[an error occurred while processing this directive]

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Впервые опубликовано: Лукоморье, 1916, № 15/16. С. 15—16.

Прижизненные издания: Трава-мурава. С. 39—45.

Тексты-источники: 10)., 11).

Дата: 1915.

Работа над текстом «Марии Египетской» была завершена, по-видимому, весной 1915 года. В письме к А. И. Рязановскому 30 апреля 1915 года Ремизов обещает зайти к нему, как только закончит «Марию Египетскую» (РНБ. Ф. 634. Ед. хр. 32. Л. 44).

В основе произведения лежит «Житие Марии Египетской». В «Великих Минеях Четиях» на 1 апреля помещено два жития «Марии Египетской»: краткое и распространенное. Краткое скупо повествует о жизни, покаянии, нравственном перерождении и молитвенных подвигах в заиорданской пустыне бывшей блудницы Марии Египетской. Второе, надписанное «Софронием, архиепископом иерусалимским», обрамлено пространным повествованием о жизни и духовных исканиях благочестивого старца Зосимы. Текст Жития содержит обширные диалоги Марии и старца Зосимы и многие подробности жизни и духовного опыта Марии. Ремизов пользовался обеими редакциями Жития. Краткость, лаконичность, внутренняя емкость первой редакции, ее композиционное строение, повествование от третьего лица были привнесены писателем в свое произведение. Из второй редакции Жития Ремизов ввел в повествование некоторые яркие художественные образы и сюжетные мотивы, отсутствующие в краткой редакции. Это слова, услышанные Марией в церкви; эпизод с милостыней, данной ей «единым человеком»; купленные ею на дорогу три хлебца; умывание в водах Иордана и переправа через реку; а также сведения о том, что святая умерла в Страстной четверг.

С. 116. Мария Египетская (VI в.) — святая, первоначально блудница в Египте. Память празднуется 1 апреля.

Есть в великой церкви... — Имеется в виду храм Святой Софии Премудрости Божией в Константинополе.

...и шли слезы от очей Богородицы на очи Христа. — Ср. в «Путешествии новгородского архиепископа Антония»: «Стоит<...> икона велика пречистыя Богородицы держащи Христа; и шли слезы от очию ея на очи Христа Бога нашего» (2). Стб. 62—63).

Иерусалим — город в Палестине, священный город для христиан, иудеев и мусульман.

Иерусалимская Божия Матерь. — Икона Божией Матери Иерусалимской, по свидетельству многих паломников, находилась в Храме св. Софии в Константинополе, куда она была перенесена из Иерусалима. Описание иконы Богоматери Иерусалимской см.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. С. 290.

703

С. 117. Дал Бог человеку великую радость ~ превратил воду в вино на брачном пиру. — Имеется в виду евангельский рассказ о свадьбе в Кане Галилейской, на которой присутствовал Иисус Христос и превратил воду в вино, когда пирующим не хватило угощения (Иоан. 2; 1—10).

Тайна сия велика. — Цитата из Послания к Ефесянам апостола Павла (Еф. 5; 32).

Воздвижение. — Воздвижение креста Господня — церковный праздник, отмечаемый 14 сентября в память обретения в Иерусалиме креста, на котором был распят Иисус Христос, св. царицей Еленой в 326 г.

Александрия — город и порт в Египте, на берегу Средиземного моря, один из центров распространения христианства.

всенощная — всенощное бдение, церковное богослужение, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней и продолжающееся в течение ночи.

...богомольцы поспешили в церковь, и Мария за ними в церковь. — В легендарных преданиях имя Марии Египетской связывалось с храмом св. гроба Господня, куда она пришла, чтобы поклониться Кресту (Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сибири и Палестине. СПб., 1904. С. 192).

С. 118. О, преславное чудо, // широта креста и долгота небеси равна есть. — Цитата из песнопений утрени (стихир на хвалитех: «О преславного чудесе») праздника Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

Честной Крест — христианская святыня, крест, на котором был распят Иисус Христос. По преданию, крест был найден царицей Еленой, матерью императора Константина, в Иерусалиме в 326 г. При его обретении совершались чудеса исцеления и воскрешения, поэтому он носит также наименование Животворящего Древа. Частица от креста была перенесена в Константинополь, остальная часть хранится в Иерусалиме в храме Воскресения Христова.

О, лествица, ею же восходим на небеса! // живоносный сад — // крест пресвятой. — Отрывки из стихир на хвалитех праздника Воздвижения Креста («О божественныя лествицы»).

Лествица — лестница.

Перейдешь Иордан, там тебе отдых! — Ср. в «Житии Марии Египетской»: «И, си словеса еще глаголеши, слышах глас, глаголюшь издалеча «за Иердан аще преидеши, то добрѣ тамо покой обрящеши» (10). Стб. 22).

Иордан — река в Западной Азии, протекает по полупустынной местности, впадает в Мертвое море.

С. 119. Подал какой-то семитку. — Ср. в «Житии Марии Египетской»: «И видѣже мя един человек идущу, три мѣдяници даст ми рекый: «Возми, мати моя» (10). Стб. 22).

Семитка — семитка или семишник — народное название двухкопеечной монеты.

Ранняя обедня — литургия, богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии (причащения).

Житье не барышно — не выгодно.

Старец Зосима (VI в.) — святой, палестинский отшельник, память 1 апреля.

Сорок лет и семь лет... — Согласно Житию, Мария Египетская провела в Заиорданой пустыне сорок семь лет (9). Стб. 3).

И духом Божиим наполнилось чистое сердце. — Дух Божий — благодатный дар, совершающий новую жизнь в человеке и служащий к его спасению. Ср.:

704

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8, 9).

С. 119. Молилась Мария, не попирая земли — над землею. — В «Житии Марии Египетской» рассказывается, что святая приобрела чудесную способность подниматься во время молитвы над землей.

Шла по воде как посуху. — Ср. евангельский рассказ о хождении по воде ученика Христа апостола Петра (Мф. 14; 25—33).

А померла она в страстные дни — в великий четверг. — В четверг на Страстной неделе, последней неделе перед праздником Пасхи, когда вспоминаются страдания и смерть Христа.

Матерь Света, скорбящая Заступница наша — Богородица.

Восхотела из светлого рая ~ хочу мучиться с грешными» — Парафраз из апокрифа «Хождение Богородицы по мукам».

С. 120. И стоит тот чудный образ Богородицы <...> в великой церкви во святой Софии, Премудрости Божией. — По свидетельству русских паломников, икона Божией Матери из Иерусалима находилась в храме св. Софии в Константинополе. «Ходихом поклонитесь во святую Софию <...> входя в великие двери, по правую сторону стоит икона святой Богородицы, что глас от нее исшел Марии Египетской во Иерусалиме» («Путешествие дьяка Александра». 6). С. 72).


О.А. Линдеберг. Комментарии. А.М. Ремизов. Мария Египетская // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 6. С. 703—705.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)