Переворот (с. 587). Впервые — Новый журнал (Нью-Йорк). 1972. Кн. 107. С. 5–35; Кн. 108. С. 24–40; Кн. 109. С. 62–81. Печатается по этому изданию. В России впервые — Русское богатство. 1997. № 1. С. 14–51 / Публ. Т. Павлюковой. Это последний, незаконченный роман Газданова, опубликованный посмертно его вдовой — Фаиной Дмитриевной.

С. 591 ...книга Макиавелли... — Книга итальянского политического мыслителя, историка Никколо Макиавелли (1469–1527) «Государь» («Il Principe», 1513) — о сильной государственной власти, о допустимости любых средств для достижения государственных целей (отсюда термин «макиавеллизм» как определение политики, пренебрегающей

730

нормами морали для достижения своих целей). Президент в романс дает этическую оценку макиавеллизма.

С. 594. Токвиль Алексис (1805–1859) — французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка (в 1849 г. — министр иностранных дел), отрицавший необходимость революций, и прежде всего Великой французской революции.

...«Главная цель хорошего правительства должна заключаться в том, чтобы мало-помалу приучить народ обходиться без него». — Перефразированное высказывание из книги Токвиля «О демократии в Америке» (1835).

С. 601. Цезарь (Чезаре) Борджиа (или Борджа) (ит. Borgia, исп. Borja; ок. 1476–1507) — представитель знатного рода испанского происхождения, игравшего значительную роль в Италии в XV — начале XVI в. Обладал благородной внешностью, необычайной физической силой, даром красноречия, не лишен чувства прекрасного, ценил науку; пользуясь огромным влиянием на своего отца, папу Александра VI, руководил его жестокой политикой. Известен как «герой шпаги и отравленного вина», т.е. беспощадностью в расправе с политическими противниками. На Макиавелли при встрече в 1502 г. произвел впечатление человека хитрого, жестокого, не считающегося с нормами морали, и вместе с тем смелого, решительного, проницательного правителя, стремившегося к объединению Италии. Макиавелли нашел в нем прообраз «Государя».

С. 602. Клемансо Жорж. — См. коммент. к рассказу «Вечерний спутник». Т. 2, с. 726.

Нантский Эдикт. — См. коммент. к роману «Эвелина и ее друзья», с. 689.

С. 607. ...мясо, приготовленное по-бургундски... — Традиционное французское блюдо: тушеная говядина в красном вине.

С. 608. ...защитил диссертацию о Сен-Симоне. — Скорее всего имеется в виду граф Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760–1825), французский социалист-утопист, считавший движущими силами исторического развития прогресс научных знаний, морали и религии. К истории «утопического социализма» Газданов обращался не раз (см. «Вечеру у Клэр». Т. 1, с. 105, 812).

Итальянская Ривьера — городки Сан-Ремо, Алассио, Нерви, Портофино, Рапалло и др., расположенные на Лигурийском побережье, в северной части Средиземного моря.

С. 609. Леонкавалло Руджеро (1857–1919) — итальянский композитор, автор опер «Паяцы» (1892), «Богема» (1897, в России называлась «Жизнь Латинского квартала») и др., один из основоположников близкого натурализму оперного веризма, для которого характерны интерес к быту и переживаниям бедняков, острым драматическим коллизиям, намеренно утрированная эмоциональность.

731

С. 620. ...завод, фабриковавший автомобили... — В тексте сохранены анахронизмы-кальки с французского, характерные для речи русских эмигрантов, как в данном случае слово «фабриковавший» (от фр. fabriquer — производить, изготовлять).

С. 622. Мао Цзэдун (1893–1976) — китайский политический и государственный деятель, председатель Центрального Комитета Коммунистической партии Китая с 1943. Маоизм — крайнее воплощение «левизны» в ее наиболее деспотических формах (например, «культурная революция» в Китае, давшая яркий образец использования «конфликта поколений» и молодежи в политических целях), идеология европейского «левого движения» 1960-х гг.

С. 626. Гевара (Гевара де ла Серна) Эрнесто (Че) (1928–1967) — латино-американский революционер. Родился в Аргентине. С 1956 г. участвовал в Кубинской революции. В 1959–1961 гг. — президент Национального банка Кубы, с 1961 г. — министр национальной промышленности. В 1965 г. покинул Кубу. В 1966–1967 гг. руководил партизанским движением в Боливии, захвачен в плен и убит. Гевара, именуемый обычно Че, что на буэнос-айресовском жаргоне означает «братишка», «приятель», стал символом революции и кумиром левого движения 1960-х гг.

С. 627. Но, по-видимому, Аристотель был все-таки прав: человек действительно животное общественное. — Аристотель писал в «Никомаховой этике»: «...человек — по природе [существо] общественное» (Книга первая, 1097 № 1); «...действительно, человек — общественное [существо]» (Книга девятая, 1169 № 8) См.: Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 63, 259 (Пер. Н.В. Брагинской). Газданов дает «средний» вариант перевода-толкования высказывания Аристотеля, несколько отличающийся как от вышеприведенного, традиционного, так и от более точного перевода: [dzoion] politikon — «животное государственное», или «полисное». Газданов неоднократно апеллировал к Аристотелю (см., например, такое же определение человека в романе «Пробуждение»). Он размышлял о природе человека как существа или животного общественного, благо которого зависит от государства; для Аристотеля учение о благе человека неотделимо от блага государства. Газданов внимательно изучал Аристотеля, считавшего политику важнейшей из практических наук, однако признававшего, что высшее благо дано не политику, а мудрецу-философу, и законы обеспечивают благо государства, когда их применяет мудрец (кн. 10 «Никомаховой этики»).

732

Воспроизводится по изданию: Гайто Газданов. Собрание сочинений в пяти томах. Том четвертый: Романы. Выступления на радио «Свобода». Проза, не опубликованная при жизни. Москва: «Эллис Лак 2000», 2009.
© Электронная публикация — РВБ, 2017-2024. Версия 1.4 от 11 октября 2017 г.