«ГРОТЕСК». — Впервые: «Обозрение театров гг. Ростова и Нахиче-вани-н/Д», 1922, № 6 (11), 29 янв. — 1 февр., с. 5. Перепеч.: «Дон», 1982, № 9, с. 165 — 166 (публ. Е. Корнилова). В предыдущем номере «Обозрения...» напечатаны стихотв. Мандельштама «Чуть мерцает призрачная сцена...» (1920) под названием «Театральный разъезд» и очерк Я. Перовича «Наши гости», посвященный приезду в Ростов Мандельштама и С. Есенина.

«Гротеск» — сатирич. театр малых форм в

301

Ростове-н/Д; ведущие артисты — В. Я. Хенкин и Ф. Н. Курихин. О «Гротеске» см.: А. Г. Алексеев. Серьезное и смешное. М., 1967, с. 99 — 114; Е. Корнилов. Новое лицо российского театрального Сатирикона. «Дон», 1982, № 9, с. 164 — 167;

...знаменитый страсбургский пирог... — реминисценция из «Евгения Онегина» («...И Страсбурга пирог нетленный...» — гл. 1, строфа XVI), далее еще реминисценции из Пушкина — «невидимкой при луне» («Бесы») и «предчувствием томим» («Цыганы»);

«Бродячая собака» — литературно-артистическое кабаре в 1911 — 1915 годах в Петербурге, на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств) (см.: A. Е. Парнис, Р. Д. Тименчик. Программы «Бродячей собаки». — В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1983. Л., 1985, с. 160 — 257). Об участии Мандельштама в жизни «Бродячей собаки» см. в мемуарах: В. Пяст. Встречи. М., 1929, с. 254 — 261 и Б. Лившиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1933, с. 263 — 269;

«Дом интермедии» — театр малых форм в Петербурге (1910 — 1911);

Потемкин П. П. (1886 — 1926) — рус. поэт, сотрудник журн. «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», один из завсегдатаев «Бродячей собаки», автор скетчей и пьес для этого кабаре и театров «Летучая мышь», «Кривое зеркало», «Дом интермедии»;

«Вампука» — термин, обозначающий бессмысленные, ходульные театральные штампы. Возник после постановки реж. Р. А. Унгерном оперы-пародии «Вампука, невеста африканская: во всех отношениях образцовая опера» в театре «Кривое зеркало» (1909). В янв. 1922 г. в «Гротеске» шла «Вампука» М. Волконского (муз. B. Эренберга);

«Камина красного тяжелый, зимний жар...» — здесь и далее из стихотв. А. Ахматовой «Да, я любила их, те сборища ночные...» (1917). У Ахматовой: «Над черным кофеем пахучий, тонкий пар...»;

«как льдинка в пенистом вине» — из стихотв. А. Ахматовой «Приду туда, и отлетит томленье...» (1916);

«Кривое зеркало» (театр Буфф) — пародийно-сатирический театр малых форм в Петербурге — Ленинграде (1908 — 1931; руководитель А. Р. Кугель, режиссер — Н. Н. Евреинов). В нем играли Ф. Н. Курихин, В. Я. Истомин (Хенкин), C. И. Антимонов и др. В альбоме С. Антимонова сохранилось посвященное ему шуточное стихотв. Мандельштама «Актеру, играющему испанца (Загадка и разгадка)» (ЦГАЛИ, ф. 2353, оп. 1, ед. хр. 22, л. 62);

«Би-ба-бо» — в 1917 — 1918 гг. кабаре в Петрограде (сообщ. Р. Д. Тименчиком); Мисс — псевдоним художницы А. В. Ремизовой, сотрудницы «Сатирикона»;

Агнивцев Н. Я. (1888 — 1932) — рус. поэт, автор популярных куплетов и эстрадных песенок. В «Гротеске» шли его пьесы «Санкт-Петербург», «Дама в карете», «Фуфыра и сморчок», «Черный паж» и др.;

...этот Кузмин на сахарине с маргариновым старым Петербургом... — Намек на книгу стихов Агнивцева «Санкт-Петербург» (Тифлис, изд. театра «Кривой Джимми», 1921);

Курихин Ф. Н. (1881 — 1951) — рус. сатирич. актер, создатель образа «стесняющегося конферансье», один из организаторов (совм. с К. А. Марджановым и

302

Ю. Э. Озаровским) путешествующего театра «Кривой Джимми» (отсюда — джиммисты), на спектаклях которого Мандельштам мог побывать в 1919 — 1921 гг. в Киеве и Тифлисе.


Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987.
© Электронная публикация — РВБ, 2010–2024. Версия 2.0 от 3 октября 2019 г.