ОТРОК ФИНОГЕНОВ
Впервые опубликовано: Лукоморье, 1916, № 4. С. 6—7, под загл. «Детищ Финогенов».
Прижизненные издания: Трава-мурава. С. 31—38.
Тексты-источники: 2). Стб. 65—66.
Дата: 1915.
В основе произведения лежит византийская легенда о попе Афиногене и его сыне, изложенная в «Путешествии новгородского архиепископа Антония».
С. 112. На мощах мучеников утверждены столпы софийские. — Мощи — останки святых христианской церкви. В первые века христианства храмы строились на мощах мучеников, которые полагались под алтарем. В «Сказании о создании церкви святой Софии» говорится, что «во всяком столпе» при постройке храма клались «горе же и долу <вверху и внизу. — Ред. > мощи святых» (1). С. 25).
Глава Пантелеимона — в настоящее время хранится в монастыре на Афоне (Греция).
Кондрат (Кодрат) — святой апостол из числа Семидесяти.
Ермол и Стратоник — Ермил и Стратоник (IV в.), святые, первые христианские мученики.
Кир и Иоанн (IV в.) — святые чудотворцы и безмездные врачи.
Герман — святой, патриарх константинопольский (715—730), первый защитник иконопочитания.
Аверкий святой — по-видимому, имеется в виду Аверкий Иерапольский (II в.), святой, память 22 октября.
Григорий Великия Армении — священномученик Григорий Просветитель (ум. 335), апостол и первый епископ Армении, родом из Персии.
Сильвестр, папа Римский. — См. о нем. С. 699 наст. изд.
...вдовица Анна лежит, давшая безмездно свой двор святой Софии... — В «Сказании о создании церкви святой Софии» рассказывается, как для строительства храма понадобился участок земли, на котором стоял дом вдовы Анны. Царь предложил за этот участок крупную сумму золотом, но Анна отказалась и попросила после смерти похоронить ее около того места, где стоял ее дом, что и было исполнено (1). С. 18).
...а в приделе Петра и Кодина... — Пример «сознательной ошибки» — игры Ремизова с текстом. См. примеч. П. Савваитова к «Путешествию новгородского архиепископа Антония»: «Согласно с нашим паломником, определяет положение придельной церкви апостола Петра и Кодин» (стб. 63). Ремизов включает в название церковного придела имя историка Кодина.
С. 112. Петр (ум. ок. 57 г.) — святой первоверховный апостол, ученик Христа, автор двух соборных посланий, вошедших в книги Нового Завета.
Святая Феофанида, ключи державшая от святой Софии. — Ср. в «Путешествии Новгородского архиепископа Антония»: «на той же стране церкви есть святого апостола Петра, а в ней лежит святая Феофанида, иже ключ держала святей Софии» (2). Стб. 63).
Отрок Финогенов. — Ср. с Финогеновыми, героями романа Ремизова «Пруд».
С. 113. А было в великой церкви у святой Софии три тысячи попов. — При Юстиниане штат служащих при храме был рассчитан на 555 человек, при Ираклии этот штат доходил до 600 человек (610 г.).
митрофорные — священники, имеющие право носить митру, головной убор архиерея. Это право давалось наиболее заслуженным священникам.
...у Живоносного Источника. — Монастырь Живоносного Источника находился за городскими стенами, недалеко от Силиврийских ворот.
...в приходе Николы-Проби-Лоб. — Ср. в «Путешествии новогородского архиепископа Антония в Царьград»: «А внѣ Златых врат святый Никола Проби-лоб, и прикована вся икона сребромъ и позлачена, а когда царь прiидеть, и тогда открывают сребро, и цѣлует во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывают сребромъ» (стб. 170).
Заиконоспасское. — Ремизов вносит в повествование черты современного русского быта. Заиконоспасское — духовное училище в Москве, помещавшееся в стенах Заиконоспасского монастыря в здании бывшей Славяно-греко-латинской академии.
...в семинарию, в Вифанскую... — Вифанская духовная семинария при Спасо—Вифанском монастыре (Московская обл., недалеко от Троице—Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад). См. коммент. к предыдущему слову.
Ослопная свеча — См. авторский коммент. С. 183 наст. изд.
Стихарик — стихарь — длинная одежда священнослужителей (хитон).
С. 114. ...Петровы вериги — христианская святыня, цепи, в которые апостол Петр был закован в Иерусалиме по приказанию Ирода Агриппы, а в Риме — по воле Нерона. Одна из вериг в V в. была привезена в Константинополь и хранилась в церкви св. Апостолов.
С. 34. Часы — чтение псалмов и молитв, соединяющее утреню с литургией (обедней).
Проскомидия (греч.) — принесение — первая часть литургии (обедни), совершаемая в алтаре.
Агнец — средняя часть просфоры, небольшого плоского хлеба с оттиснутым изображением креста, вынимаемая для совершения Евхаристии. Символизирует тело Христово.
Копие — нож, которым вырезается часть просфоры, по форме напоминает копье. Символизирует копье, которым было прободено на кресте тело Иисуса Христа.
...«един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода...» — Текст из Евангелия (Иоан. 19; 34), произносимый священником в алтаре во время совершения Таинства Евхаристии.
С. 115. Амвон — кафедра древней христианской церкви, с которой
произносились проповеди. В Софийском храме амвон был богато украшен золотом с бисером и изумрудами.
С. 115. Канун — столик, на котором стоит изображение Распятия и подставка для свечей. Перед этим столиком совершаются панихиды.