КУТЬЯ-ВОЙСЫ

Впервые опубликован: Северный край. 1903. 14 февраля. № 42. С. 2 (под названием «Кутьи войсы»).

Рукописные источники: Херсонская рукопись I, Херсонская рукопись II (под названием «Кутья-Войса».

Дата: <1903>.

Прижизненные публикации: Северные цветы Ассирийские (под названием «Кутья-Войса»),

Дата: <1903>.

Первая публикация стихотворения сопровождалась авторским примечанием: «Языческо-христианское верование зырян: под Рождество пробуждаются от проклятия «Кутьи войсы» — демонические существа и властвуют над землей до Крещения». В сборнике «Чертов лог и Полунощное солнце» это стихотворение также было снабжено авторским пояснением: «Кутья-войсы — метельные духи, которым дается власть над землей от Постной кутьи — Рождественского сочельника до Богоявления, — двенадцать дней в году. На Богоявление по освящении воды они угоняются в свое царство и метели не слышно. «Чтоб тебя кутья-войса взяла!" — говорится в сердцах на обидчика, а уж Кутья-войса спуска не даст, с ней не похорохоришься» (Авт. комм. С. 315).

С. 55 мячкают месяц — играют как в мяч.


Обатнина Е.Р. Комментарии. Ремизов. Полунощное солнце. Кутья-Войсы // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 3. С. 602.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)