Денис Иванович Фонвизин

А.-Ш. Карафф. Портрет драматурга Д.И. Фонвизина. Рим, 1784-1785 А.-Ш. Карафф. Портрет драматурга Д.И. Фонвизина. Рим, 1784-1785

Д. И. Фонвизин

Об авторе

Денис Иванович Фонвизин [3(14).4.1743 или 1745, Москва — 1(12).12.1792, Санкт-Петербург] — русский драматург-сатирик екатерининской эпохи, автор первых выдающихся русских комедий, переводчик, журналист, эпистолярист и мемуарист.

Родился в богатой дворянской семье. Отец писателя, Иван Андреевич — потомок ливонских рыцарей, перешедших в русскую службу при Иване Грозном. Мать, Екатерина Васильевна, происходила из старинного знатного рода (дочь адмирала В. А. Дмитриева-Мамонова). При открытии Московского университета в 1755 г. Фонвизин поступил в Университетскую гимназию; вместе с ним учились его брат П. И. Фонвизин, И. Ф. Богданович, Н. И. Новиков, С. Г. Домашнев (будущий директор Петербургской академии наук).

Во время обучения в Университетской гимназии Фонвизин начал выступать как переводчик. Его первым печатным трудом стал перевод с немецкого языка прозаических «Басен нравоучительных» датского просветителя Л. Голберга (1761; 2-е изд., 1765, с прибавлением 42 басен). По-видимому, к 1761 г. следует также отнести начало работы Фонвизина над стихотворным переводом трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы» (завершен в 1763 г.). По совету своего гимназического преподавателя И.-Г. Рейхеля Фонвизин перевел популярный в Европе и вызвавший большой интерес масонов политический роман Ж. Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» (М., 1762—1768. Ч. 1—4; первые три части переведены с немецкого, последняя — с французского). Второе издание перевода, предпринятое Новиковым в 1787—1788 гг., было конфисковано в 1794 г. «за свои новые и странные мысли».

В июне 1762 г. Фонвизин был произведен в студенты, а в июле того же года подал прошение о приеме на службу в Коллегию иностранных дел. В конце октября 1762 г. поступил на службу переводчиком с чином поручика; по рескрипту от 16 декабря 1762 г. был отправлен за границу с первым дипломатическим поручением.

Летом 1763 г. Фонвизин переехал в Петербург, где издал переведенную им с французского языка книгу Ж.-Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора» (СПб., 1763). Высочайшим указом от 7 октября 1763 г. Фонвизин, продолжая числиться при Иностранной коллегии, был определен секретарем к кабинет-министру И. П. Елагина и лоставался в этой должности до 1769 г. Сблизившись с литературно-театральным кружком Елагина, куда входили драматурги В. И. Лукин, Б. Е. Ельчанинов и др., Фонвизин стал сторонником «склонения на русские нравы» пьес иностранных авторов. Пьеса Фонвизин «Корион» (переделка драмы Ж.-Б. Грессе «Сидней») ставилась на Придворном театре 10 ноября и 29 декабря 1764 г.

Из сохранившихся стихотворных сатир Фонвизина, написанных в 1760-е годы и распространявшихся в списках, наиболее значительным было «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» — сатирическое произведение оригинального жанра, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры, а также западноевропейской ироикомической поэмы. Впервые «Послание к слугам моим...» было напечатано в составе книги Ф.-Т.-М. де Бакюлара д’Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (СПб., 1769), переведенной на русский язык Фонвизиным. Очевидно, к 1760-м годам относятся стихотворное «Послание к Ямщикову» и сатира «К уму моему» — не завершенные автором или дошедшие до нас в отрывках.

Переводу поэмы в прозе П.-Ж. Битобе «Иосиф» (1769) Фонвизин предпослал рассуждение о соотношении русского и церковнославянского языков. Ориентируясь на опыт В.К. Тредиаковского, Фонвизин заявлял, что «в переводе таких книг, каков “Телемак”, “Аргенида”, “Иосиф” и прочие сего рода, потребно держаться токмо важности славенского языка, но притом наблюдать и ясность нашего».

В конце 1760-х годов под влиянием общественного оживления, связанного с политическими спорами вокруг Комиссии для сочинения проекта нового уложения (1767—1769), Фонвизин пришел к замыслу оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явилась его комедия «Бригадир» (завершена в первой половние 1769 г., впервые поставлена 19 августа 1772 г., с 1780 г. регулярно представлялась в Санкт-Петербурге и в Москве, опубликована в 1790 г.). Н. И. Новиков писал, что в этой комедии «острые слова и замысловатые шутки рассыпаны на каждой странице. Сочинена она точно в наших нравах». Вместе с тем, создавая «Бригадира», Фонвизин следовал традициям классицизма, что сказалось в четком делении персонажей на добродетельных и порочных, в схематическом подчеркивании одной черты характера в каждом персонаже, а также в соблюдении единств времени и места.

По предложению графа Н. И. Панина, высоко оценившего комедию, в декабре 1769 г. Фонвизин перешел к нему на службу в качестве секретаря. По именному указу 24 декабря 1769 г. он был произведен в надворные советники, а 8 апреля 1771 г. — в коллежские советники (гражданский чин VI класса в Табели о рангах, соответствующий чину армейского полковника). Панин подарил Фонвизину часть полученных от Екатерины II имений в Полоцкой губернии вместе с более чем 1000 крестьян. Просветительскую политическую программу, связанную с деятельностью группы Панина, Фонвизин изложил в «Слове на выздоровление цесаревича и великого князя Павла Петровича» (1771).

В ноябре 1774 г. Фонвизин женился на вдове Екатерине Ивановне Хлоповой, дочери купца Роговикова. В августе 1777 г. вместе с женой он отправился за границу. После путешествия по Германии и югу Франции весну и лето 1778 г. супруги провели в Париже. Письма из Франции, адресованные брату Н. И. Панина графу П. И. Панину Фонвизин собирался включить в свое собрание сочинений (опубликованы только после смерти писателя). Написанные в традиции просветительских «путешествий», письма давали целостную картину политической и культурной жизни предреволюционной Франции, ее быта и нравов.

Вернувшись в Россию осенью 1778 г., Фонвизин продолжил службу в Коллегии, 5 мая 1779 г. был произведен в канцелярии советники. В первой половине 1781 г. Фонвизин, назначенный в чине статского советника (V класс в Табели о рангах) членом правления Почтового департамента, который был образован при Коллегии, занимался составлением плана почтового устройства. Переводы с французского, сделанные Фонвизиным во второй половине 1770-х годов, идейно связаны с его «Словом...» Павлу Петровичу: в «Слове похвальном Марку Аврелию» А.-Л. Тома (1777) начертан идеальный образ гуманного и справедливого государя. В древнекитайском сочинении «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию», переведенном Фонвизиным с французского перевода-посредника П.-М. Сибо (1779) обсуждаются отношения государя и подданных. 7 марта 1782 г., вскоре после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал прошение об отставке. 10 марта 1782 г. Екатерина II подписала указ о его увольнении. После смерти Н. И. Панина (31 марта 1783 г.) Фонвизин написал о нем биографический очерк, в котором создал идеальный образ государственного деятеля.

Вершина творчества Фонвизина — комедия «Недоросль», представленная в первый раз 24 сентября 1782 г. в Петербурге в театре К. Книппера в бенефис друга Фонвизина, актера И. А. Дмитревского. Успех пьесы был столь велик, что публика, по свидетельству Дмитревского, «аплодировала пьесу метанием кошельков» на сцену. 14 мая 1783 г. комедия впервые была поставлена в Москве, а впоследствии, несмотря на едкие замечания завистников и неприятелей автора, с большим успехом шла в обеих столицах и в других городах. Первая печатная публикация комедии также состоялась в 1783 г. Ознакомившись с пьесой, князь Г. А. Потемкин, забыв былую ссору с Фонвизиным, сказал ему: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего не пиши! Имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе». Фонвизин мастерски представил темные стороны российской общественной жизни (невежество, алчность и жестокость помещиков по отношению к их крепостным, фаворитизм и т. д.), создав сатирические образы, характерные для своего времени и вместе с тем воплощающие общечеловеческие пороки. Имена персонажей «Недоросля» стали нарицательными.

В 1783 г. княгиня Е. Р. Дашкова привлекла Фонвизина к сотрудничеству в «Собеседнике любителей российского слова», где он опубликовал ряд сатирических произведений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей» и др. Наиболее смелым выступлением Фонвизина в журнале были «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», напечатанных вместе с раздраженными ответами Екатерины II, которая увидела в этой статье непозволительное «свободоязычие».

21 октября 1783 г. Фонвизин одновременно с Г. Р. Державиным, М. М. Херасковым и др. стал членом Российской Академии и принял деятельное участие в работе по созданию ее словаря. На заседании 11 ноября он читал «Начертание» для составления Словаря Академии Российской. После нескольких обсуждений основные положения «Начертания» были приняты большинством членов Академии.

В 1784—1785 г. Фонвизин вместе с женой совершил поездку по Германии и Италии. Впечатления от поездки он описывал в письмах к П. И. Панину и Ф. И. Аргамаковой. В последние годы жизни писатель был тяжело болен (29 августа 1785 г. его разбил паралич). Наиболее значительным его произведением этого периода является философкая повесть «Каллисфен» (1786). В 1787 г. была опубликована басня «Лисица-Казнодей» — вольный стихотворный перевод басни Х.-Ф. Шубарта («казнодей» значит «проповедник»; принятое в современных изданиях написание «кознодей» ошибочно).

В сентябре 1787 г. Фонвизин стал готовить к изданию свой журнал «Друг честных людей, или Стародум», не пропущенный к печати цензурой. Произведения, написанные для журнала, распространялись в списках. Следуя традициям сатирической журналистики, Фонвизин обратился к жанру «писем», авторами которых были вымышленные персонажи, в том числе герои «Недоросля». Цензурному запрету подверглось также собрание сочинений и переводов Фонвизина, на которое он объявил подписку (1788). В последние годы жизни Фонвизин работал над незаконченным «Чистосердечным признанием в делах моих и помышлениях», отразившим его восприятие «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо. «Признание» служит важным источником биографии Фонвизина и содержит яркие зарисовки российского быта и нравов.

30 ноября 1792 г. Фонвизин привез к Державину свою комедию «Гофмейстер» («Выбор гувернера»). На следующий день первый великий русский комедиограф умер.

И.П.
По материалам «Краткой литературной энциклопедии» и «Словаря русских писателей XVIII века»

 

Об издании

РВБ представляет электронное издание двухтомного Cобрания сочинений Фонвизина, подготовленное к печати Г. П. Макогоненко (М.; Л.: ГИХЛ, 1959). Это наиболее значительное и точное из существующих изданий, аккумулировавшее результаты тщательной текстологической работы с рукописным наследием писателя и широким кругом печатных источников (журналов, газет и редких книг второй половины XVIII в.). Композиция двухтомника выстроена в соответствии с проспектом собрания сочинений, составленного Фонвизиным в 1788 г.

В оформлении использована картина: А.-Ш. Карафф. Портрет драматурга Д.И. Фонвизина. Рим, 1784-1785. Хранится в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук.

Указатели

Ссылки


© Электронная публикация — РВБ, 2005—2024. Версия 2.0 от 31 августа 2019 г.