Л. Н. Толстой

Смерть Ивана Ильича

1886

Оглавление

I 54
II 62
III 70
IV 76
V 83
VI 86
VII 89
VIII 93
IX 99
X 101
XI 103
XII 106

О произведении

Рассказ о смерти и умирании как радикальном остранении от абсурда и фальши жизни.

Отзывы критиков

Ни у одного народа, нигде на свете нет такого гениального создания, Всё мало, всё мелко, всё слабо и бледно в сравнении с этими 70-ю страницами.

— В. В. Стасов, письмо Л. Н. Толстому, 25 апреля 1886 г.

Говорить о «Смерти Ивана Ильича», а тем паче восхищаться будет по меньшей мере неуместно. Это нечто такое, что перестает уже быть искусством, а является просто творчеством. Рассказ этот прямо библейский, и я чувствую глубокое волнение при мысли, что такое произведение снова появилось в русской литературе... Удивительно в этом рассказе отсутствие полное украшений, без чего, кажется, нет ни одного произведения человеческого.

— И. H. Крамской, письмо П. М. Ковалевскому, 21 сентября 1886 г.

Одна из вершин мировой психологической прозы. Прослеживая мысли и чувства смертельно больного чиновника, Толстой показывает, как человек убегает от мыслей о смерти и как смерть приводит его к пониманию, чем была его жизнь.<...>

Толстой бесконечно внимателен к самому процессу умирания — медленному изменению ощущений, переоценке ценностей, перестраиванию картины мира. Все эти изменения можно свести к одному знаменателю: приближение смерти вырывает человека из обыденного, полуавтоматического существования, заставляет заново увидеть себя, окружающих и собственную жизнь, столкнуться с последними истинами бытия. Не только сама смерть понимается как пробуждение; даже приближение к смерти оказывается своего рода пробуждением от «сна жизни».<...>

И всё же Иван Ильич продолжает цепляться — уже не за жизнь, а за иллюзию правильности прожитой жизни; даже в трёхдневной агонии, когда его существование низведено к животному ощущению физической боли: «Он чувствовал, что мученье его и в том, что он всовывается в эту чёрную дыру, и ещё больше в том, что он не может пролезть в неё. Пролезть же ему мешает признанье того, что жизнь его была хорошая». И лишь на самом пороге смерти он принимает мысль, что жизнь его была «не то», оказывается способен пожалеть родных, освободиться от иллюзии собственной бесконечной значимости. И приняв собственную смерть, Иван Ильич побеждает смерть. «Кончена смерть, — сказал он себе. — Её нет больше»

— Юрий Сапрыкин. Смерть Ивана Ильича // Полка


Л. Н. Толстой Смерть Ивана Ильича // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1982. Т. 12. С. 54—107.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2024. Версия 3.0 от 28 февраля 2017 г.