РВБ: О проекте: Вокруг РВБ 01.12.2009

 

 

http://rvb.ru/

Евгений Горный [email protected]
Игорь Пильщиков [email protected]
Владимир Литвинов [email protected]

Русская виртуальная библиотека
Классическая русская литература с профессиональными комментариями и исследовательскими материалами

Наша анкета

Часть первая. Персонифицированная

Расскажите немного о себе: назовите себя; опишите, чем занимаетесь по работе, что делаете в свободное время.

    Евгений Горный (ЕГ): В настоящее время — докторант Голдсмитс-колледжа, Лондонский университет. Пишу докторскую диссертацию, посвящённую творческим процессам в Интернете. В свободное от писания время занимаюсь йогой и фотографией.

Рис. 1. Евгений Горный. Оксфорд, 2004 г. Фото  В. Белокурова.
Евгений Горный. Оксфорд, 2004
Игорь Пильщиков. Москва, 2000     Игорь Пильщиков (ИП): Кандидат филологических наук, специалист по истории и теории поэтического языка, истории русской литературы, русско-европейским культурным связям, текстологии, научному электронному книгоизданию. Автор более 100 печатных научных трудов, в том числе монографии «Батюшков и литература Италии» (2003 г.). Ведущий научный сотрудник Института мировой культуры Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, главный специалист Института мировой литературы РАН, докторант Института языкознания РАН. Заместитель председателя Дантовской комиссии РАН, секретарь совета Программы фундаментальных исследований Отделения историко-филологических наук РАН «Филология и информатика». Научный редактор «Русской виртуальной библиотеки» http://rvb.ru/, главный редактор Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru/, соредактор журнала Philologica http://rvb.ru/philologica/.

Рис. 2. Игорь Пильщиков. Москва, 2000 г. Фото И. Долгопольского.
    Владимир Литвинов (ВЛ): Работаю переводчиком, перевожу технические тексты, а в свободное время занимаюсь проектом «Русская виртуальная библиотека» и некоторыми другими, более мелкими.



Рис. 3. Владимир Литвинов. Крым, 2004 г.
Владимир Литвинов. Крым, 2004

Когда вы впервые познакомились с компьютером? Как в основном вы используете компьютер? При помощи каких ПК (технические характеристики) ведётся основная работа по дальнейшему построению сайта?

ЕГ: Впервые компьютер я увидел в начале 90-х гг. Это был маленький Макинтош, которые шведские коллеги подарили кафедре русской литературы Тартуского университета и на котором мы играли в «Принца Персии» и прочие славные игры. Вскоре компьютер появился в редакции газеты Alma Mater, с которой я в те поры сотрудничал, — на этот раз убедительный 386. Деньги на его приобретение были получены от Фонда «Культурная инициатива», который позже переименовался в «Фонд Сороса». Газета стала делаться на компьютере: от набора текстов до вёрстки и вывода пленок. А до того набиралась в железе на линотипе; я ещё застал эту технологию. Помню, с каким восторгом наблюдал за работой наборщиков: им ведь приходилось прикладывать букву к букве, и при этом в зеркальном отражении!

Сейчас у меня лаптоп 1.50 ГГц. Он используется для всего, для чего применяется в наше время компьютер.

ИП: За компьютер я впервые сел в 1992 г. В 1991 г, окончив Тартуский университет, уехал работать в Англию, где прожил до 1995 г. Сначала я был единственным человеком в университетском кампусе, стучавшим на стареньком ундервуде. На меня даже приходили смотреть из соседних департаментов. Затем начал пользоваться компьютером как «продвинутой» пишущей машинкой, облегчающей работу над научными статьями и переводами, которую к тому же можно использовать для сбора и хранения текстовых и графических материалов. Затем, когда в 1994 г. мы с моим другом и коллегой, известным филологом Максимом Шапиром, начали выпускать двуязычный журнал по русской и теоретической филологии Philologica, компьютер пригодился для вёрстки сложных профессиональных текстов и изготовления оригинал-макетов.

В 1998—99 гг. мой старый друг и коллега, один из пионеров Рунета Евгений Горный, предложил создать сетевую академическую библиотеку. Идею поддержал наш сокурсник по Тартускому университету Владимир Литвинов. Так на свет появилась РВБ, в работе над которой без компьютера было, понятное дело, не обойтись. Наконец, опыт РВБ пригодился нам при создании ещё одного, более крупномасштабного электронного ресурса — Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор» (ФЭБ), которая открылась в Сети в 2002 г. (директор — Констатин Вигурский, технический директор — Александр Штольберг, главный редактор — Игорь Пильщиков, среди участников проекта — Евгений Горный).

У меня достаточно скромный компьютер: Pentium III 500 МГц, ОЗУ 512 Мб, HDD на 120 и 10 Гб. Есть сканер Mustek ScanExpress 1200 FS (не очень новый), а принтер — прямо-таки ветеран — HP 4P 1994 г. изготовления (на нём печатался оригинал-макет первой «Филологики»).

ВЛ: С компьютером впервые познакомился в конце 80-х гг. «Диггера» гонял у приятеля на работе, а более плотно — когда в 1994 г. на нынешнюю работу пришёл. Компьютер используется по-разному: для переводов (текстовые редакторы, электронные словари, иногда графические редакторы), для проекта (распознавание текста, вёрстка, в том числе при помощи потоковых утилит, редактирование графики), разумеется, есть Интернет, электронная почта. Что касается технических характеристик, то я работаю то на лаптопе (Pentium III, 450 МГц, ОЗУ 128 Мб), то на десктопе (Pentium 4, 2800 МГЦ, ОЗУ 512 Mб, видеопамять 128 Мб, HDD на 120 Гб). Периферия: сканер Umax Astra 4700, USB HDD enclosure плюс HDD для бэкапа. На лаптопе только верстаю, на десктопе делаю всё остальное.

Как давно вы пользуетесь Интернетом? Какое главное открытие для себя вы сделали в Интернете? Что такое, по-вашему, Интернет? Назовите свои любимые сайты — те, которые вы стараетесь просматривать каждый день.

ЕГ: Интернет впервые увидел в 1994 г., кажется, году. В Тарту Интернет, как известно, привёз Куб (Михаил Якубов): приехав из Америки, он отыскал Компьютерный центр и отвёл нас туда с Романом Лейбовым. Там ещё стояли чудовищных размеров машины с маленькими синими дисплеями, назывались они VAX/VMS. Вскоре появился первый гипертекстовый браузер Mosaic — и начался нормальный Интернет.

Рис. 4. Евгений Горный. Оксфорд, 2004 г. Фото  А. Величко.

С самого начала мне было интересно что-то создавать в Интернете, а не просто его использовать. В том же 1994 г. я сделал свою первую домашнюю страничку. Кроме того, играл с Лейбовым в манинское «Буриме» и, кажется, писал что-то в лейбовский же POMAH. Переквалифицировавшись волею судеб из филолога и семиотика в журналисты, стал писать всякие истории про Интернет в газеты, и приобрёл репутацию «специалиста».

Евгений Горный. Оксфорд, 2004

В 1996 г. Дмитрий Ицкович пригласил меня в Москву «делать журнал про Интернет». Я списался с «деятелями русского веба», которых тогда можно было пересчитать по пальцам, и предложил делать его вместе. Так появился Zhurnal.ru. С того времени, вплоть до самого недавнего, моя жизнь была тесно связана с Интернетом не только в пользовательском, но и профессиональном плане. Некоторые из проектов, в которых я участвовал, сыграли свою историческую роль и перестали развиваться; другие — живут и расцветают. К последним относятся РВБ и Сетевая словесность.

Главное открытие — то, что Интернетом можно не просто «пользоваться», но и самому что-то в нём создавать; не только использовать готовые шаблоны действий, но и придумывать свои собственные.

Определять, что такое Интернет, я не возьмусь. Мне нравится высказывание (не помню уже чьё), что Интернет — это форма представления бесконечности. А бесконечность на то и бесконечность, что пределов у неё нет.

Набор любимых сайтов у меня меняется в зависимости от того, какие интересы преобладают в тот или иной момент времени. Сейчас я довольно регулярно пользуюсь исследовательскими базами данных (JSTOR, SSRN, BIDS); участвую в нескольких фотографических сайтах (TrekEarth, TrekLens, Photos-of-the-year.com); регулярно читаю ленту в своём «Живом Журнале». Прочее приходит по мере надобности.

ИП: Интернетом я пользуюсь то ли с 1998 г., то ли с 1999 г. — с лёгкой руки Горного. Для меня Интернет — это, прежде всего, открытая информационная среда, а в меньшей степени — средство дистанционной коммуникации. Я почти не пишу в «Живой Журнал», для общения с друзьями и коллегами предпочитаю электронную почту. Список любимых сайтов: свои сайты (РВБ, ФЭБ, Philologica); поисковые машины Яндекс и Google; электронные каталоги Российской национальной библиотеки (С.-Петербург) и Национальной библиотеки Франции (Париж); цифровая служба Национальной библиотеки Франции — Gallica; знаменитый сайт, специализирующийся на классической филологии — Perseus; Журнальный зал РЖ; разные словарные сайты.

ВЛ: Интернетом пользуюсь регулярно с 1999 г. — практически каждый день. Главное открытие — не знаю, наверное то, сколько полезной информации там уже есть, а сколько информации ещё отсутствует. С одной стороны, многое уже сделано, а с другой — не сделано ещё больше. Что такое Интернет — не знаю, не задумывался: наверное, некий параллельный мир, в котором сняты одни ограничения, но наложены другие. Сняты ограничения на расстояние, наложены — по объёмности, запахам, тактильным ощущениям, И, пожалуй, главное, Интернет — мир переведённый, то есть оцифрованный, описанный на специфических языках, в то время как остальной мир — просто есть.

Любимые сайты? Во-первых, конечно, свой сайт, как свой сад, который давно выращивается. Каждый день — livejournal.com, некоторые новостные сайты.

Как реагируют ваши близкие и друзья на то, что вы достаточно много времени уделяете своему сайту, компьютеру, Интернету, наконец?

ЕГ: Положительно. Только обижаются, если я долго не отвечаю на письма.

ИП: Я вообще занимаюсь работой больше, чем всем остальным, так что они уже привыкли.

ВЛ: Кто как. В основном, с пониманием.

Может быть, у вас есть мечта? Если не секрет, расскажите о ней.

ЕГ: Мечта (вернее, намерение) самая простая: не иметь долгов; реализовывать свой потенциал как можно полнее; жить в гармонии с собой и миром. Всё остальное — вещи производные.

ИП: Мечта несбыточная: хочу жить в тёплой и свободной стране, основная часть населения которой говорит по-русски.

ВЛ: Мечта? Все книжки и рукописи должны быть в Сети, при этом должны быть связаны интересной системой ссылок. В идеале же — визуализация смыслов, некий flight-simulator по смысловому пространству.

Владимир Литвинов и Евгений Горный. Оксфорд, 2003


Рис. 5. Владимир Литвинов и Евгений Горный. Оксфорд, 2003 г.

 

Часть вторая. Тематическая

Кратко охарактеризуйте основное предназначение и тематику вашего проекта.

ЕГ: РВБ, на мой взгляд, не обязательно должна ограничиваться «классикой». В случае же современных произведений «авторитетных источников» иногда просто нет, и электронная публикация в РВБ потенциально сама может стать таким источником. РВБ в этом смысле — это не только «воспроизведение» того, что уже есть, но и экспериментальная площадка для сознания нового, не бывшего ранее.

ВЛ: Тематика — классическая русская литература с XVII до начала XX вв. и её осмысление. Предназначение — сделать эту литературу доступной в адекватном виде (с комментариями и исследовательскими материалами).

ИП: РВБ — сетевая библиотека академического типа. Её цель — электронная публикация классических и современных произведений русской литературы по авторитетным источникам с приложением необходимого справочно-комментаторского аппарата.

Когда (укажите дату), как и на основании чего возникла мысль о создании сайта?

ЕГ: Мысль возникла на основании того, что ощущалась субъективная потребность в проекте такого рода. А ничего похожего в Рунете на тот момент не было.

ИП: Библиотека была создана в 1999 г. по инициативе Евгения Горного и при финансовой поддержке Института «Открытое общество». Проект открылся в Сети 1 декабря 1999 г. — совсем скоро РВБ «стукнет» ровно пять лет. Это была первая библиотека русской литературы, которую можно было с полным правом назвать научной. Теперь таких библиотек несколько, и мы надеемся, что число их будет продолжать расти.

ВЛ: Лето 1999 г. или чуть раньше — 1998 г.

Существуют ли аналогичные вашему проекты в Рунете? В чём преимущество именно вашего ресурса перед тематически сходными сайтами?

ЕГ: Электронных библиотек в Рунете очень много и все они хороши по разному. РВБ — библиотека академическая, в этом её отличие от других. Ближайший аналог — это, конечно же, ФЭБ.

ИП: Мне кажется, что две сетевые библиотеки — РВБ и ФЭБ — отличаются от других интернет-библиотек свой установкой на филологический академизм, стремлением представить в Сети авторитетные тексты произведений русской литературы, снабжённые профессионально подготовленными сопроводительными материалами. Вообще-то научность нынче не в моде. Если сравнивать эти проекты между собой, то окажется, что они в чём-то противоположны друг другу: РВБ больше развивается «вширь», ФЭБ — «вглубь». РВБ носит экспериментальный характер, ФЭБ — массово-конвейерный; РВБ — проект индивидуальный (все учредители и участники — физические лица), ФЭБ — институализированный (среди учредителей и участников — учреждения Российской академии наук и Минсвязи).

ВЛ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru. Преимущества — мы несколько гибче, на мой взгляд, наша программа более широкая, хоть и менее углублённая.

Если сравнивать с библиотеками, в которых находятся просто текстовые материалы (думается, библиотека Мошкова — самый яркий пример), то у нас в текст «зашито» намного больше информации.

 

Знакомы ли вы с зарубежными сайтами похожей направленности? Какими?

ИП: Насколько я знаю, зарубежных аналогов у РВБ и ФЭБ нет.

ВЛ: Боюсь, что аналогов нашему проекту, как и проекту ФЭБ, нет за рубежом. Отчасти зарубежный сайт «Библиотека «ImWerden»» http://www.imwerden.de/. Это русскоязычная библиотека с немецким хостингом. Отношения партнёрские, хорошие. Возможно, будет совместная работа с Oxford Text Archive http://ota.ahds.ac.uk/.

Расскажите о «ядре» вашего проекта — то есть о том, какое информационное наполнение составляет неизменную основу сайта и используется для дальнейшего подбора данных.

ВЛ: Ядро проекта в предложенном понимании — «Программа публикаций» и списки литературы, которая с течением времени будет публиковаться.

Законченные издания также становятся «ядром», поскольку они соединяются ссылками с новыми публикациями. Например, десятитомное собрание сочинений А. С. Пушкина, наверное, самый популярный ресурс сайта, но ссылки из него идут на другие ресурсы. Если в комментариях к текстам Пушкина упоминаются тексты других авторов, которые опубликованы в других разделах, то мы ставим ссылки на эти тексты. Нет чётко выделенного центра, «ядра» и периферии. Есть система как с вертикальными (список публикация — оглавление публикации — отдельные тексты), так и горизонтальными (между различными авторами) связями.

Как часто обновляется ресурс?

ИП: Один-три раза в месяц.

ВЛ: Стараюсь раз в неделю, получается раз в месяц.

Что вы можете посоветовать нашим читателям посмотреть на сайте в первую очередь?

ЕГ: Посмотреть список публикаций и выбрать то, что больше интересует.

ВЛ: Алфавитный указатель текстов Пушкина или его писем по адресатам.

Столкнулись ли вы с какими-либо проблемами, создавая свой сайт: например, сложными техническими вопросами или, скажем, человеческим фактором, оплатой хостинга, и т. п.?

ЕГ: Помимо проблемы финансирования, есть и другая проблема: отсутствие готовых технологий, идеально подходящих для решения задач, которые ставит перед собой РВБ. Например, такую простую вещь как многонаправленная ссылка (гиперссылка, по которой можно перейти в несколько разных мест) с помощью имеющихся технологий красиво реализовать не получается. Задача перелинковывания большого и динамичного массива текста также непроста и требует массы ручной работы.

Тэд Нельсон, автор проекта Xanadu, вот уж тридцать лет грозится построить «литературную машину», которая позволит связывать между собой любые тексты и задавать разнообразные параметры этих связей. Его идеи «глубокой литературы» или «транлитературы» крайне интересны, но, к сожалению, дальше громогласных пророчеств и довольно примитивных программ дело так и не пошло.

Убедительных примеров использования XML в филологических целях я пока тоже не видел, если не говорить о частных экспериментальных приложениях. Технология, используемая в РВБ, «сделана на коленке» и, на мой взгляд, далека от совершенства и эффективности. Однако другой технологии или людей, которые могли бы её создать, у нас нет. Это одновременно и техническая проблема, и проблема «человеческого фактора». Таким образом, приходится обходиться собственными силами не только в подготовке и издании текстов, но и в таких нефилологических вещах, как программирование и дизайн. Дизайн РВБ, который некоторые называют «панковским», я сделал сам — просто потому, что не нашёл профессионалов, у которых было бы время и желание этим заниматься. Зато всё работает, и я никому ничем не обязан.

ИП: Деньги, деньги и ещё раз деньги. Катастрофически не хватает финансирования. Кроме того, смущает отсутствие определённого юридического статуса у бесплатных сетевых ресурсов. Нынешние формулировки закона об авторском праве для нас — создателей некоммерческих электронных библиотек — крайне неблагоприятны, а как защищаться от возможной государственной или бизнес-агрессии, мы, в сущности, не знаем.


Рис. 6. Игорь Пильщиков возле Китайского дворца Екатерины II. Ораниенбаум, 2004 г.
Игорь Пильщиков возле Китайского дворца Екатерины II. Ораниенбаум, 2004

ВЛ: Деньги. В первую очередь для оплаты корректорской читки распознанных книг. Технически сложной была проблема установки Яндекс-сайта под виртуальным сервером. Спасибо Е. Созинову — решил. Сейчас есть задумки сделать ещё один поисковый движок на основе WordTabulyator http://rvb.ru/soft/wt/wt.htm. Также денежная проблема — отвлечь программистов от основных проектов. Так, Сергей Логичев написал утилиту xMarkup, время от времени расширяет её возможности, но, увы, ему не хватает свободного времени, например, для того чтобы написать графический интерфейс.

Быть может, с сайтом связана какая-либо история, грустная или смешная? Приведите несколько любопытных эпизодов, забавных фактов и происшествий из жизни вашего сайта.

ЕГ: Думаю, мало кто знает, что сначала была идея назвать нашу библиотеку в честь М. И. Мухина. Логика была такая: библиотека виртуальная, а Мухин — старейший русский виртуал, прекрасной души человек, и домашняя его библиотека не маленькая, да и в обсуждении участвовал, когда это всё только задумывалось. Но как-то не сложилось, библиотека осталась не персонализированной. А было бы смешно: у одних — им. В. Л. Ленина, а у нас — им. М. И. Мухина. Два мира — офлайновый и онлайновый, киберпанк такой.

ВЛ: Ну, у нас всё больше серьёзные люди тусуются. Забавная история, пожалуй, была: один приятель принёс мне диск, на котором было подготовленное нами собрание сочинений Пушкина, вытащенное из Сети, с какой-то косой оболочкой (многочисленные французские цитаты были все искажены, оболочка неправильно отображала французские знаки с диакритикой). Вместо «© РВБ», стояло «© Пушкины дети». Не очень забавно, но любопытно. В каком-то смысле справедливо.

Впрочем, было несколько забавных случаев. Малознакомые люди говорили: «На РВБ сделали интересную вещь, видел?». Отвечал так: «А ручки-то? Вот они. Собственно я и делал».

 

Вероятно, вы сможете поделиться краткой хронологией своего проекта с указанием основных дат, фактов и событий в становлении и развитии ресурса?

ВЛ, ИП:

1.12.1999 г.  Открытие ресурса.

2000 г.  Публикации Батюшкова, Мамлеева, Ремизова, Хлебникова, «Неофициальная поэзия», начата публикация Пушкина и «Илиады» Гомера, Андрея Белого, опубликован «Каталог лингвистических программ и ресурсов в Cети», Word Tabulator 1.02.

2001 г.  Завершена публикация собрания сочинений Пушкина, продолжались публикации текстов «Неофициальной поэзии», Андрея Белого, опубликован каталог, обновлялся «Каталог лингвистических программ и ресурсов в Cети», опубликовано описание «рабочей лошадки» — утилиты xMarkup.

2002 г.  Начата публикация собрания сочинений Достоевского, продолжались публикации текстов Мамлеева, «Неофициальной поэзии», Андрея Белого («Симфонии»), открыт каталог ссылок DANTE E GLI STUDI DANTESCHI («Данте и наука о Данте»), новые версии Word Tabulator. Введена возможность полнотекстового поиска.

2003 г.  Сделаны публикации Державина, Нарежного, Сумарокова, начат выпуск электронной версии журнала Phiolologica. Продолжались публикации «Неофициальной поэзии», Достоевского.

2004 г.  При поддержке Российского гуманитарного научного фонда в составе РВБ открыт проект «Русская литература XVIII-начала XXIX вв.». Помимо опубликованных ранее текстов Державина, Сумарокова и Нарежного, туда вошли тексты Карамзина, Ломоносова, Богдановича, Хераскова, готовятся тексты Кантемира, Новикова, Фонвизина. Начата публикация собрания сочинений Л. Н. Толстого, размещён сайт Мандельштамовского общества, Москва, и архив PDF-файлов «Библиотеки «ImWerden»». Обновлялись проекты Phiolologica, «Неофициальная поэзия», «Каталог лингвистических программ и ресурсов в Cети».

 

Часть третья. Техническая

Использовали ли вы какие-нибудь «хитрые» приёмы, интересные разработки, новаторские идеи при создании сайта?

ВЛ: Единственный «хитрый» приём — программа xMarkup. Это консольная утилита, осуществляющая синтаксический анализ текста (парсер) и вводящая дополнительную разметку на уже имеющуюся. При помощи программы строится гипертекстовая файловая система, вводится логическая разметка (классы) в тексты. Работает быстро и легко под всеми версиями Windows.

Что показывает статистика посещения вашего ресурса: каков приток посетителей, велик ли объём трафика и т. п.?

ИП: Посещаемость сайта стабильно растёт при отсутствии какой-либо внешней и внутренней рекламы. Через два года после открытия РВБ посещаемость была свыше 700 посетителей в день, через два года она выросла до 1 тыс. и более посетителей в день, сейчас она составляет около 2 тыс. посетителей в день. За почти пять лет существования РВБ на сайте побывало свыше миллиона посетителей, которые просмотрели более 4 млн страниц. Замечу, что на ФЭБ рост статистических показателей в последнее время эффективнее: там сейчас посещаемость около 3 тыс. человек в день — и это через два года со дня открытия проекта.

ВЛ: Растёт посещаемость, растёт индекс цитируемости (компании Яндекс) — 2000. Сейчас по числу посетителей и хостов нас обошла ФЭБ. В настоящее время средний трафик составляет около 2 тыс. хостов в день. В 2000 г. их было около 700.

Часть четвёртая. Заключительная

Какими собственными мыслями вам бы хотелось поделиться с читателями «Мира ПК»?

ЕГ: Читайте художественную литературу: она, как и театр, учит жизни. Не прямо, как учебник, а косвенно — через развитие способности чувствовать и переживать. То есть, говоря йогически, расширяет спектр воспринимаемых вибраций, что, в совокупности с развитием осознания, и составляет духовный рост.

ИП: Готовых «советов читателям» у меня нет, но готов отвечать на вопросы, если кто-нибудь их пришлёт.

ВЛ: Счастливых прогулок по гипертексту — это интересно. Уже распознано и вычитано много текстов, скоро они будут встроены в имеющийся гипертекст.

Игорь Пильщиков и Евгений Горный дома у Горного. Москва, 2001

Рис. 7. Игорь Пильщиков и Евгений Горный дома у Горного. Москва, 2001 г.

 

 


Об авторах. Евгений Горный (gorny @ list.ru) — директор «Русской виртуальной библиотеки» http://rvb.ru/; Игорь Пильщиков (pilshch @ mail.ru) — научный редактор; Владимир Литвинов (litvinov @ snezhinsk.ru) — технический редактор.

 
 
© Русская виртуальная библиотека, 1999—2024. РВБ
Источник:
Мир ПК – диск. 2004. № 12. Люди и компьютеры. История в лицах
[an error occurred while processing this directive]