229. Отброшенный вар. загл.— «Я и Вы». Как целое «сверхпоэма» (сам Хл. именовал ее «поэмой») публ. трижды: НХ V, 1928; II, 244 и Хл. 1936:149. В ней, по словам Хл., «соединены» стихи, помещенные в различных изд. 1915 — 1918 гг. Объединение это прослеживается с начала 1919 г., оно сопровождалось включением новых текстов и авторской правкой, к-рая была продолжена и в 1922 г. при подготовке отд. частей для печати как самостоятельных стих. (см. Стихи 1923). Печ. по автографу (ЦГАЛИ) с учетом вар. В соответствии с намерением Хл. здесь проведена нумерация отдельных частей, впрочем, достаточно условная, поскольку, напр., части 2 и <3>, <5> и <6>, <8> и <9>, возможно, представляют собой слитные тексты. По существу, это особенно касается частей <10> и <11>, <20> и <21>, <23> и <24>. Первонач. публ. фрагментов (почти всегда варьирующие): 1 — Очарованный странник. Альманах весенний. [Пг.], 1916, [№ 10] [февр.] и под загл. «Смутное воспоминание» — Стихи 1923. 2 и <3> — Второй сб. Центрифуги. М., 1916 [апр.] под объединяющим загл. «Бой в лубке»; первое четверостищие <3> — Стихи 1923. <4> — «Временник» 1 под загл. «Печальная новость»; Стихи 1923. <5> — «Временник» 1 и под загл. «На холме» — Стихи 1923 (расширенный вар.). <6> — «Временник» 1 и Стихи 1923. <7> — Взял. Альманах. Пг,, 1915 [дек.] и Стихи 1923. <8> — «Временник» 1 и Стихи 1923. <9> — ОшСм; Стихи 1923 (резко отличный вар.). <10> — Пета. Сб. 1-й. М., 1916 [дек. 1915] под загл. «Посв<ящается> Вере Б.»; вар.— Стихи 1923 и ЦГАЛИ. <11> и <22> — не разыскано. Возможно, в газ. «Красный воин» за 1918 г. <12> — Без муз. Альманах. Нижний Новгород, 1918 [июнь] под загл. «Морская песнь»; вар.— Стихи 1923; другой вар. в «Гроссбухе» под загл. «Вождь». <13> — Без муз (см. <12> ), <14> — ОшСм в составе цикла «Бегство от себя. Воспоминания» (см. II, 234 и НП, 263); вар.— Стихи 1923: 26 (вне оглавления!). <15> и <16> — ОшСм. <17> — «Временник» 2; М. [Харьков], 1917; Стихи 1923 (вар. посл. строки: «Самосвободном народе»). <18> — ММ; Стихи 1923. <19> — однодневная газ. «Во имя свободы», Пг., 1917, 25 мая, под загл. «Сон"; вар.— Стихи 1923; пространный черн. вар.— НП, 275. <20> и <21> — ОшСм под загл. «Вербное воскресенье». <22> — не разыскано (см. <11>. <23> и <24> — «Пути творчества», Харьков, 1919, № 5; два вар., объединяющие эти фрагменты,— Стихи 1923; копия с автографа под загл. «Улитка столетий» — ЦГАЛИ. <25> — Второй сб. Центрифуги (см. 2 и <3>. <26> — сб. «Мы». М., 1920. Вера Б. в посвящ. фрагмента <10> — В. А. Будберг. См. примеч. 85 и 241.
Малая Медведица — на банках с гуталином в те годы встречалось изображение медведя.
Крошево — имеются в виду опыты разложения слов на единицы «азбуки» в поисках «звездного языка».
Ораны — от глагола орать (обл.) — «пахать».
Весь род людей сломал — гипербола; ср. идею Хл. по-новому взглянуть на историю, «утопить войну в чернильнице», выявить математические закономерности в ритмах истории общества.
Сумасшедшего — в прессе 10-х гг. так неоднократно называли Хл. и всех будетлян вообще.
Ведь в треугольниках — сумрак души — геометрические образы в портретной живописи кубистов. Позднее Хл. также писал о времени, «когда стали видеть в живом лице прозрачные многоугольники» (III, 93).
Пифагор Самосский, (6 в. до н. э.) исходил из представления о числе как основе всего существующего. Хл. называл Пифагора своим «последователем (от будущего к прошлому)» (ЦГАЛИ) и много раз упоминал его в различных контекстах.
Чугунная дева — т. е. война.
«Бувэ» — франц. броненосец, погибший во время первой мировой войны.
Малявин Ф. А. (1869 — 1940) и Коровин К. А. (1861 — 1939) — живописцы.
По Э. А. (1809 — 1849) — амер. писатель, автор стих. «Ворон». Ср. запись Хл. о том, что в его душе «Верлен доп<олняет> По и Пушкина» (ЦГАЛИ; 1920).
365×317 ударов — по Хл., это нормальное число сокращений сердца в сутки (на самом деле оно превосходит норму); оба сомножителя были особо значимы для Хл. (см. примеч. 228).
Милое государство 22-летних — намек на идею «государства граждан одного возраста» (см. с. 460). Ср. слова Маяковского: «(...) иду — красивый, // двадцатидвухлетний» («Облако в штанах», 1914 — 1915).
Волшебницы дар... нить человечества — преобразование мифа о «нити Ариадны».
Небоглазой — возможно, имеется в виду А. А. Ахматова (ср. стих. 71 и примеч. 169).
Ныне в плену я у старцев злобных — в апр. 1916 г. Хл. был призван на военную службу. Ср. стих. 91.
Король государства времен — в дек. 1915 г. группа друзей провозгласила Хл. таким "королем"(см. V, 333 и здесь стих. 99).
Только «ик», // И упавшее «о» — так слово «король» преобразуется в слово «кролик».
Пря — см. примеч. 66. В вар. сб. «Стихи» далее следует вставка: «Это в тучах смотрит три!» — Она отражает «основной закон времени», связывающий «события и противособытия», сформулированный Хл. в дек. 1920 г.
Черес (обл.) — особого рода пояс, используемый и как кошелек.
«Песни последних оленей» — вероятно, намек на книгу П. Н. Филонова «Пропевень о проросли мировой» (Пг., 1915), в ней среди авторских иллюстраций Хл. отметил «осторожно-пугливого оленя» (см. НП, 379).
Падают Брянские, растут у Манташева — акции: Брянского машиностроительного завода и бакинского нефтепромышленного общества «А. И. Манташев и Kо».
Туда, где нем он! — возможно, имеется в виду самоубийство А. В. Самсонова (1859 — 1914) .
Неман — река между Россией и Вост. Пруссией, где в авг. 1914 г. армия под командованием А. В. Самсонова потерпела поражение. За Неман! — призыв отражает веру Хл. в «закон возмездий».
А ты вчера и позавчера «увы» дели! — смысл строки: А вы, сегодняшние девы и юноши, вынуждены жить в условиях войны, которую развязали старшие поколения.
Если встал он, // Принесет ему череп Эс — т. е. начальную букву слов «смерть» и «сон». Ср. примеч. 223 и V, 159.
A la Строганов — ср. бефстроганов.
Пятерик (обл.) — пять лошадей в одной запряжке.
«Майна!» — команда «Опускай!», здесь в примерном значении «конец войнам».
Кортец, т. е. Кортес Эрнан (1485 — 1547) — испанский конкистадор, завоеватель Мексики.
Самы — возможно, имеется в виду Само (? — 658), славянский князь, объединивший зап. и южных славян; вероятнее, что это ненормативные формы множ. числа от «сам». См. примеч. 175.
Жемжурка(обл.) — вертлявая, болтливая женщина; вероятнее, что имеется в виду жемжура — рус. народная пляска «с вертлявыми, не всегда пристойными выступками» (Даль).
«Веле! Веле!» — припев в славянских обрядовых песнях, возможно, связанный с именем «скотьего бога» Велеса (Волоса).
О, боги! Вы оставили меня — здесь отражены сомненья Хл. в истинности уже найденных им к 1917 г. формул «закона времени»; тем не менее он популяризировал их при изложении «гаммы будетлянина» в ст. 268. Новые начала «основного закона времени» (2n и 3n) Хл. находит лишь в дек. 1920 г., развивая их в «Зангези».
Минковский Герман (1864 — 1909) — немецкий математик и физик, разработал так наз. геометрию чисел, в 1907 — 1908 г. ввел понятие четырехмерного пространства (объединяющее пространство и время) в специальной теории относительности.
Ты же, чей разум стекал — по некоторым предположениям, обращено к Вяч. И. Иванову. Вероятнее, однако, это — обращение поэта к самому себе.
Я, носящий весь земной шар — этот фрагмент, написанный 7 дек. 1917 г., Хл. называл «гордой, полной вызова и веры в победу» вещью (ЦГАЛИ; 1922), возможно, имея в виду весь текст целостного стих. от строки «Ты же, чей разум стекал» до строки «Hа мизинце моей руки!».
Лебедия (или Леведия) — в IX — Х вв. н. э. так называлась область нижнего течения Дона и Днепра. Хл. распространял это обозначение и на междуречье Дона и Волги. См. ст. 262.
Конецарство — так Хл. называл Калмыкию и родные ему места б. Астраханской губ.
Цева — т. е. цевница, старинное поэтическое обозначение свирели.
Юных убийца упорный — Рок, Судьба.
Дроби преступные, со ста — проценты прибылей у наживающихся на войне.
Ням-ням — племя каннибалов.
Когда доверились коням — ср. решимость Хл. обучать законам времени «порабощенное племя коней» (ДС, 4 и НП, 385).
Ветер — пение — см. стих. 101 и «Мрачное» (II, 96).
Воспроизводится по изданию: Велимир Хлебников. Творения. М.: Советский писатель, 1986.