[an error occurred while processing this directive]

С. 311. «Воистину» — часть православной пасхальной формулы «Христос Воскрес!» — «Воистину Воскрес!»

В молодости я всё некрологи писал... — Речь идет о шуточных «некрологах» товарищам по вологодской ссылке, покидавшим «места не столь

502

отдаленные». Часть зачитывавшихся при отъездах друзей шуточных документов Ремизов увез с собой в эмиграцию и потом включил их в состав книги «Иверень» (см.: Т. 8 наст. изд. С. 485—506). См. также: Обатнина Е. Р. Царь Асыка и его подданные. С. 17—30.

С. 311. ...Пришвин помянул своего приятеля-земляка... — Имеется в виду А. М. Коноплянцев.

С. 311—312. «Припаду к лапоточкам берестяным, мир вам, грабли, коса и соха, я гадаю по взорам невестиным на войне о судьбе жениха...» — Цитата из поэмы С. Есенина «Русь» (1914). В апреле 1915 г. поэт читал ее дома у Ремизовых и переписал текст поэмы для С. П. Ремизовой-Довгелло (автограф хранится в альбоме Ремизова в РНБ — Сообщено С. И. Субботиным).

С. 312. «Pensées» (фр.) — «Мысли».

С. 313. «О понимании» (1886) — философское сочинение Розанова. Этой работе посвящена статья Ремизова «О понимании» (1954 <?>) — см.: Ремизов А. О понимании. Публ. А. М. Грачевой /Алексей Ремизов — Исследования. С. 224—230.

Дионисий Ареопагит — ученик апостола Павла и первый афинский епископ, которому приписывалось авторство четырех трактатов и десяти писем, пользовавшихся огромным авторитетом в средневековой как восточной, так и западной церквах. В житии протопопа Аввакума упомянут во «[Вступлении]».

...и Аввакум щеголял ~ легендарным римским папою Фармосом латинского летописца... — Формос (в тексте Аввакума Фармое) — римский папа (891—896), после смерти был обвинен в узурпации папского престола и проклят, потом реабилитирован. Его имя упомянуто в «Первой» челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу (1664).

С. 314. Но и среди русских, живущих за границей, есть та же дума... — В кн. «Встречи» фраза имеет продолжение: «...та же дума. в Америке — Роман Якобсон, в Страсбурге — Б. Г. Унбегаун, а в этой самой Англии...» (С. 112).

...благодаря ему нам разрешение вышло в Петербург до срока переехать... — См. письмо Ремизова Г. И. Чулкову от 15/28 ноября 1911 г.: «30.V.1903 кончился срок ссылки. Получил я ограничение [на проживание в столицах — А. Г.] на 5 лет. <...> 1.II.1905 с разрешения Святополк-Мирского водворился в Петербурге» (РГБ. Ф. 371. Карт. 4. Ед. хр. 46. Л. 14 об.).

А в России — не в поре ~ и попади Вы в эту категорию «мистическую»... — См. характеристику Розанова в советской «Философской энциклопедии». Розанов «русский философ-мистик. <...> Монархист по политическим взглядам, Розанов сотрудничал в то же время в либерально-буржуазной печати, писал антисемитские статьи. Политическое двурушничество Розанова отмечалось как демократической, так и реакционной прессой» (Балакина И. В. В. Розанов / Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4. С. 516).

С. 315 Когда-то Вы писали, что «заработал на полемике с каким-то дураком 300 рублей»... — Неточная цитата из книги В. Розанова «Уединенное» (Розанов В. В. Уединенное. Т. 2. М., 1990. С. 230).


Грачева А.М. Комментарии: Ремизов. Том 10. Петербургский буерак // Ремизов А.М. Собрание сочинений. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 10. С. 502—503.
© Электронная публикация — РВБ, 2017—2024. Версия 2.β (в работе)