145. Венеция («Поверхностью морей отражена...»).
Автограф неизвестен.
Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 21. Л. 2 об.–3 — авторизованная, в тетради 20. Последние восемь строк вставной баркаролы зачеркнуты:
Случалось, с вихрем и грозой
Носились тучи надо мной;
Хоть я один в челне моем,
Вас не боюсь я, дождь и гром.
Не так с душою! — если в ней
Кипит опасный бой страстей,
Ты не мечтай, чтоб он затих,
И жалости не жди от них.
Печатается по авторизованной копии с исправлением описки в ст. 40 («воскреснет» вместо «воскресает»).
Датируется 1830–1831 гг. по расположению копии в тетради 20 (подробнее см. в Преамбуле, п. 2.2.5).
Впервые: СВ. 1889. № 3. Отд. 1. С. 81–82.
Тематически связано с поэмой «Джюлио» (1830; Т. 2. С. 61, 593) возможно, венецианские октавы лермонтовского отрывка указывают на замысел в роде байроновского «Беппо» («Beppo. A Venetian Story», 1818), об интересе к которому свидетельствует прозаический перевод первой октавы, выполненный Лермонтовым в 1830 г. (см.: Т. 4. № 525).
Лит.: ЛЭ 1981: 82; Wilkinson 1977: 193–194.