* «Не пой, красавица, при мне...» (стр. 213). Обращено к Олениной (см. прим. к стих. «То Dawe Esqr»), бравшей уроки пения у Глинки. Грузинская мелодия, которую она напевала, была привезена с Кавказа Грибоедовым и использована Глинкой в его романсе на эти стихи. Пушкин вспоминает в стихотворении о своем пребывании летом 1820 г. на Северном Кавказе с семьей Раевских.
Далекая бедная дева — вероятно, M. H. Раевская, которая, став женой декабриста С. Г. Волконского, поехала за ним на каторгу в Сибирь.
* «Не пой, красавица, при мне...» (стр. 213). Обращено к Олениной (см. прим. к стих. «То Dawe Esqr»), бравшей уроки пения у Глинки. Грузинская мелодия, которую она напевала, была привезена с Кавказа Грибоедовым и использована Глинкой в его романсе на эти стихи. Пушкин вспоминает в стихотворении о своем пребывании летом 1820 г. на Северном Кавказе с семьей Раевских.
Далекая бедная дева — вероятно, M. H. Раевская, которая, став женой декабриста С. Г. Волконского, поехала за ним на каторгу в Сибирь.
Вслед за первой строфой в рукописи была еще одна:
Кавказа гордые вершины,
Лихих чеченцев на коне
И закубанские равнины.