ПРИМЕЧАНИЯ
1. Для Царьградских сказаний пользовался я следующими трудами: «Сказание о создании церкви св. Софии». С предисловием К. Герца и Ф. Буслаева, Летописи Рус. Лит. и Древн. М. 1859 г., кн. 3; «Сказание о Софийском храме Цареграда в XII по двум спискам», Свед. и замет. о мапоизвест. и неизв. пам. И. И. Срезневского. Сбор. От. Рус. яз. и Словес. Имп. Акад. Наук, СПб. 1874 г., т. XII, № 1, гл. LX; Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 — го столетия. С предисловием и примечаниями Павла Савваитова. Изд. Археограф. Комисс., СПб, 1872; Путешествие русских людей: Стефана Новгородца, Диакона Игнатия, Дьяка Александра — в Царьград, Иеродиакона Зосимы — в Иерусалим. Сказание рус. народа, собр. И. Сахаровым, СПб. 1849 г., т. II, кн. 8; Ф. И. Успенский. История Византийской империи. Изд. Брокгауза и Ефрона, СПб. 1914 г., т. I; Н. В. Покровский. Памятники иконографии и искусства, СПб. 1900 г.; Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери. Изд. Высочайш. учрежден. комит. попечительства о рус. иконописи, СПб. 1911 г. и его же Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Изд. Имп. Акад. Наук, СПб. 1904; Великие Минеи четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Памят. славяно — рус. письмен. Изд. Имп. Археограф. Комис. М., 1910 г., тет. I. Апрель; Иеромон. Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Изд. Типограф. В. Д Смирнова, СПб. 1913; Повести о царе Соломоне. Летописи Рус. Лит. и Древн. М. 1862 г., т. IV; История о разорении последнего святого града Иерусалима и о взятии Константинополя столичного града греческой монархии из разных авторов собранные. Против 1 — го тиснения четвертым тиснением напечатана. В Санктпетербурге 1765 года.
Стр. 99 — 100. — Великий терем — купол; воздушные уболы — воздушные улицы, галереи; трапеза — престол; полаты, полати — верхние галереи; бобиевые — фиалковые; трояндофиловый цвет — цвет розы; градарь — садовник; пославил — нарек и объявил; чадь — сотрудники, помощники; витание — пристанище; алойный — алой — смолистое дерево для курения на жертвенниках.
Стр. 105. — Калуфони — красногласно.
Стр. 108. — Прономии — проливы.
Стр. 113. — Ослопы — палка. Ослопная свеча — длинная, высокая.
Стр. 120 — 122. — Прокопий, Христа ради юродивый Устюжский ? 1303 г. Из Старграда «от немец» пришел. Новгород к Софии Премудрости, а из Новгорода в Гледень (в Великий Устюг). В 1290 г. отвратил от города каменную тучу, молясь перед образом Божией Матери — Благовещением. Этот образ царь Иван в 1567 г. взял из Устюга на Москву в Московский Большой Успенский собор, где и теперь он находится: как войдешь в главные двери, смотри от царских врат направо — первый будет Спаситель Цареградский (взят на Москву Иоанном III в 1476 г. от Софии Новогородской), за Спасителем — Успение, св. Петр митрополит писал, а за Успением — Благовещение Устюжское. Вот это и есть та самая икона.
Стр. 122 — 129. — «Авраам» — Памятники Рус. Лит., изд. Н. Тихонравовым, т. I. СПб. 1863 г., Н. С. Тихонравов, Апокрифические сказания. Сборник Отдел. Рус. яз. и слов. Имп. Акад. Наук, т. LVIII, № 4. СПб. 1894 г. Рукописный сборник Торжественник «Громовник призренского протопопа» XIV в. на пергамине из собрания М. И. Терещенко.
Стр. 130 — 158. — «Аполлон Тирский» — Летописи Рус. лит. и древн., изд. Н. Тихонравовым, т. I. М. 1859 г.
Стр. 166 — 172. — «Царица Майдона», «Три брата», «Последний царь» — тексты по рукописи библиотеки Оссолинских во Львове, напеч. в ст. В. Макушина, Журн. Мин. Народ. Просвещ. СПб. 1881, кн. IX.
Стр. 158 — 162. — «Царь Аггей» — А. Н. Афанасьев. Народн. рус. легенды, № 24, «Соврем. проблемы». М. 1914.
Год напис. | Год напеч. | |||
Авраам | 1916 | 1918 | Ежемес. журн. | 1 |
Аполлон Тирский | 1917 | 1917 | Аргус | 5 |
Город обреченный | 1915 | 1916 | Кн. о Рерихе | - |
Дар рыси | 1917 | 1916 | Во имя свободы | - |
Дела человеческие | 1915 | 1916 | Кн. о Рерихе | - |
Имя и страж | 1915 | 1916 | Лукоморье | 15-16 |
Лей иконописец | 1915 | 1915 | Лукоморье | 32 |
Литеры пророчественные | 1915 | 1916 | Лукоморье | 15-16 |
Мария Египетская | 1915 | 1916 | Лукоморье | 8 |
Милый братец | 1914 | 1915 | Отечество | 1 |
На земле мир | 1917 | 1917 | Знамя труда | 105 |
1918 | Скифы | 2 | ||
Огневица | 1917 | 1917 | Дело народа | 187, 241 |
Отрок Финогенов | 1915 | 1916 | Лукоморье | 4 |
Последний царь | 1914 | 1914 | Бирж. ведом. | 14498 |
Святейш. Вел. | 1915 | 1916 | Лукоморье | 4 |
Бож. церк. | ||||
Слово о погибели рус. земли | 1917 | 1917 | Воля нар. | 1 |
(Рос. в слове) | ||||
1918 | Скифы | 2 | ||
Три брата | 1914 | 1914 | Бирж. ведом. | 14498 |
Царица Майдона | 1914 | 1914 | Бирж. ведом. | 14498 |
Царство ангелов | 1915 | 1916 | Кн. о Рерихе | - |
Царь Аггей | 1917 | 1917 | Наш век | 26 |
Царь Соломон | 1916 | 1916 | Речь | 355 |
л. 4. Расск., вошедшие в книгу «Трава — мурава» (1914 — 1918) напечатаны были в газетах, журналах и в сборнике.
I. Газеты: «Биржевые Ведомости», Прг.; «Во имя свободы», Прг.; «Воля народа», Прг.; «Дело народа», Прг.; «Знамя труда», Пб.; «Наш век», Прг.; «Речь», Прг.
II. Журналы: «Аргус», Прг.; «Ежемесячный журнал», Прг.; «Лукоморье», Прг.; «Отечество», Прг.; «Скифы», Прг.
III. Книга о Рерихе. Сборник статей, изд. «Свободное Искусство», Прг., 1916.
Интенсивная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ за 1 месяц |