ЭПИСТОЛА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ
ГОСУДАРЮ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕГО 1761 ГОДА СЕНТЯБРЯ 20 ЧИСЛА
Любовь к отечеству есть перва добродетель И нашей честности неспоримый свидетель. Не только можно быть героем без нея, Не можно быть никак и честным человеком. Премудрая судьба довольствует мя веком,
131
Чтоб жил и приносил народу пользу я. Член члена помощи ежеминутно просит, И всяки тягости всё тело обще носит. Всем должно нам любить отечество свое, А царским отраслям любити должно боле: Благополучие народа на престоле. Известно, государь, на свете нам сие, Что счастье инако от стран не убегает, Как только если царь свой долг пренебрегает. Кто больше носит сан, тот пользы и вреда Удобней обществу соделати всегда. Крестьянин, сея хлеб, трудится и не дремлет, К тому родился он и гласу долга внемлет; Но польза оная совсем не такова, Какую учинит венчанная глава. Оратель дремлющий, имея мысль лениву, Со небрежением посеяв семена, Убыток понесет, утратя времена, Со небрежением одну испортит ниву, И лягут на него не только бремена; А если государь проступится, так горе Польется на народ, и часто будто море. Сия причина есть, венчанныя крови Имети более к отечеству любви. Вторая важная любви сея причина, Что вашего уж нет на свете больше чина, Отечество дает утехи больше вам; Так долг его любить вам больше, нежель нам. Причина первая из должности единой, А в воздаяние вам мы и наш живот; Из благодарности другая вам причиной За приношенье жертв любити свой народ. Судьбами таковы порядки учрежденны: Рожденны мы для вас, а вы для нас рожденны. Благополучными одним нельзя вам быть: Коль любите себя, вы должны нас любить. Льстецы не обществу работать осужденны, Льстецы боготворят ласкательством царей, О пользе не его пекутся, о своей; Не сын отечества — ласкатель, но злодей. Коль хочет наказать царя когда создатель, Льстецами окружит со всех сторон его,
132
Не зрит он верного раба ни одного, И будет он врагам своим щедрот податель, Которые за тьму к себе его наград, Ругаяся ему, влекут его во ад И, разверзая всю геенскую утробу, Сынам отечества влекут его во злобу. В ласкательстве сию имеет, пользу он. Таков Калигула был в Риме и Нерон: Все жители земли гнушаются их прахом. Царь мудрый подданных любовию, не страхом, Имея истину единую в закон, К повиновению короны привлекает И сходны с естеством уставы изрекает. Елисавета— мать, а Петр нам был отец: Они правители душ наших и сердец. Правительствовати едины те довлеют, В сердца которые повиновенье сеют, Чьи собственны сердца наполнены щедрот, Которы жалости в себе плоды имеют И больше, как карать, вас миловать умеют, То помня, сколько слаб и страстен смертных род. Но с слабостию я злодейства не мешаю, И беззаконников я сим не утешаю: Рождаются они ко общему вреду И подвергаются строжайшему суду. Муж пагубный грешит от предприятья злаго, Царь праведный грешит, ему являя благо, И тако тяжкий грех злодея извинить, Но тяжче грех еще за слабости казнить. Который человек преступку не причастен? Един бесстрастен бог: кто смертен, тот и страстен. Не мог Тит слез своих во оный час отерть, Когда подписывал сей муж великий смерть. Владычица сих стран, родившися беззлобна, На оно и руки поднята неудобна. Блажен такой народ, которому приязнь Соделать может то, что сделать может казнь, И счастлив будешь ты, когда тебя порода Возвысит на престол для счастия народа.
<1761>
133
Сумароков А.П. Эпистола его императорскому высочеству государю вели кому князю Павлу Петровичу в день рождения его 1761 года сентября 20 числа // А.П.Сумароков. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 131—133. (Библиотека поэта; Второе издание).