолжает работать над романом «В круге первом» (начат в 1955 г.). В романе описан «первый круг» лагерного ада (по аналогии с первым кругом ада дантовского), где под гнетом государственно-карательной пирамиды (она обрисована в разных ее представителях — от тюремных надзирателей до технической элиты госбезопасности (Яконов), до министра Абакумова и самого Сталина) остаются живыми и активными лучшие нравственные и умственные силы народа, ожидающие своего часа. Самая острая сюжетная линия в нем (впрочем, и самая короткая и прерывистая) — история молодого дипломата Иннокентия Володина, перед которым встает еще Герценом заданный вопрос: «Почему любовь к родине надо распространять и на всякое ее правительство?» Убежденный, что именно нынешняя власть есть главный источник зла, Володин решает не допустить того, чтобы в руках власти оказалось атомное оружие, и звонит в американское посольство с целью предотвратить получение советским агентом в Нью-Йорке технологических деталей производства бомбы. Но его разговор записан сотрудниками МГБ, и по записи начинается поиск звонившего. Идентификацией голоса занимаются собранные в научноисследовательской «шарашке» зеки, среди которых — убежденный коммунист филолог Лев Рубин (прототипом его был Л. Копелев; см. его воспоминания «Марфинская шарашка»//Вопр. литературы.— 1990.— № 7), инженер Прянчиков, математик Нержин, чья беспокойная мысль упорно пробивается к «свету истины» и движется в этом направлении не без влияния Сологдина, уже нашедшего свой путь к Богу. С Сологдиным и обсуждает Нержин свой заветный замысел — создание истории Нового Смутного Времени (так они именуют революцию). Подобно этому и у самого Солженицына в беседах с сокамерниками вызревал, уточнялся в методах и содержании давний замысел воспроизвести в художественном изображении основные «узлы» русской истории XX в.

Когда в 1963 г. появилась надежда напечатать роман, Солженицын предпринял его переделку: исключил ряд глав, изменил некоторые эпизоды (в т. ч. снял всю сюжетную линию, связанную с передачей «атомных секретов» советскому агенту), чтобы затушевать политическую остроту произведения. В этой, 5-й редакции, состоящей из 87 глав, роман был принят журналлом «Новый мир» в 1964 г., но публикация не состоялась; с 1967 г. данная редакция широко распространялась через самиздат. Ее более «острый» (хотя и не полный) вариант в отснятом на пленке виде был переправлен на Запад и напечатан в США. Полная и окончательная редакция состоит из 96 глав, она завершена в 1968 г.

В в мае-июне 1959 г. Солженицин пишет повесть «Один день Ивана Денисовича», где описывает быт и нравы сталинского лагеря; в 1961 г. передает ее в «Новый мир»; с прямого разрешения Хрущева повесть появляется в 11-м номере «Нового мира» за 1962 г., затем печатается в «Роман-газете», выходит отдельным изданием и приносит автору всемирную известность. В центре повествования — образ Ивана Денисовича Шухова, чье главное качество — нравственная прочность и устойчивость среди трудностей и невзгод лагерной жизни. Публикация «Одного дня...» вызвала отклики от тысяч людей, от бывших «зеков» из крестьянства, духовенства, интеллигенции, от тех, кого называли «врагами народа». Эти отзывы были в дальнейшем использованы Солженицыным при создании «Архипелага ГУЛАГ» — «художественного исследования» советских репрессий 1918—1956 гг., которое он создает в 1965—1968 гг.

В 1963 г. в январском «Новом мире» напечатаны рассказы «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кречетовка», а в октябрьском — «Для пользы дела», пишется сценарий «Знают истину танки!» и пьеса «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»); в самиздате распространяется цикл лирических миниатюр «Крохотки» (1958—1963); опубликован осенью осенью 1964 за рубежом в «Гранях»; идет работа над романом «Раковый корпус» (1963—1967), где отразились лица и события, связанные с пребыванием Солженицына в онкологической клинике.

«Раковый корпус» был отдан А. Твардовскому для публикации в «Новом мире», но никто не решился его печатать, вокруг Солженицына сгущается атмосфера враждебности. Начиная с 1965 г. С. работает и глухих, удаленных от Москвы «норах» и «укрывищах» — в Солотче (близ Рязани), в дачном домике возле деревни Рождество на реке Истье (на юго-западе от Москвы), у К. И. Чуковского в Переделкине Он упорно отстаивает право знать и говорить правду о судьбе своего народа. «Я стал идеологически экстерриториален»,— скажет он позже.

В 1964 Солженицын выдвинут на Ленинскую премию, но не получил ее вследствие изменения политического курса. В 1966 Солженицыну в последний раз удалось опубликовать один рассказ в советской печати («Захар-Калита»). Сенсацией, привлекшей внимание всего мира, стало его письмо к делегатам IV съезда СП СССР в мае 1967, где он говорит об ущербе, который причиняет советской литературе цензура, о насилии над его собственными произведениями и предлагает добиться отмены явной и негласной цензуры. Это письмо было поддержано более чем ста писателями, однако на съезде его не оглашали и действия оно не возымело.

Два больших романа Солженицына, написанные между 1955 и 1967 и отражающие опыт ссылки и лагеря, «Раковый корпус» (1968) и «В круге первом» (1968) — распространялись в самиздате. Напечатанные на Западе, они принесли Солженицыну мировую славу. За ними были опубликованы вызвавшие меньшее внимание две пьесы Солженицына (из 4-х, написанных им между 1951 и 1960): «Свеча на ветру» (1968, позднее — под названием «Свет, который в тебе») и «Олень и шалашовка» (1968, позднее — под названием «Республика труда»).

Летом 1969 г. С. путешествует по северной России с Н. Светловой, будущей женой (в 1970—1973 гг. у них родятся три сына — Ермолай, Игнат и Степан). Осенью его исключают из Союза писателей. Лишенный возможности легально жить в Рязани и в Москве, он находит приют на даче виолончелиста М. Ростроповича. В 1970 г. по инициативе французского писателя Ф. Мориака Солженицыну присуждается Нобелевская премия по литературе (смог получить лично лишь в 1974 г.). В СССР нарастает кампания против Солженицына. В 1971 он дает разрешение на публикацию в Париже книги «Август четырнадцатого» — первого тома своей эпопеи «Красное колесо». Когда было выслежено местонахождение сохранявшейся в тайне рукописи его книги «Архипелаг ГУЛАГ», в документально-литературной форме излагающей историю репрессий в СССР начиная с 1918, Солженицын решил опубликовать ее на Западе; писатель В. Л. Андреев вывозит рукопись за границу; в конце 1973 г. Н. Струве начинает публикацию книги в Париже.

В начале 1974 г. преследования со стороны властей усиливаются. Солженицын подготавливает знаменитый манифест «Жить не по лжи!», который был обнародован сразу после его ареста 13 февраля 1974 г. (в России впервые опубликован в 1989 г. журнале «Наш современник»). За арестом последовали лишение советского гражданства и принудительная высылка за границу. В Западной Германии его встречает немецкий писатель Г. Белль, у которого Солженицын живет первое время до переезда в Цюрих.

Там Солженицын основывает Русский общественный фонд помощи заключенным и их семьям, куда поступают доходы от издания его сочинений. Осенью представляет на пресс-конференции в Цюрихе сборник «Из-под глыб» (1974), в котором ему принадлежат предисловие и три статьи: «На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение», «Образованщина» (первая публикация в России: Новый мир. — 1991. — № 5). Развивая идеи, высказанные еще авторами известного сборника «Вехи» (1909), Солженицын упрекает современную либеральную интеллигенцию в беспочвенных претензиях на духовное лидерство, тогда как она зачастую представляет собой лишь «центровую образованщину». «Да не в том ли заложена наша старая потеря, погубившая всех нас, — напоминает С.,— что интеллигенция отвергла религиозную нравственность, избрав себе атеистический гуманизм...» (Новый мир. — 1991. — № 5.— С. 44).

В Цюрихе он публикует сначала произведения, написанные прежде: «Письмо вождям Советского Союза» (1974) с предостережениями и советами относительно будущего России, и автобиографическую книгу «Бодался теленок с дубом», рассказывающую о советской литературно-политической ситуации 1961-74 гг. и борьбе писателя с тоталитарной системой. Книга выходит в свет в Париже в 1975 г. и впоследствии продолжает пополняться (первая публикация в России — 1991 г.). Здесь же публикуются 11 глав из его эпопеи «Красное колесо», названные «Ленин в Цюрихе» (1975).

В октябре 1976 г. Солженицын покидает Цюрих и поселяется в США. Он покупает в штате Вермонт, около г. Кавендиша, участок земли, строит на нем дом с хранилищем для библиотеки и архива. Здесь, общаясь только с семьей и изредка — с немногими близкими людьми, он отдается работе над «Красным колесом», которую завершает к 1991 г. Эпопея состоит из четырех «узлов» в десяти томах: «Август четырнадцатого» (1983), «Октябрь шестнадцатого» (1984), «Март семнадцатого» (1986), «Апрель семнадцатого» и дополнений. Время от времени Солженицын высказывается по вопросам международного политического положения.

Перестройка привела к тому, что в июле 1989 исключение Солженицына из СП было отменено и с конца 1989 г. началась широкая публикация его произведений в советских журналах. В 1990 г. ему было возвращено советское гражданство, которого он лишился в 1974 г. Госпрокуратура 17 сентября 1991 признала свою ошибку и принесла Солженицыну публичные извинения («Известия», 18 сентября 1991). В связи с запретом КПСС и КГБ после провалившегося путча в 1991 г., он увидел для себя возможность возвращения на родину, что и осуществил в конце мая 1994.

18 октября 1988 г. — в киевской газете «Рабочее слово» напечатано воззвание «Жить не по лжи!».

Август 1989 г. — в «Новом мире» начато печатание «Архипелага ГУЛАГа».

18 сентября 1990 г. — в «Комсомольской правде» и «Литературной газете» общим тиражом 27 млн. экземпляров напечатана статья «Как нам обустроить Россию?»

Осень 1990 г. — в издательстве «Наука» вышел «Словарь языкового расширения».

Апрель 1995 — начались «Беседы с Солженицыным» на Общественном российском телевидении (прекращены 20 сентября того же года по распоряжению руководства ОРТ).

Ноябрь 1996 г. — написана статья «К нынешнему состоянию России».

Июнь 1997 г. — избран действительным членом Российской Академии наук.

Май 1998 г. — в издательстве «Русский путь» вышла книга «Россия в обвале».

2001—2002 гг. — вышла книга «Двести лет вместе» в двух томах.

12 июня 2007 г. — церемония вручения в Кремле Солженицыну государственной премии РФ «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». Президент Путин поздравляет Солженицина в Троице-Лыково.

А. И. Солженицын скончался 3 августа 2008 в Троице-Лыково от сердечной недостаточности.


Солженицын, как это поначалу официально признавалось в СССР, один из наиболее значительных эпических талантов советской русской литературы. Считая своим долгом только истинное изображение жизни, в трех первых своих больших прозаических произведениях он обращается в сталинским временам, в первую очередь — к принудительно-трудовым лагерям тех времен и специальным лагерям с программой научных исследований. Следуя этому долгу, в романе «Август четырнадцатого» он показывает поражение царской армии во время первой мировой войны в битве под Танненбергом и говорит о всеобщей международной опасности злоупотребления научными открытиями в пьесе «Свет, который в тебе».

«Архипелаг ГУЛАГ» — наиболее полное изображение организованного насилия на протяжении всей советской эпохи (лагеря, процессы, административные меры). Документ соединяется с лично пережитым и сообщенным бывшими заключенными.

«Бодался теленок с дубом» дает подробное представление о судьбе Солженицына от начала литературной деятельности до второго ареста и высылки за границу.

Композиция его произведений, в том числе и драм, определяется следованием за тем, как складываются события (аддитивно-эпическая), количество действующих лиц велико, главы и эпизоды обладают большой самостоятельностью. Основные линии действия в прозаических произведениях Солженицына ограничены несколькими днями (в романе «Раковый корпус» — несколькими неделями). В произведениях, обличающих сталинизм во всех проявлениях, экскурсы в прошлое позволяют понять эпоху в целом. На первом плане действие содержит в себе элементы драматического напряжения, обеспечивающие художественное единство произведений Солженицына. Максимум объективности достигается в них благодаря частым сменам перспективы повествования, очень во многих случаях — благодаря отказу от авторского комментария и (в эпопее «Красное колесо») — благодаря структурной многослойности, здесь — вымысел, исторический очерк, документ, импрессионистски-лирические пассажи. Художественным и публицистическим произведениям Солженицына свойственны сознательная уплотненность языка, доводимая до пропусков (эллипс), и языковые преобразования, создаваемые на древнерусской корневой основе.

Е. Г.
По материалам «Лексикона русской литературы XX века» Вольфганга Казака (1996), статьи В. А. Котельникова («Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь», 1998), «Солженицын – хронологическая таблица» (Русская историческая библиотека).

Об издании

Собрание сочинений А. И. Солженицына в 30-ти томах — второе Собрание, подготовленное к печати при участии автора, начавшее выходить в 2007 г. под редакцией Н. Д. Солженицыной. Подробнее см. во вступительной заметке «От редактора»

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2022. Версия 1.0 от 22 апреля 2022 г.