[an error occurred while processing this directive]

О МЕСЯЦЕ И ЗВЕЗДАХ И ОТКУДА ОНИ ТАКИЕ

ХРИСТОВА ПОВЕСТЬ

Впервые опубликовано: Ремизов А. ЛИМОНАРЬ сиречь: ЛУГ ДУХОВНЫЙ. СПб., ОРЫ, 1907. С. 27—32.

Прижизненные издания: Мария Египетская, дата: «1906» / Шиповник 7. С. 43—46; Мария Египетская, дата: «1906» / Сирин 7. С. 43—46; Месяц и звезды / Звезда—надзвездная. С. 53.

Текст-источник: Веселовский. Разыскания VII («Румынские, славянские и греческие коляды»).

Дата: 1906.

С. 12. О месяце... — Текст Ремизова основан на тексте румынской песни: «Богородица прядет на зеленой тропе, ведущей к вратам рая, прядет золотые

667

нити на одежду своему сыну; откуда ни взялись соколы, похитили пряжу; Богородица посылает Ивана Крестителя, пусть разыщет соколиное гнездо и принесет ей, а соколят возьмет себе. Это выше моих сил, отвечает святой: соколы унесли золотую нить высоко, под небеса, свили из него гнездо — золотой месяц, а соколят негде взять: из них поделались дробные звезды <...> иные отождествляют луну с ликом Марии Магдалины, заступившей место Божьей Матери» (Веселовский. Разыскания VII. 225).

С. 12. Гофман Модест Людвигович (1887—1959) — поэт, критик, литературовед. Ремизов познакомился с ним в начале 1900-х гг., но их большее сближение и дружба семьями относятся к периоду парижской эмиграции. В 1907 г. Гофман был секретарем издательства «ОРЫ» и способствовал публикации сборника «Лимонарь».

Мария Египетская, преп. (VI в.) — раскаявшаяся блудница, проведшая 47 лет в покаянии в пустыне, без одежды, покрытая лишь своими длинными волосами. Память 1 апреля. (Здесь и далее даты церковных праздников даются по старому стилю). Ремизов заменяет этой Марией упомянутую в источнике Марию Магдалину — одну из жен—мироносиц, преданнейшую последовательницу Иисуса Христа, память 22 июля.

...где стоит цвет солнца, творя суд над цветами... — Ср. «...где солнечный цвет стоит у врат рая, творя суд над цветами» (Веселовский. Разыскания VII. 23).

С. 13. Ты видишь те серые горы ~ там ангелы ~ столпились на Западе ~ всякий день по захождении солнца они идут к Богу на поклонение и несут дела людей добрые и злые. — Ремизовская переработка текста-источника — прочтение его сквозь призму христианской символики. Ср.: «Видишь ли ты, или не видишь те серые горы? Не по себе они серые, а от овец. У овец черные ягнята; то не ягнята, а пастухи, опирающиеся на клюки, закутанные в капюшоны. Овцы пойдут на восход солнца <...> увенчают себе головы (цветами)» (Веселовский. Разыскания VII. 254—255).


Грачева А.М. Комментарии. А.М. Ремизов. О месяце и звездах и откуда они такие // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 6. С. 667—668.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)