«Посмертные записки старца Федора Кузмича...» — замысел повести о Федоре Кузмиче — Александре I возник у Толстого еще в 1890 г. В 1891 г. Толстой рассказал А. А. Толстой, приезжавшей из Петербурга в Ясную Поляну. Под влиянием этого рассказа она прислала Толстому карточку старца Федора Кузмича. Толстого увлекло изучение исторических материалов об Александре I и Павле I. Сохранился составленный Толстым конспект четырех томов сочинений историка Н. К. Шильдера об Александре I. Некоторые эпизоды из царствования Александра I рассказывал Толстому в апреле 1904 г. А. Ф. Кони. Толстой начал писать повесть в ноябре — декабре 1905 г., но работа над ней была прервана задолго до окончания. «Посмертные записки старца Федора Кузмича» так и остались незавершенными.

Впервые они были опубликованы в изданных «Свободным словом» «Посмертных художественных произведениях Толстого», т. III. Берлин, 1912. В феврале 1912 г. повесть была напечатана с купюрами в журнале «Русское богатство», однако номер журнала был задержан цензурой, а редактор В. Г. Короленко предан суду. Полностью «Посмертные записки старца Федора Кузмича» были опубликованы уже в Советской России в 1918 г. в Москве.

Стр. 361. ...как я сказал это madame Staël. — Источником сведений о беседах Александра I с мадам де Сталь (1766—1817), известной французской писательницей, послужила Толстому книга Н. К. Шильдера «Император Александр I, его жизнь и царствование». В этой книге приведены отрывки из мемуаров м-м де Сталь, десять лет проведшей в изгнании из-за своей оппозиции к Наполеону, использованные Толстым. В качестве возможного источника см. также (Mémoires de madame de Staël» (Dix années d’exil). Paris, 1861, p. 442; Paris, 1904, p. 337.

...то православному богу с Фотием... то протестантскому с Парротом, то иллюминатскому с Крюденер... — В жизни

506

Александра I значительную роль играли разные духовно-религиозные влияния. Дружба Александра I с Г. Ф. Парротом (1767—1852), физиком, профессором и ректором Дерптского университета, относится к началу его царствования, примерно к 1802—1814 гг., затем наступило охлаждение, болезненно переживавшееся Парротом.

Во время европейского похода состоялось знакомство Александра I с баронессой Варварой-Юлией Крюденер (1764—1824), которая в 1818 г. приехала в Россию. В прошлом светская женщина, писательница, она стала проповедницей мистического учения, известного под названием иллюминатства (разновидность масонства). В проповедях иллюминатов говорилось, что всякая собственность «считается воровством у бога», что «скоро наступит царство бедных» и т. д. Однако политическая, а вместе с тем и религиозная ориентация Александра I менялись. Горячая поддержка баронессой Крюденер греческого восстания привела к окончательному разрыву с Александром I. К этому времени (начало 20-х годов) усилилось влияние на Александра архимандрита Фотия (1792—1838), фанатика и реакционера.

Стр. 364. ...доклад от Волконского... Дибич... — П. М. Волконский (1776—1852) и И. И. Дибич (1785—1831) сопровождали Александра I в его поездке в Таганрог. И. И. Дибич, начальник главного штаба с 1823 г., еще до восстания 14 декабря 1825 г. располагал сведениями о членах тайных обществ, о чем он докладывал Александру I. После смерти Александра I Дибичем был составлен рапорт на имя Николая I о готовящемся заговоре.

Стр. 368. ...время моей первой дружбы с Чарторижским. — Начало дружбы Александра I с Адамом Чарторыйским (1770—1861), высланным в качестве заложника ко двору Екатерины II после подавления восстания Костюшки, относится к 1795—1796 гг. Адам Чарторыйский стал одним из ближайших доверенных лиц Александра I и впоследствии — крупным государственным деятелем.


Бойко М.Н. Комментарии. Л.Н. Толстой. Посмертные записки старца Федора Кузмича... // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1983. Т. 14. С. 506—507.
© Электронная публикация — РВБ, 2002—2018. Версия 3.0 от 28 февраля 2017 г.