14. Письмо («Свеча горит! дрожащею рукою...»).

Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 2. Л. 8 об.–9 об. — беловой с поправками, в тетради 2 «Мелкие стихотворения. Москва. В 1829 году». В автографе позднейшая помета рукой Лермонтова: «Это вздор».

Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 33. Л. 44 об.–45 об. — в тетради копий юношеских стихотворений, с автографа ИРЛИ.

Печатается по автографу.

Датируется 1829 г. согласно авторской помете на тетради 2.

Впервые: ОЗ. 1859. Т. 125. № 7. Отд. I. С. 17–18 (Ст. 21–22, 25–30, с искажениями); РС. 1872. № 2. С. 290–291 (полностью).

Тема стихотворения обнаруживает знакомство Лермонтова с элегией К. Н. Батюшкова «Привидение» (1810), в свою очередь восходящей к «Le revenant» Эвариста Парни (Parny, 1753–1814). Несмотря на определенную текстуальную близость, тон стихотворения Батюшкова и Лермонтова различен: вместо батюшковской элегической меланхолии — мрачный трагизм в духе классической баллады; разрушает элегический тон образца и конкретная, почти бытовая, обстановка действия в лермонтовских стихах (Вацуро 2008: 58–60, 348). В. Д. Спасович (1911: 51) проводил также сопоставление «Письма» со стихотворением А. Мицкевича «do M***» («Precz z moich oczu...», 1822), однако cвязь этих текстов имеет весьма отдаленный и скорее типологический характер.

Ст. 22–24. Мой дух всегда готов к тебе летать / Или, в часы беспечного досуга, / Сокрыты прелести твои лобзать... — ср. у Батюшкова: «Буду вкруг тебя летать; / На груди твоей под дымкой / Тайны прелести лобзать...» (Батюшков 1977: 217).

Лит.: ЛЭ 1981: 417; Лермонтов 1935–1937: I, 427–428; Федоров 1941: 200–201; Розанов 1942: 35; Вацуро 1964: 50–51; Пейсахович 1964: 435; Чередниченко 1986: 89–92; Колесова 2007: 39–41; Вацуро 2008: 58–60.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.