БАСНЬ 183
ПАН ДЕЛАЕТ УЧРЕЖДЕНИЕ

Кроме обыкновенных ссор, кои были в лесу между зверей, случились еще и другие, происходящие от самолюбия и гордости. Звери, приписывающие себе по силе своей первенство, не могли терпеть того, что нижайшие хотят с ними равняться. Сие число составляли львы, барсы, слоны, орлы, ястребы и прочие. Они назначили день, в который бы собраться им для советования о сем деле. Сей примечания достойный день был в конце месяца Каски, змеиного года. Тамо жаловались они на гордость низких зверей, которая столь далеко простиралась, что все, даже до свиней, овец и ослов, воображали, будто солнце и луна созданы не для одних сильных зверей, но и для них, и что ветер веет и дождь идет равно как для льва, так и для осла. Сии и сему подобные мнения казались им несносными.

— Не довольно того, — говорил лев, — уже дерзают в первенстве спорить со мною крысы и мыши.

— Муха, — говорил тигр, — муха дерзает влетать ко мне в ноздри и хвастает еще тем, что она меня не хуже.

Слон жаловался на пчел, кои жалили его столь сильно, что он выходил из терпения. Крокодил оказал свое нечувствие на малого зверка ихневмона, который причинял ему великий вред. По выслушании сих жалоб на гордость низких зверей, предприяли они подать представление богу Пану и просить его об учреждении, по которому бы всякий зверь знать мог старшинство свое и сильнейших зверей почитали бы нижайшие. Сие было учинено. Пан сделал учреждение по их желанию.

387

Ho он почел за справедливое давать старшинство не по природе, а по внутреннему достоинству добродетели и прилежанию, чрез что приносят они людям истинную пользу. Сие учреждение состояло в следующем:

Первый класс

1. Пчелы и шелковые черви

2. Овцы

3. Коровы

4. Козы

5. Лошади

Второй

1. Верблюды и ослы

2. Быки

3. Кошки

Третий

1. Черепахи

2. Куры, утки, гуси

3. Бобры

4. Голуби

5. Журавли

6. Петухи

7. Соколы и собаки

Четвертый

1. Муравьи

2. Пауки и другие художники

3. Соловьи, жаворонки и прочие поющие птицы

Пятый

1. Львы

2. Тигры

3. Слоны

4. Медведи

5. Барсы

6. Волки

7. Орлы

8. Ястреба

9. Мыши

10. Крысы

11. Змеи

12. Ящерицы

13. Клоны и проч.

Каждое животное по своей древности.

Сколь великую радость причинило сие учреждение низким зверям и птицам, столь много большим сделало

388

оно неудовольствия, которое доказали они новым прошением. Но Пан не хотел ни в чем переменить свое распоряжение.

— Я думаю, что оно столь справедливо, — отвечал им Пан, — что и сам Юпитер на то согласится, и ниже Момус в чем осудить его может.

Для приведения их в покой приложил он к учреждению своему следующее изъяснение: «Пчелы и шелковые черви для того включены в первый класс, что они не только великие художники, но и великую приносят пользу; овцы кормят и одевают человека; коровы и козы дают молоко, а лошади употребляются в работу. Звери второго класса, как-то: верблюды, ослы и быки также работают, а кошки очищают дома от мышей и других негодных тварей. Звери в третьем классе также несколько полезны. Журавль очищает садовые травы, петух бывает лесным стражем, соколы и некоторые собаки употребляются к охоте. Муравьи и пауки определены в четвертый класс; первые — для разумного домостроительства, а другие — для искусной работы, кои, хотя и бесполезны, однако приводят в удивление и равняться могут с стихотворцами, живописцами, гридоровальщиками, резчиками и другими великими художниками. Соловьи включены для приятного пения, которое других тварей увеселяет. Прочие же звери и птицы пятого класса проводят жизнь свою или совсем бесполезно, или еще и вредно». Сие учреждение подтверждено было Юпитером, который только ту в нем сделал перемену, что слонов включил в четвертый класс, что в других изданиях сего учреждения исправлено.

Баснь научает делать учреждение по естественной справедливости.


Д.И. Фонвизин. Басни нравоучительные Голберга. 183. Пан делает учреждение // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в двух томах. М.; Л.: Гос. Изд-во Художественной Литературы, 1959. Т. 1, с. 387—389.
© Электронная публикация — РВБ, 2005—2024. Версия 2.0 от 31 августа 2019 г.