АНГЕЛ — СТРАЖ МУКИ. СТРАННИК ПРИХОЖИЙ
Впервые опубликовано: Сирин.
Прижизненные издания: Весеннее порошье. С. 161—163; Воля России (Прага), 1926, № 6/7, под загл. «На землю»; Звезда надзвездная. С. 50—52, под загл. «Воплощение».
Тексты-источники: Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов—мистиков / Записки русского Географического общества, т. XXXV. СПб., 1912.
Дата: <1913>.
Произведение создано по мотивам песен русских сектантов—мистиков (хлыстов, скопцов, новоиерусалимской общины и др.). Тематически и образно произведение Ремизова близко к песне под № 226:
«Мы у мира жили, — страсти видели,
Как душа с телом расставалася:
Ты прости—прощай, тело грешное,
Я в тебе прожила, как в тюрьме прожила
Тебе, тело, в сырую землю идти,
А мне — душе Богу на ответ идти,
Пред Господом быть на собраньице.
Праведным душам царство небесное,
А грешным — мука вечная,
Мука вечная, бесконечная».
С. 93. Странник прихожий. — Ср. в песне сектантов—мистиков: «Ты куда идешь, скажи мне, странник // С посохом в руке? // Дивной милостью Господней // К лучшей я иду стране» (Песни русских сектантов, № 567).
Горел семигранный венец... — Образ, неоднократно встречающийся в песнях сектантов. См., например, в песне № 570:
«Красно солнышко закатилось,
Душа с плотию разлучилась.
Господь душу принимал,
С неба ангела послал.
Ангелы с неба слетали
Со седьмигранным венцом...»
См. также песни № 79, 261, 262.
С. 94. Где рай твой прекрасный, пресветлый день! — Ср. в песне: «Где рай мой прекрасный, // Пресветлый мой день // О, как я был счастлив, // Когда обитал я в нем» (Песни русских сектантов, № 501).
Премудрые девы радостно встретили душу, кротко стояли они со свечами; Премудрые девы стояли со свечами, «Христос Воскрес!» — запели, с крестом поклонились. — Ср. в песне № 513:
«Его девы встрели
И «Христос Воскрес» запели;
Они в радости встречали,
Все стояли со свечами,
Со крестом поклонялись,
В сердцах свечи засветились».
Втай-река — река, символизирующая в песнях сектантов скопческую общину, которая противопоставляется всему остальному миру, представленному в образе Шать-реки.