П. П. Ершов

Портрет П. П. Ершова работы художника Николая Маджи (конец 1850-х) П. П. Ершов

П. П. Ершов

Об авторе

Пётр Павлович Ершов [22.2 (6.3).1815, деревны Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии — 18(30).8.1869, Тобольск] — поэт, прозаик, драматург, автор стихотворной сказки «Конёк-горбунок», тепло встреченной А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским и ставшей классикой русской детской литературы.

Отец — чиновник (служил в селениях и городах Тобольской губернии и в Петербурге; в 1819 в чине губернского секретаря, в 1830 — титулярный советник). Мать — дочь тобольского купца Пиленкова. В людской дома купца Пиленкова, где «долгие» сибирские сказки перемежались «протяжными» песнями и забавными, а иной раз и беспощадно злыми народными анекдотами, на тобольских ярмарках, будущий поэт впервые соприкоснулся со стихией русского фольклора. Учился в Берёзовском и Тобольском уездных училищах и в Тобольской губернской гимназии.

В 1830 переехал в Петербург; в феврале 1831 и поступил на философско-юридический факультет университета. В университете закончил сказку в стихах «Конёк-Горбунок» и передал ее в начале 1834 профессору П. А. Плетнёву; в том же году она была напечатана частично в «Библиотеке для чтения» (т. 3, с похвальным отзывом О. И. Сенковского ), а затем отдельным изданием. «"Конёк-горбунок". Русская сказка в 3 частях» (СПб., 1834; 4-е изд., вновь испр. и доп., СПб., 1856; 5-е изд., вновь испр. и доп., с илл., СПб., 1861 ; 26-е изд., СПб., 1917; отрицательная оценка В. Г . Белинского и Н. В. Станкевича).

Сказка обрела громадную популярность. Это тем более знаменательно, что книжка появилась в то время, когда фольклорно-сказочная поэзия вдохновляла творчество многих русских литераторов. С 1831 по 1834 год создается знаменитый сказочный цикл Пушкина; пишут сказки О. М. Сомов, В. И Даль, Н. А. Полевой, В. А. Жуковский, сказочный фольклор использует Гоголь при создании «Вечеров» (1832); целиком на материале народных сказок построен нашумевший роман А. Ф. Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833).

По позднейшим рассказам Ершова (подтвержденным Е. Ф. Розеном), сказку высоко оценил Пушкин, сказав автору: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Пушкин намеревался содействовать изданию сказки с картинками, массовым тиражом и по дешевой цене.

По окончании университета (1834) Ершов пытается стать профессиональным литератором, публикует (преимущественно в «Библиотеке для чтения») стихи и поэмы, пробует свои силы в создании небольших пьес, водевилей, либретто опер. Встречается с многими писателями и поэтами: В. А. Жуковским (посещая его «субботы») , А. В. Никитенко, Плетнёвым, Е. П. Гребёнкой, Т. Н. Грановским, О. И. Сенковским, В. В. Григорьевым, Э. И. Губером и др., а также с худ. А. Н. Мокрицким, композитором О. К . Гунке. В ходит в «самый интимный» кружок В. Г. Бенедиктова; вместе с ним и К. А. Бахтуриным собирается издавать альманах «Мы — Вам» в духе эпатирующего романтизма ( с эпиграфом: «Вот мчится тройка; но какая? вдоль по дороге; но какой?»). Лирика Ершова отражает воздействие «бенедиктовской школы».

В университете Ершов сблизился с внуком русского исследователя Аляски и Алеутских островов Г. И. Шелихова К. И. Тимковским (впоследствии осужден по делу петрашевцев) и вместе с ним задумал осуществить широкую программу изучения Сибири, помощи ее народам, издание журнала. Летом 1836 уезжает в Тобольск; служит учителем гимназии, затем инспектором (с 1844) и директором гимназии и дирекции училищ губернии. О таланте Ершова-педагога свидетельствуют отзывы учеников и ссыльных декабристов. М. А. Фонвизин писал И. Д. Якушкину: «Я недавно читал упражнения в словесности учеников ... и не мог довольно налюбоватьс я их сочинениями. Этим они обязаны учителю словесности Ершову, человеку с дарованием, знающему превосходно свой язык... Ни что не может быть полезнее деятельности этого человека...» (Сочинения и письма, т. 1 , Иркутск, 1979, с. 220 ). Ершов познакомился с многими декабристами, жившими в Западной Сибири, — Н. А. Чижовым, Фонвизиным, В. К. Кюхельбекером, В. И. Штейнгейлем, П. Н. Свистуновым; И. И. Пущин передал Ершову для публикации два стихотворения Пушкина («Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок» и «Мой первый друг, мой друг бесценный») , адресованные декабристу (опубликованы: «Современник», 1841 , т. 22) . Сближение с декабристами стимулировало его общественную деятельность; он организовал гимназический театр, завершил начатые ранее педагогические работы «Курс русской словесности» и «Мысли о гимназическом курсе».

Одновременно продолжал литературные занятия: напечатал стихотворную обработку сибирского предания «Сузrе» («Современник», 1838, т. 12) , лирические стихи «Музыка», «Сон», «Перемена», «Друзьям» (все — «Библиотека для чтения», 1840). Однако с годами он пишет все меньше: отчасти от служебной занятости, отчасти от явного нежелания самоповторяться. В начале 50-х гг. обратился к прозе: цикл рассказов «Осенние вечера» («Живописный сборник», 1857, № 1-5, 7, 10, 12). В 1854, передавая В. М. Жемчужникову куплеты, написанные в 1837, для «Черепослова» Козьмы Пруткова, сказал: «Сам я уже ничего не пишу»).

В 1862 вышел в отставку (по некоторым данным, вынужденную). Пенсию выхлопотал спустя почти два года с помощью Д. И. Менделеева, бывшего своего ученика и мужа падчерицы — Ф. Н. Лещевой; Менделеев также помог в переиздани и «Конька-горбунка». В 1864 на сцене Мариинекого театра поставлен балет по сказке Ершова.

Среди сочинений Ершова — все основные стихотворные жанры 1-й nоловины 19 века: романтическая баллада, элегия, песня, послание, поэма и др. Однако большой выразительностью обладают те nроизведения Ершова, в которых он верен таланту сказочника, «повествователя» и стихии народной поэзии: пьеса «Суворов и станционный смотритель» (СПб., 1836) , nоэма «Сузге», драматическая сцена «Фома-кузнец» (1835) , nьеса «Кузнец Базим, или Изворотливость бедняка» (1858), песни из либретто волшебной оперы «Страшный меч» (1876), сказка «Об Иване-трапезнике и о том, кто третью булку съел», рассказы Тазбаши (персонажа «Осенних вечеров»), ряд лирических стихов: «Молодой орел» (1834), «Русская nесня» (1835), «Кольцо с бирюзою» (1837), «Желание любви» (1838, оnубл. 1937). Но вершиной творчества Ершова оказался «Конек-горбунок». Увлекательная по сюжету, наnисанная живым народным языком, сказка уже nри жизни автора стала nодлинно народной. Наряду с чудесным в его сказке много nовседневного — и это делает ее необыкновенно доходчивой для читателя из народа. Космическая сторона сказки органична: она отражала реальную сторону жизни крестьянина — его стихийное ощущение неразрывной связи своего бытия со Вселенной. Вторым лейтмотивом сказки является здоровое народное отношение к власти, основанной на креnкой вере в nравду, перед которой царь и мужик равны. Сказка nереводилась (начиная с 1870-х гг.) на многие языки народов мира.

Умер Ершов 18 августа (30 н.с.) 1869 в Тобольске.

Е. Г.
(По материалам биоблиографического словаря «Русские писатели 1880—1917» (1992, т. 2, статья В. Г. Уткова и А. П. Чудакова) и тома Ершова в «Библиотеке Поэта» (1976, статья И. П. Лупановой)

Об издании

Текст и иллюстрации сказки воспроизводятся по изданию: П. П. Ершов. Конёк-горбунок. Иллюстрации В.А. Милашевского. М.-Л.: Детгиз, 1964. Издание также включает в себя «Объяснение устаревших слов и выражениий» и заметку В. Ганиной «О сказке „Конёк-горбунок“ и ее авторе».

В приложения включены заметка В. А. Милашевского (1893—1976) «От художника», где он объясняет некоторые аспекты своих иллюстраций (воспроизводится по изданию 1986 г.) и примечания к сказке Д. М. Климовой (воспроизводятся по изданию: П. П. Ершов. Конек-горбунок. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1976).

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2022. Версия 1.0 от 7 июля 2022 г.