432. Христос Воскресе («Умолкнул стон, и цепи сокрушились...»).

Автограф неизвестен.

Копия: РГИА. Ф. 931. Оп. 3. № 720. Л. 91 — рукой Н. А. Долгорукова (см. о нем в примеч. к стихотворению «Леший», № 61), в тетради стихов и переводов 1865–1871 гг.; при заглавии помета: «М. Ю. Лермонтова» и примечание: «Написано для товарища в Унив<ерситетском> Благор<одном> Пансионе 30 марта 1840 г. <так!> во время праздников Пасхи».

Печатается по копии РГИА.

Датировка проблематична, так как помета Долгорукова не может быть однозначно интерпретирована. Формулировка «Написано для товарища в Унив<ерситетском> <...> Пансионе» может означать «написано в Пансионе», и тогда поздняя дата безусловно ошибочна (однако Пасха ни в один из пансионских годов не приходилась на конец марта: в 1829 г. — 14 апреля, в 1830 г. — 6 апреля; весной 1828 г. Лермонтов в Пансион еще не поступил). С другой стороны, нельзя исключать, что здесь имеется в виду «для товарища по Пансиону», — и тогда поздняя дата возможна, но здесь либо ошибка в дате, либо в годе: 30 марта Пасха была в 1841 г., а в 1840 г. Пасха приходилась на 14 апреля. Тем не менее версификационное и стилистическое качество текста заставляет сомневаться как в возможности поздней датировки стихотворения (позже пансионских лет), так и в авторстве Лермонтова вообще.

Впервые: Чистова 1995: 29.

По указанию И. С. Чистовой (1995: 29), наиболее вероятный адресат текста — однокашник Лермонтова по Книверситетскому пансиону М. И. Сабуров, с которым Лермонтова связывали сложные, подчас драматические отношения (см. примеч. к стихотворению № 5).

Лермонтову приписывалось еще одно пасхальное стихотворение — «Христос Воскресе!», опубликованное в 1840 г. в «Литературной газете» (ЛГ. 1840. № 30, 13 апреля. Стлб. 701–702; подпись «Л») и сохранившееся, например, в копии Е. П. Ростопчиной с указанием под текстом: «Лермонтов» (РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 2. № 453). Эта атрибуция, однако, не имеет под собой никаких фактических оснований. В 1853 г. И. С. Тургенев мистифицировал П. В. Анненкова, приписывая эти стихи сначала дворовому художнику Н. Ф. Градову, а затем безвестному малоярославскому попу. В результате Анненков уверился, что стихотворение вышло из-под пера самого Тургенева, что последний категорически отрицал. См.: Тургенев 1982–2003: XII, 553–555, 710–711.

Лит.: Юшков 1889: 2–3; Юшков 1893: 68–83; Чистова 1995: 25–32.


М. Ю. Лермонтов. Полное собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. Стихотворения 1828–1841 гг. 2-е, электронное издание, исправленное и дополненное.
© Электронная публикация — РВБ, 2020—2024. Версия 3.0 от 21 июля 2023 г.