[an error occurred while processing this directive]

НИКОЛИНЫ ПРИТЧИ

Впервые опубликовано: Алексей Ремизов. Николины притчи. Пг., 1917. 128 с. — Далее: НП-1917.

Рукописные источники и авторизованные тексты: Печ. текст — корректура с авторской правкой (Кор-НП), «18 мая 1917» — РГАЛИ. Ф. 420. Оп. 1. Ед. хр. 15. 124 лл.

Дата: 1917.

Публикуется по изданию 1917 г. с исправлением опечаток по корректуре с авторской правкой.

В 1917 г. вышел сборник Ремизова «Николины притчи», включавший 24 легенды и концовку — обращение—молитву Св. Николаю. Составившие этот сборник легенды — за исключением двух «Никола Угодник» (1907) и «Никола Чудотворец» (1906) — были написаны в 1913—1916 гг. Они все были опубликованы в периодической печати и в составе различных сборников. Издание 1917 г. представляет собой книгу, целостную по идейно—художественной структуре. Главными источниками для работы над этим циклом для Ремизова были фольклорные тексты.

***

Выход книги явился итогом первой стадии работы Ремизова над легендами о Николе Угоднике. Этот цикл полностью вошел в книгу «Звенигород окликанный. Николины притчи» (Париж — Нью-Йорк — Рига — Харбин, 1924. Далее: Звенигород окликанный). Здесь добавлено небольшое вступление, в котором Ремизов суммировал народное восприятие Св. Николая в России: «Русский народ сказкой сказал о Николе: свою веру, // свои чаяния, // свою правду <...> Кто не услышит сокровенного слова о суде, судьбе и доле, тот и

716

по складу сказки примет от слова теплую пламень и осияет сердцем» (Звенигород окликанный. С. 8). Рецензируя эту книгу, Зинаида Гиппиус (Антон Крайний) подчеркнула «уменье [Ремизова — Ред.] сливаться с очень реальной и очень таинственной стороной русского духа <...>. Ремизов вовсе не «описывает» его, он говорит, <...> как бы изнутри, сам находясь в нем. <...> Страницы Ремизова, где он сам становится частью этой жизни с ее безмерностью и неуловимой мерой, с ее всегдашним, хотя бы чуть заметным, уклоном к «юродству» (напрасно мы понимаем его только в отрицательном смысле!), эти страницы и драгоценны, их-то и нельзя не любить, если любишь и чуешь Россию» (СЗ. 1924. № 22. С. 447—449).

Определяя свой подход к народным источникам, Ремизов считал, что в случае художественного пересказа определенного сюжета «все сводится к самой широкой амплификации, т. е. к развитию <...> подробностей или к дополнению к <...> тексту, чтобы в конце концов дать сказку в ее возможно идеальном виде. Что и как прибавить или развить и в какой мере дословно сохранить облюбованный текст, — в этом вся хитрость и мастерство художника» (Ремизов А. Письмо в редакцию // Золотое руно. 1909. № 7—9. С. 146).

В «Николиных притчах» главный герой чаще всего появляется в образе старичка, иногда даже без указания имени. В ремизовских легендах Никола часто более активен, чем в источнике. В авторской интерпретации фольклорного сюжета он подчас заменяет собой Христа, апостолов или других святых. Отдельные детали ремизовских притч более реалистичны, чем в источнике. Главная функция Николы — заступничество за бедных и помощь в крестьянском труде, однако он так же наказывает за скупость, жадность и ложь, за стремление к обогащению, непослушание и неизменно награждает за щедрость. В выборе легенд и сказок отразились интересы Ремизова-писателя. Значительная тема сборника — тема неизменной человеческой судьбы, одна из основных в ремизовском творчестве. Принятие своей судьбы награждается за гробом, попытка обойти судьбу неизменно оканчивается поражением. Так, легенда «Доля» целиком посвящена этой теме: старичок Никола вяжет людскую долю. В нескольких волшебных сказках со сказочными атрибутами (ковер-самолет, превращения, чудесные перемещения) Никола Чудотворец выступает в роли чудесного помощника. В большинстве случаев легенды и сказки у Ремизова значительно короче, чем в источниках. Основная линия сюжета выявлена более определенно за счет исключения отвлекающих деталей.

Тема Николая Чудотворца продолжала занимать Ремизова и в дальнейшем. В 1929 г. в Париже вышел двухтомник под названием «Три серпа. Московские любимые легенды» (Париж, 1929. Далее: Три серпа I—II). Название восходило к эпизоду в легенде «Кипарис», где Св. Николаю в видении являлся всадник с серпами в руках. «Я ангел, держащий жатвенные серпы, — сказал всадник, — меня послал Господь дать тебе один из серпов: время жатвы приходит на весь мир» (Три серпа I. С. 45). В «Трех серпах» Ремизов значительно расширил круг источников, посвященных Св. Николаю. Теперь это были не только русские сказки и легенды, но и эпизоды из византийских и славянских житий Святого. Порядок легенд следовал Житию, то есть в совокупности представлял как бы последовательное повествование о жизни, прижизненных и посмертных чудесах Св. Николая, затем рассказывалось о перенесении его мощей в город Бари в Италии, после чего Никола отправлялся на Русь. Тринадцать легенд из книги «Николины притчи» заключали I том «Трех серпов». По сравнению с исходным

717

сборником они были расположены в ином порядке, и легенда «Никола угодник», открывавшая сборник 1917 г., завершала первую книгу двухтомника. Второй том «Трех серпов», как и первый, состоит из 26 отдельных рассказов, географическое и хронологическое пространство которых ничем не ограничено. Последняя легенда в книге «Нареченная доля» — это легенда № 9 «Николино письмо» из «Николиных притч».

Если в «Николиных притчах» Ремизов в основном сохранял верность исходному фольклорному источнику, то в «Трех серпах» он часто соединял в одном рассказе реалии и события разных эпох. Так, в первом рассказе «Урс», повествующем о хорошо известном прижизненном чуде Св. Николая — помощи бедному отцу трех дочерей, Ремизов, сохраняя имя героя (Урс) и сюжет источника, перенес действие в среду жизни русской парижской эмиграции 1920—х гг.: «Сестры, чтобы жить в таком городе, морды куклам раскрашивали: раскрашенных отдавали заказчику, а этот заказчик нес в большие магазины для продажи <...> Урс служил в газетах по информации» (Три серпа I. С. 8). После вещих снов Урс находил на столе чек и догадывался, что он от Николая Чудотворца. Конец легенды возвращал повествование к начальному — раннехристианскому времени и местам земной жизни Святого: «Урс первый назвал это имя громко — Николай. И с тех пор имя Николай стало самым громким в Патарах» (Три серпа I. С. 12).

Отношение рецензентов и критиков к широко примененным в «Трех серпах» амплификациям и хронологическим сдвигам было неоднозначным. К. Мочульский видел в Ремизове — авторе легенд о Св. Николае — последнего из народных сказителей. Критик писал: «Он продолжает творимую легенду, начало которой в XI веке. И принимая из рук народа нить рассказа, он знает, какую возлагает на себя ответственность. Поддайся он соблазну подражания и «стилизации» — и светлый образ померкнет. Из иконы получится «портретная живопись». Ремизов и не пытается «народничать». От своего имени и своим голосом рассказывает <...> — все, что есть и что пережито, — кладет свой отпечаток на сказания о Святом Николае. Духовное явление в истории и географии не нуждается, анахронизмов не боится, с бытом ладит и чудесно примиряет самое древнее с наисовременнейшим. Для Ремизова легенды — не археология, а жизнь со всеми мелочами, и сегодняшний день и вечность» (СЗ. 1932. № 48. С. 480).

Полярно противоположную точку зрения выразил И. А. Ильин. Для него хронологические сдвиги в легендах о Николе у Ремизова (в «Трех серпах») подчеркивали «неправдоподобность и нереальность образа». Источник этого ремизовского приема Ильин видел в сновидениях: «И вот внешняя наглядность гибнет от безвкусносновидческого всесмешения; а религиозная обоснованность гибнет от смешения святого всемогущества с грешным волшебством и эмпирической техникой. Такую легенду нельзя увидеть художественно <...>. В такую легенду нельзя поверить религиозно» (Ильин И. А. Творчество А. М. Ремизова // Ильин И. А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959. С. 120).

НИКОЛА УГОДНИК

Впервые опубликовано: Голос Москвы. 1907. № 298. 25 декабря. С. 1—2, под загл. «Николай, угодник Мирнокиевский и триста старцев—иноков. Повесть и сказание».

718

Рукописные источники и авторизованные тексты: Печ. текст «15 мая 1917» (Кор-НП) — РГАЛИ. Ф. 420. Оп. 1. Ед. хр. 15. Л. 45—48.

Прижизненные издания: Шиповник 7; Новая простая газета. 1917. № 2. 28 ноября. С. 2; НП-1917; Никола милостивый. Николины притчи. Пг.—М., 1918 (далее: НМ — 1918); Звенигород окликанный. Николины притчи. Париж — Нью-Йорк — Рига — Харбин: Алатас, 1924 (далее: ЗО); Перезвоны (Рига). 1927. № 33; Три серпа. Московские любимые легенды. Т. I. Париж: ТАИР, 1927 (далее: ТС I); Голубиная книга. Гамбург, 1946, под загл. «Сказание о Николе Угоднике».

Текст-источник: № 130. Он же <Святитель Никола> и триста старцев иноков (Белград Сербский) // Бессонов П. Калики перехожие. Сборник стихов и исследование. М., 1861. С. 578—580.

Дата: 1907.

С. 189. ...поклонился Гробу Господню... — По одной версии жития св. Николай был призван на епископство, когда он жил в Палестине.

Святитель — святой епископ.

...заушал нечестивцев-ариев... — В некоторых житиях упоминается пощечина, которую наносит св. Николай Арию на Первом Вселенском соборе (Никея, 325 г.). Весьма вероятно, что этот эпизод является реализацией метафоры «схватив меч веры, он нанес Арию удар».

...освобождал невинно-заключенных... — Здесь Ремизов перечисляет наиболее известные по «Житию» чудеса Св. Николая, добавляя более поздние деяния святого: подарки детям на Западе и помощь в крестьянском труде на Руси.

...городи городьбу! — «С Николина дня заказываются луга: втыкают на межах прутья и ветки — и на этих лугах пасти скот возбраняется» (прим. Ремизова в: Шиповник 7).

С. 190. ...самого Илью умилостивит... — См. коммент. к «Николин дар». С. 724.

вешний Никола — память Николая Чудотворца совершается два раза в год: 9 мая — перенесение мощей из Мир Ликийских в Малой Азии в Италию в г. Бари в 1087 г. и Никола зимний — 6 декабря.

...у Печерской в Киеве... — Отсылка к «Слову о полку Игореве», где Всеслав Полоцкий «из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя <...> Тому в Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша».

...справлять Никольщину... — празднование зимнего Николы (6 декабря) обычно включало в себя совместные застолья всего села, осуществляемые в складчину, которые продолжались несколько дней.

Все святые собрались... — Дальнейшее перечисление святых Ремизов дает по народному календарю, согласно которому святые имели еще традиционные имена—прозвища, а даты их памяти были связаны с метеорологическими приметами, влияющими на общий уклад крестьянской жизни и, в частности, на последовательность сельскохозяйственных работ. Петр-полукорм — поклонение веригам св. апостола Петра, 16 января; Афанасий-ломонос (Афанасьевские морозы) — день памяти свв. Афанасия и Кирилла Александрийских, 18 января; Тимофей-полузимник (Тимофеевские морозы) — день памяти св. апостола Тимофея, 22 января; Аксинья-полухлебница — день памяти преподобной Ксении, 24 января; Власий-сшиби-рог-с-зимы (последние морозы) — день памяти священномученика Власия, 11 февраля; Василий-капельник — день памяти св.

719

преподобного Василия, 28 февраля; Евдокия-плющиха («снег плющит») — день памяти св. преподобной мученицы Евдокии, 1 марта; Герасим-грачевник — день памяти св. преподобного Герасима, 4 марта; Алексей-с-гор-вода — день памяти св. преподобного Алексия человека Божия, 17 марта; Дарья-загрязни-проруби — день памяти св. мученицы Дарии, 19 марта; Федул-губы-надул (ненастье) — день памяти св. мученика Феодула, 5 апреля; Родион-ледолом, Руфа-земля-рухнет: 8 апреля — день памяти свв. апостолов Иродиона и Руфа, 8 апреля; Антип-водопол — день памяти священномученика Антипы, 11 апреля; Василий-выверни-оглобли (а сани на поветь!) — день памяти св. преподобного Василия, епископа Парийского, 12 апреля; Егор-скотопас — день памяти св. великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля; Степан-ранопашец — день памяти Святителя Стефана, епископа Великопермского, 26 апреля; Ярема-запрягальник — день памяти св. пророка Иеремии, 1 мая; Борис и Глеб барыш-хлеб — перенесение мощей свв. Бориса и Глеба, 2 мая; Ирина-рассадница — день памяти св. мученицы Ирины, 5 мая; Иов-горошник — день памяти праведного Иова многострадального, 6 мая; Мокий-мокрый — день памяти священномученика Мокия, 11 мая; Лукерья-комарница — день памяти св. мученицы Гликерии, 13 мая; Сидор-сивирян («На Сидора еще сиверно») — день памяти св. мученика Исидора, 14 мая; Алена-льносейка — день памяти св. равноапостольной Елены, 21 мая; Леонтий-огуречник — обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского, 23 мая; Федосья-колосяница — день памяти св. мученицы Феодосии, 29 мая; Еремей-распрягальник — день памяти свв. апостола Ерма и мученика Ермия, 31 мая; Петр-поворот (солнцеповорот) — день памяти преподобного Петра Афонского, 12 июня; Акулина-гречушница — задери-хвосты (в это время особенно нападают на скот мухи) — день памяти св. мученицы Акилины, 13 июня; Иван-купал — Рождество св. Иоанна Крестителя, 24 июня; Аграфена-купальница — день памяти св. мученицы Агриппины, 23 июня; Пуд и Трофим (у Ремизова: Трифон) — бессонники (много полевых работ, нет времени много спать) — день памяти свв. мучеников Пуда и Трофима, 23 июля; Пантелеймон-паликоп — день памяти св. великомученика и целителя Пантелеимона, 27 июля; Евдокия (Авдотья)-малинуха (поспевает малина) — день памяти преподобномученицы Евдокии, 4 августа; Наталья-овсянница — день памяти св. мученицы Наталии, 26 августа; Анна—скирдница — день памяти праведной Анны пророчицы, 28 августа; Семен-летопроводец — день памяти преподобного Симеона Столпника, 1 сентября; Никита-репорез — день памяти св. великомученика Никиты, 15 сентября; Фекла-заревница — день памяти первомученицы равноапостольной Феклы, 24 сентября; Пятница-Параскева — день памяти св. великомученицы Параскевы, 28 октября; Кузьма-Демьян с гвоздем — день памяти свв. бессребренников Космы и Дамиана, 1 ноября; Матрена зимняя — день памяти преподобной Матроны, 9 ноября; Федор-студит — день памяти преподобного Феодора Студита, 11 ноября; Спиридон-поворот — день памяти Святителя Спиридона Тримифунтского («Солнце на лето, а зима на мороз»), 12 декабря; три отрока — день памяти пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, 17 декабря; сорок мучеников — день памяти свв. сорока мучеников Севастийских, 9 марта; Иван-поститель (Иван Постный) — Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (в этот день строгий пост), 29 августа; Илья Пророк (Громовый день. С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна): 20 июля — св. пророка Илии; Михайло

720

Архангел (Михайлов день) — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, 8 ноября.

С. 191. ...милостивая жена Аллилуева милосердая и отроковица Милостыня. — Представляется вероятным, что Ремизов, по аналогии с Параскевой-Пятницей, перевел с греческого имена святых, возможно, Евдоксии (31 января) и Евпраксии (25 июля), в переводе означающих соответственно благославная (Аллилуйя — хвала Богу) и благоделание.

...Касьян... спалил... — Этот эпизод является одним из объяснений празднования памяти св. Касьяна только один раз в четыре года (29 февраля) как наказания. См.: Аничков Е. В. Микола-угодник и св. Николай. С. 44—45.

С. 192. Студеное море — Белое море.

...вспелешилось море... — «пелехать — идти вперевалку» (прим. Ремизова. Шиповник 7).

Велеша — «Пелеша-Велеша — Артемида «Троянских Деяний», олицетворяющая убивающую и возрождающую силу природы» (прим. Ремизова. Шиповник 7).


Раевская-Хьюз О.П. Комментарии. А.М. Ремизов. Николины притчи // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 6. С. 716—721.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)